Альтернативные источники финансирования МСП

Проблема финансирования малых и средних предприятий (МСП) в Российской Федерации относится к одной из самых застарелых и трудноразрешимых экономических проблем.Подходы к решению этой проблемы, вытекают из того, что существует 2 вида источника пополнения финансовых ресурсов предприятия – внутренние (собственный капитал) и внешние (сторонние).

Внутренние источники у МСП существенно ограничены, поэтому на практике мы видим поиск внешних финансовых механизмов.Традиционным источником внешнего финансирования является банковский кредит. Однако статистика его применения указывает на поиск иных источников формирования ресурсов предприятиями малого и среднего предпринимательства.

По данным Центрального Банка России, с 2013 по 2015 год объем предоставленных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства сократился на 34.5%. После 2015 года объем кредитования увеличился, но все еще не достиг показателей 2013 года, и, например, в 2017 году объем предоставленных кредитов был ниже уровня 2013 года на 22,9%.

После финансово-экономического кризиса 2008-2010 года альтернативные источники финансирования МСП всё больше набирают популярность в мире. На сегодняшний момент одними из лидеров по их использованию являются США и Китай. В России они тоже нашли своё применение на практике. Рассмотрим некоторые из них.

Лизинг

Лизинг —это процесс, при котором лизингодатель (лизинговая компания) приобретает у поставщика оборудование, а затем сдаёт его в аренду на определённых условиях лизингополучателю(клиенту) с дальнейшим переходом права собственности к клиенту.

Выделяют ряд преимуществ лизинга по сравнению с банковским кредитом:

  • Лизинговая сделка не несёт залогового обязательства.
  • Программы лизинга доступны предпринимателям даже на ранних этапах их деятельности.

  • Лизинговые программы помогают существенно сэкономить предпринимателям на дорогостоящем оборудовании.
  • Ускоренная амортизация имущества, переданного в лизинг, помогает получить льготы при налогообложении.

Исследования показывают, что на каждые три компании, готовые взять банковский кредит, приходится одна компания, которая планирует приобрести имущество через лизинг.

Факторинг

Факторинг —это вид финансовых услуг, при котором помимо кредитора (лицо, предоставляющее услуги или товары) и дебитора (покупателя) участвует фактор (факторинговая компания или банк).

Основные преимущества факторинга по сравнению с банковским кредитом:

  • Факторинговая сделка не несёт залогового обязательства.
  • Владелец предприятия выплачивает только комиссию фактору, все остальные расходы берут на себя покупатели.

  • Факторинговые сделки позволяет продавцу значительно увеличить объём продаж и выйти на новые рынки сбыта продукции.

В последние годы общий рост объемов факторинга продолжается, несмотря на то, что в ряде стран отмечено его сокращение. В Российской Федерации после двухлетнего падения объемов факторинга в 2014 и в 2015 гг., в 2016 году отмечен рост по сравнению с 2015 годом на 15,9%.

Венчурные инвестиции

Венчурные инвестиции – один из инструментов альтернативного финансирования предприятий МСП, при котором инвестор вкладывает средства в быстрорастущие и набирающие обороты компании. Основное отличие их от классических инвестиций в том, что они значительно связаны с высокой степенью риска потерять вложенные средства.

Основные преимущества венчурного инвестирования по сравнению с кредитом:

  • Венчурные инвестиции не несут залогового обязательства.
  • Венчурные инвестиции не предусматривают промежуточных выплат, так как рассчитаны на долгий срок (5-7 лет).
  • Инвестор становится деловым партнёром компании, который выполняет не только материальную помощь (юридическое консультирование и др.).


Родоначальником венчурного финансирования является США. Это связано с бушующим ростом технологических проектов таких как, Microsoft, Apple, Google и др.

Так в США за 2016 год объем венчурных инвестиций составил 66,6 млрд долл США. Для сравнения в России в этом же году этот показатель составил 46 млн долл. США.Однако с каждым годом в РФ эта ниша не перестаёт развиваться.

Электронное онлайн финансирование

Электронное онлайн финансирование является также инструментом альтернативного финансирования МСП. Лидером в этой сфере является, безусловно, Китай, но США, Канада и ЮАР также набирают популярность по его применению.

Одним из примеров электронного онлайн финансирования является краудфандинг.

Как это работает?

Для начала автор разрабатывает проект и рассчитывает бюджет для его реализации, далее он выставляет его на специальную краудфандинговую платформу, где осуществляется сбор средств. Когда сбор средств завершён, автор проекта переходит к его реализации.

Самыми популярными платформами краудфандинга в России является сайты boomstarter.ru (Boomstarter) и planeta.ru (Планета). Однако они значительно проигрывают в конкуренции самой известной и успешной мировой площадке американской платформе Kickstarter.com (Kickstarter).

На сегодняшний момент существует довольно много источников альтернативного финансирования МСП. Каждый предприниматель, исходя из их многообразия, выберет наиболее подходящий и приемлемый для его предприятия.

11