МЛМ-бизнес и финансовые пирамиды: в чем отличия

МЛМ-бизнес и финансовые пирамиды: в чем отличия

В поисках путей для запуска собственной компании или новых возможностей для увеличения продаж и развития уже существующего бизнеса, предприниматели все чаще обращают внимание на перспективы сетевого маркетинга (МЛМ). Однако эта концепция вызывает и опасения из-за ассоциаций с финансовыми пирамидами. Действительно ли МЛМ является рискованной бизнес-моделью? Давайте разбираться.

Что такое финансовые пирамиды

Финансовая пирамида - это незаконная модель бизнеса, опирающаяся на оборот инвестиций привлеченных участников, а не на реализацию реальных товаров или услуг. В ее основе лежит мошенническая схема Понци, изобретенная итальянцем Чарльзом Понци еще в 1919 году.

Чарльз основал проект The Securities Exchange, где инвесторы вкладывали $1 тыс., а через 90 дней компания обещала выплатить $1,5 тыс. Откуда могли взяться 50% прибыли за 3 месяца? На самом деле никаких реальных сделок Понци не заключал, а прибыль существующим инвесторам выплачивалась из вкладов новых участников схемы. Уже через год пирамида развалилась, но Чарльз успел обогатиться на $20 млн.

В последнее время количество финансовых пирамид значительно возросло. По данным Ponzitracker, в 2023 году разоблачено 66 таких мошеннических схем, что на 20% больше, чем в 2022.

МЛМ-бизнес и финансовые пирамиды: в чем отличия

Среди основных характеристик, которые отличают финансовые пирамиды от других видов бизнеса стоит выделить:

  • Отсутствие реальных продуктов или услуг - они не предлагают реальные продукты, или же их продукт не имеет весомой ценности.
  • Вступление в структуру пирамиды требует немалого денежного взноса, который позиционируется как стартовые инвестиции.
  • Участники получают доход исключительно от денежных вложений тех, кто присоединился к финансовой пирамиде позже.
  • Акцент на рекрутинг - основная задача участников привлекать новых инвесторов в компанию. Чем больше новичков, тем выше доход участников на верхушке пирамиды.
  • Организаторы мошеннических пирамид обещают быстрое и легкое обогащение, гарантируя высокую доходность вложений.
  • Доступ к информации о регистрации и структуре компании ограничен, также нет четкого и прозрачного плана компенсаций.
  • Финансовые пирамиды стремительно развиваются, но существуют не более 1-3 лет. Когда поток новичков и их инвестиций замедляется, компания не может поддерживать выплаты вкладчикам, она рушится и ее участники теряют свои деньги.

В большинстве стран финансовые пирамиды запрещены законодательными нормами. Поэтому, чтобы избежать внимания регулирующих органов и привлечь людей, такие мошеннические схемы маскируют под законный МЛМ бизнес. Хотя сетевой маркетинг и финансовые пирамиды могут казаться похожими по своей структуре, их принципы работы кардинально отличаются.

Что такое сетевой маркетинг

Сетевой маркетинг (МЛМ или многоуровневый маркетинг) - это легальная бизнес-модель, предусматривающая продвижение и реализацию продуктов или услуг вашей компании через сеть независимых торговых представителей (дистрибьюторов).

Основой МЛМ служат принципы реферального маркетинга, согласно которым каждый клиент может рекомендовать вашу продукцию своим друзьям и знакомым, получая вознаграждения за их покупки. Это обеспечивает динамичный рост базы лояльных клиентов без больших затрат на рекламу, которая не всегда дает желаемые результаты.

Сетевой маркетинг активно развивается в разных уголках мира и пользуется широкой популярностью среди предпринимателей. По данным Statistа, на основе бизнес-модели МЛМ сейчас работает более 10 тыс. компаний по всему миру, которые генерируют многомиллионные доходы ежегодно.

Больше статистических данных и фактов о сетевом маркетинге в нашей статье Тенденции и статистика МЛМ рынка в 2024 году.

Среди характерных особенностей многоуровневого маркетинга выделяются следующие аспекты:

  • Продукт - основа бизнеса. Качественная и высокомаржинальная продукция, удовлетворяющая конкретные потребности целевой аудитории является ключевой составляющей успеха.
  • Первоначальные вложения. Чтобы присоединиться к МЛМ компании в роли партнера, часто необходимо приобрести стартовый пакет продукции для дальнейшей ее реализации конечным потребителям.
  • Прямые продажи. Дистрибьюторы самостоятельно продают продукцию через личные контакты, социальные сети или другие каналы. Они мотивированы привлекать как можно больше клиентов, ведь именно от количества продаж зависит их доход.
  • Многоуровневая партнерская структура. Дистрибьюторы привлекают новых партнеров в компанию, получая в дальнейшем комиссионные от их продаж. Строя собственные продуктивные команды для увеличения своего заработка, они обеспечивают рост продаж и прибыльности вашего бизнеса.
  • Независимость от рекрутинга. Торговые операции проходят независимо от притока новых партнеров, то есть компания имеет стабильный запас товаров, которые всегда доступны для продажи.
  • Четкая структура доходов. Дистрибьюторы получают комиссионные проценты от собственных продаж, продаж привлеченных участников и другие бонусы за активность, которые четко определены маркетинг планом. Компания платит своим партнерам только за реальный результат. Поэтому расходы на привлечение клиентов и увеличение продаж крайне прогнозируемы - они не будут выше тех, что заложены в маркетинг плане.
  • Обучение партнеров. МЛМ компании предоставляют учебные материалы и поддержку для своих партнеров, проводят регулярные тренинги, где дистрибьюторы делятся своими знаниями и опытом. Все это создает сплоченное сообщество и способствует быстрому развитию необходимых навыков для успешных продаж и рекрутинга.
  • Использование автоматизированных МЛМ платформ. Такие платформы позволяют каждому партнеру легко отслеживать свои продажи, активность команды и полученные дохода. Это не только упрощает управление всеми процессами внутри компании, но и делает их максимально прозрачными.
  • Долгосрочный бизнес. МЛМ компании успешно развивается на протяжении многих лет благодаря уникальным стратегиям продвижения, качественным продуктам, привлекательным маркетинг планам и надежным программным решениям. Например, всемирно известная сетевая компания Amway основана еще в 1959 году.

Рассмотрев основные характеристики и принципы работы финансовых пирамид и сетевого маркетинга, мы выделили их ключевые отличия:

МЛМ-бизнес и финансовые пирамиды: в чем отличия

Таким образом, финансовые пирамиды являются просто мошенническими схемами, зависящими от постоянного притока новых участников и их денежных вложений. Тогда как сетевой маркетинг - перспективная модель как для построения нового успешного МЛМ бизнеса, так и для привлечения множества лояльных клиентов, быстрого масштабирования и выхода на новые рынки уже существующих компаний.

Мы уже делились ключевыми этапами создания собственной успешной МЛМ компании с нуля. Если же вы заинтересованы во внедрении сетевого маркетинга в свой бизнес, следите за нашими будущими статьями, где мы расскажем, как эффективно интегрировать эту модель в деятельность вашей компании.

Начать дискуссию