"В будущем Общество видит себя высокотехнологичной компанией"

Эксклюзивное интервью с председателем совета директоров "Самараэнерго" Александром Розенцвайгом о текущей ситуации в компании, дивидендах и планах развития

автор интервью: Люков Игорь, частный инвестор, админ телеграм-канала "Злой инвестор .V."

-Как «Самараэнерго» переживает текущий кризис, связанный распространением короновирусной инфекции covid-19, наблюдается ли ухудшение платежной дисциплины потребителей, во сколько сегодня можно оценить потери компании?

-Кризисная ситуация в реальном секторе экономики и снижение платёжеспособности граждан уже привели к существенному сокращению уровня оплаты электрической энергии. Так уровень оплаты по энергосбытовым организациям снизился на 25%; по мелкомотрным контрагентам - на 15%; по промышленности и группе «население и приравненные к ним» - на 6%. И тенденции к улучшению этой ситуации на данный момент отсутствуют. К тому же, решением Правительства Российской Федерации был введён мораторий до конца года на применение штрафных санкций (пока только в отношении граждан-потребителей) за несвоевременную оплату электрической энергии. В то же время обязательства гарантирующих поставщиков перед оптовым рынком электроэнергии и региональными сетевыми организациями, а также санкции за их нарушение, сохраняются в полном объёме:

  • при задержке всех обязательных платежей на ОРЭМ и за услуги по передаче электроэнергии всего на один месяц ПАО «Самараэнерго» будет вынуждено заплатить от 40 млн. до 50 млн. руб. неустойки, за каждый расчётный период, в котором была допущена указанная просрочка;
  • за нарушение хотя бы одного срока исполнения обязательств по оплате электрической энергии на ОРЭ нарушитель, помимо выплаты неустойки, будет обязан предоставить в следующем месяце оператору рынка финансовые гарантии на общую сумму равную прогнозной сумме покупки, что в случае ПАО «Самараэнерго» составляет от 800 млн. руб. до 1 млрд. руб.;
  • в случае просрочки более двух платежей (а таких обязательных платежей в течение месяца – три) нарушитель платёжной дисциплины лишается статуса субъекта ОРЭМ;
  • в случае наличия двухмесячной задолженности по оплате услуг по передаче любая сетевая организация вправе инициировать вопрос о лишении ПАО «Самараэнерго» статуса гарантирующего поставщика.

Очевидно, что в ближайшее время гарантирующие поставщики столкнутся с острой проблемой дефицита оборотных средств, у них возникнут огромные кассовые разрывы, увеличится объём и расходы на привлечение кредитных ресурсов. Так, по наиболее пессимистичной оценке расходы ПАО «Самараэнерго» в 2020 г. на привлечение заёмных средств составят 100 млн руб., против 4,5 млн. руб., заложенных в сбытовых надбавках на 2020 г., при том, что компенсировать возросшие расходы за счёт симметричного начисления неустоек потребителям компания не сможет, в силу введённого на применение этой меры моратория.

Кроме того, снижение деловой активности привело и к сокращению отпуска электрической энергии, которое по оценке Общества по итогам года составит от 5% до 10% от планового уровня. В свою очередь, это прямым образом ведёт к недополучению компанией тарифной выручки (выпадающим доходам) в соответствующем размере, что в абсолютном выражении составляет от 150 млн. руб. до 300 млн. руб.

Тем не менее, не взирая на трудности периода «повышенной готовности», ПАО «Самараэнерго» продолжает полноценно функционировать. При этом Общество действует строго в рамках федеральных, региональных и локальных нормативных актов: очное обслуживание граждан-потребителей осуществляется по предварительной записи; в полной мере действуют дистанционные форматы взаимодействия с потребителями; до 60 – 70% персонала переведено в режим «удаленной работы».

-С 2010г. на фоне ухода крупных потребителей на ОРЭ, полезный отпуск «Самараэнерго» снизился с 14 до 11 млрд. кВт.ч./год ( -20%), в этом году наблюдается продолжение негативной динамики, на сколько в ближайшие годы может сократиться полезный отпуск и когда следует рассчитывать на стабилизацию ситуации?

-Истинной причиной сокращения полезного отпуска гарантирующих поставщиков является целевая модель электроэнергетики, положенная в основу её реформы, и предполагающая полную конкуренцию в её энергосбытовом секторе. В этой модели гарантирующим поставщикам отводится роль «поставщика последней надежды», что открыто декларируется представителями высших эшелонов органов власти и общественных организаций, осуществляющих контроль и регулирование электроэнергетического рынка. Институт гарантирующих поставщиков создавался для обеспечения поставки электроэнергии любому обратившемуся к ним потребителю, вне зависимости от его коммерческой привлекательности для поставщика, объёма потребления, финансового состояния и деловой репутации.

Данная политика способствовала появлению большого количества независимых (нерегулируемых) сбытовых компаний, имеющих возможность предложения потребителям практически неограниченного, по сравнению с гарантирующими поставщиками, спектра условий энергоснабжения. Это естественным образом ведёт к оттоку потребителей от гарантирующих поставщиков, которых, наоборот, «догружают» дополнительными требованиями по качеству обслуживания потребителей, которые ведут к росту их сбытовых надбавок и соответствующему снижению их конкурентоспособности, по сравнению с независимыми сбытами.

При этом сокращение полезного отпуска любого гарантирующего поставщика приводит к росту его сбытовых надбавок. А это, в свою очередь, приводит к еще большей потере ими конкурентоспособности, и уводу их полезного отпуска к независимым сбытовым компаниям, которые используя финансовую поддержку своих холдингов, имеют возможность предлагать потребителям более низкие ценовые условия. Зачастую, решения об уходе от гарантирующего поставщика не имеют никакой экономической целесообразности, а продиктованы узкокорпоративными интересами холдинговых структур.

Изложенный выше сценарий развития событий и подразумевала под собой реформа отрасли. Гарантирующие поставщики не имеют ни права, ни возможности удерживать предприятия от выхода на оптовый рынок. Таким образом, они находятся вне модели конкурентного рынка, предусмотренного ею.

Исходя из вышеизложенного можно предположить, что тенденция перехода полезного отпуска от гарантирующих поставщиков к независимым сбытам в ближайшее время сохранится, и в равновесное состояние рынок придёт только после осознанного выбора всеми экономически активными его субъектами предпочтительной для них модели энергоснабжения. В данной ситуации ПАО «Самараэнерго» предпринимает все те немногие меры по сдерживанию сокращения своего полезного отпуска, которые законодательно доступны Обществу.

-С 2018г. сектор перешел на «эталонный» стандарт регулирования, как вы оцениваете эффект от его работы на деятельность «Самараэнерго»?

-Переход на «эталонный» принцип расчёта сбытовых надбавок пока не привёл к сокращению расходов ПАО «Самараэнерго», учитываемых в его сбытовых надбавках. Однако он полностью исключил возможность включения в них региональными регуляторами затрат, внезапное возникновение которых обусловлено изменяющимися на законодательном уровне требованиями к обслуживанию потребителей.

Это происходит довольно часто. В качестве примера можно привести введение обязанности по лицензированию энергосбытовой деятельности, которое потребовало от гарантирующих поставщиков дополнительных расходов, эталоном не предусмотренных. Однако, в силу необходимости исполнения закона ПАО «Самараэнерго» уже приступило к выполнению этих требований: увеличивает количество центров обслуживания клиентов, наращивает производительность имеющихся и начинает разработку новых дистанционных сервисов обслуживания потребителей, внедряет новые процедуры и инструменты их очного обслуживания (например, электронные очереди) и т.д. При этом полный масштаб необходимых инвестиций для приведения процессов обслуживания к лицензионным стандартам пока до конца не просматривается.

-С 2013г. наблюдается значительное ухудшение платежной дисциплины потребителей «Самараэнерго», так резервы под обесценение дебиторской задолженности(ДЗ) на конец 19г. достигли 2,5 млрд.р.(в 2013г. 0.3млрд.р.), что составляет 42% от всей ДЗ общества. С чем связана такая динамика и может ли общество сегодня эффективно бороться с неплатежами? Как к данной ситуации относится регулятор и есть ли перспективы тарифного решения данной проблемы?

-Гарантирующий поставщик, которым является ПАО «Самараэнерго» в силу Закона, обеспечивает снабжением электрической энергией любого контрагента, находящегося в его зоне деятельности и подключенного к электрическим сетям, не зависимо от его финансового состояния, ликвидности активов, платежной дисциплины.

Основную долю резерва под сомнительную задолженность составляет задолженность потребителей, находящихся в процедуре банкротства. Очевидно, что в связи с ухудшением общей экономической ситуации количество таких потребителей будет только возрастать, что в текущих условиях усугубляется ещё и увеличением сроков рассмотрения дел в судах, по причине угрозы распространения нового коронавируса.

Методическими указаниями по расчёту сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков предусмотрено включение в них расходов по созданию резервов по сомнительным долгам. При этом бороться с неплатежами Общество может настолько эффективно, насколько эффективно в этой области законодательство.

-«Самараэнерго» уже много лет занимается внедрением автоматизированных систем коммерческого учета э/э (АСКУЭ), в 2019г была утверждена новая инвестиционная программа сроком до 2022г. на рекордные 1,3 млрд.руб. Чем вызвана необходимость такого существенного роста затрат и на какой эффект от ее реализации вы рассчитываете?

-Необходимость внедрения АСКУЭ на прямую вытекает из требований законодательства, а именно Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 522-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации", в соответствии с которым:

  • с 01.07.2020 г. обязанность по обеспечению коммерческого учёта электрической энергии на розничных рынках электроэнергии возлагается на гарантирующих поставщиков и сетевые организации;
  • до 01.01.2022 г. все многоквартирные дома, находящиеся в зоне обслуживания гарантирующего поставщика, должны быть оснащены интеллектуальными системами учёта;
  • с 01.01.2023 г. в случае непредоставления минимального набора функций интеллектуального учёта к гарантирующим поставщикам будут применяться штрафные санкции.

Короткие сроки, отведённые законодателем на реализацию требований указанного выше федерального закона, и планируемый в связи с этим объём работ и определяют рекордные суммы в инвестиционной программе.

-На балансе «Самараэнерго» уже многие годы находятся акции российских энергетических компаний, самыми крупными по стоимости являются пакеты акций МРСК Волги (~400 млн.р.), и Саратовэнерго (80 млн.р.) В чем смысл данных вложений и при каких условиях вы допускаете их продажу?

-Акции, находящиеся на балансе компании, принадлежат профильным энергетическим компаниям. ПАО «МРСК Волги» - ведущая сетевая компания в зоне деятельности ПАО «Самараэнерго». Наше присутствие в составе её акционеров и совете директоров даёт возможность оперативно получать информацию о политике и законодательных инициативах всего холдинга ПАО «Россети», в состав которого входит ПАО «МРСК Волги». Это, в свою очередь, позволяет ПАО «Самараэнерго» своевременно предпринимать контрмеры в законодательном поле с целью защиты своих интересов. Интерес к ПАО «Саратовэнерго» помимо того, что оно также входит в состав крупного холдинга федерального масштаба, и участие в этом обществе так же обеспечивает доступ к ценной информации, обусловлен ещё и тем, что данная компания, находясь в соседнем регионе, является прямым конкурентом ПАО «Самараэнерго» в его зоне деятельности. Таким образом, участие в органах управления данной компанией также позволяет получать необходимые сведения для уточнения оперативной обстановки на розничном рынке электроэнергии.

С учётом вышеизложенного, продажа данных пакетов акций, в настоящий момент, противоречит стратегическим задачам компании, в связи с чем в ближайшее время не планируется.

-За последние годы руководство «Самараэнерго» приняло целый ряд достаточно спорных, с точки зрения экономической целесообразности, решений:

  • ежегодная аренда за 36 млн.р./год офисного помещения класса «В+» общей площадью 720 кв.м по адресу: г. Москва, ул.Спиридоновка, дом 20, стр.2. + его охрана за 7 млн.р./год.;
  • ежегодные расходы на консультационные услуги за 24 млн.р./год. в пользу родственной ООО «ЕТЭС»;
  • увеличение расходов на благотворительность в 2010-19гг. с 3 до 87 млн.р. в год;
  • одобрение 30.08.2018г. советом директоров договора беспроцентного займа(ссылка);
  • одобрение 07.09.2018г советом директоров договора дарения(ссылка);

Насколько данные расходы соответствуют интересам общества и в чем их экономический смысл?

-Все решения в Обществе принимаются строго в рамках действующего законодательства и находятся в поле постоянного контроля со стороны контролирующих, надзорных и правоохранительных органов.

-Последний раз «Самараэнерго» выплачивала дивиденды в 2012г. (по итогам 2011г.), с тех пор, несмотря на устойчивое финансовое состояние, положение о дивидендной политики и устав общества, совет директоров перестал рекомендовать их выплату. С чем связано такое решение, когда можно ожидать возобновления выплат, планируется ли принятие прозрачной и предсказуемой дивидендной политики понятной всем акционерам?

-Учитывая складывающуюся экономическую обстановку, тенденцию к снижению отпуска электроэнергии, выручки и уровня платежей потребителей, и связанную с этим высокую вероятность возникновения дефицита оборотных средств в случае необходимости покрытия кассовых разрывов, Совет директоров рекомендовал общему собранию акционеров принять решение не выплачивать дивиденды по привилегированным и обыкновенным акциям.

Дивидендная политика Общества прозрачна, регламентируется Положением «О дивидендной политике», утв. Советом директоров (протокол 1/229 от 23.05.2008 г.), которое размещено в общем доступе на сайте ПАО «Самараэнерго».

-Одной из задач «Самараэнерго», согласно ее внутренним документам, является рост курсовой стоимости акций (капитализации) общества. Уже не первый год акции «Самараэнерго» по большинству мультипликаторов являются самыми дешевыми в секторе. Как компания относится к данной ситуации, согласны ли вы с такой оценкой и какие видите пути решения вопроса низкой стоимости?

-В качестве основного фактора роста капитализации компании Общество, в первую очередь, видит эффективность его финансово-хозяйственной деятельности, которая должна оцениваться по операционным и финансовым показателям.

В этом направлении в качестве одной из перспективных задач Общество видит перевод всех внутренних бизнес-процессов компании и внешних процессов взаимодействия с клиентами на современные высокопроизводительные цифровые платформы, что потребует масштабных инвестиций в ближайшие несколько лет и в будущем приведёт к повышению эффективности работы компании и сокращению её операционных издержек. В будущем Общество видит себя высокотехнологичной компанией, находящейся в авангарде цифровой экономики, что позволит ей занять лидирующие позиции в своём секторе, но требует серьёзных капиталовложений в настоящем.

любое использование материала допускается только при наличии ссылки на телеграм-канал "Злой инвестор .V."

1 комментарий

"В будущем Общество видит себя высокотехнологичной"  - три раза ха, похоже директор общества в будущем видит себя Наполеоном.

Ответить