Топ 10 инновационных компаний от Fast Company 2024

Медийный ресурс Fast Company приглашает вас в будущее. Если раньше, в своих предыдущих рейтингах, авторы рассказывали об идеях и технологиях, которые обещали перевернуть мир, но еще пока казались недоступными на практике, то в этот раз перед нами технологии, которые уже среди нас. Dsight предлагает познакомиться с десятью лучшими, по мнению создателей рейтинга, его представителями.

1) Nvidia

Этот разработчик и производитель чипов возглавляет рейтинг 10 самых инновационных компаний года. Искусственный интеллект, пронизывающий все современное «железо» под этой маркой, меняет нашу повседневность так же, как сто лет назад все меняло электричество. При этом влияние Nvidia на технологии недооценено – даже при ее 85-процентной доле рынка ИИ-чипов, считают авторы рейтинга.

Nvidia занимается не исключительно аппаратным компьютерным обеспечением, которое только растет и растет в мощности. Технологии, платформы и партнерства компании работают над внедрением искусственного интеллекта во все уголки ранее не связанных с ним отраслей. Вспомним, что в течение всего лишь одной недели в январе текущего года Nvidia рассказала о том, как началось бета-тестирование их платформы по разработке новых лекарств, как запущена была пробная версия ПО для превращения героев видеоигр в «живых» персонажей, способных общаться не запрограммированными заранее диалогами, как началось сотрудничество с четырьмя китайскими производителями электромобилей, которые будут использовать на своих дэшбордах технологии Nvidia, и как теперь с помощью решений компании ритейлеры будут бороться с попытками организованных краж товаров с прилавков.

Чтобы быть в топе по продвижению инновационных чипов в мир физических явлений, мало просто знать электронику – и поэтому Nvidia глубоко погружается в изучение всех этих ранее казавшихся не смежными дисциплин. Дженсен Хуанг, гендиректор компании, приводит пример: «Нет такого дела как чип синтеза белка. А поэтому нужно пойти и изучить биологию белковых процессов, понять, что ученые хотят сделать и как мы можем автоматизировать их работу. Все эти разнообразные алгоритмы требуют немалого вклада в исследования».

Датская фармацевтическая компания Novo Nordisk достигла капитализации свыше полутриллиона долларов. Ее новинки для похудения и против диабета вегови (Wegovy) и оземпик (Ozempic) знают в мире все, кто принимает (или намеревается принимать) эти препараты на основе инновационного вещества семаглутид. Первый одобрен Управлением по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств США (FDA) к использованию в качестве средства контроля веса тела для страдающих пищевым и сопутствующим медицинским ожирением; второй предписан в основном как терапевтический препарат при сахарном диабете 2-го типа, но может употребляться и при ожирении тоже. Разработчик со столетней историей, Novo Nordisk в прошлом году показал рекордный 36-процентный рост продаж год к году до 33,7 млрд долларов.

Впрочем, семаглутид для Novo Nordisk не Клондайк, с открытием которого можно просто сесть и, ничего не делая, богатеть. С его помощью фармацевты компании вскрывают новые, не предвиденные ранее терапевтические возможности. После 25 лет внутренних исследований выяснено, что новые разработки компании на базе семаглутида имитируют выработку естественного гормона, связывающего так называемые GLP-1-рецепторы в поджелудочной железе и в головном мозге, что стимулирует выработку организмом инсулина и регулирует аппетит. Принимавшие в течение 17 месяцев этот экспериментальный препарат пациенты доказанно сбросили в среднем 15% массы тела.

Но и это еще не все. В конце прошлого года компания обнародовала результаты пятилетнего исследования 17 тысяч человек, у кого не было в прошлом проблем с диабетом. Выяснено, что препарат вегови способен снижать на 20% риск кардиологии, инсульта и вызванного сердечнососудистыми проблемами летального исхода. И теперь вегови официально одобрен FDA как средство лечения сердечнососудистых заболеваний.

Ни одна другая компания не сделала больше для продвижения генеративного искусственного интеллекта на каждое офисное рабочее место, чем это сделал Microsoft.

Объявив в январе 2023 года о десятимиллиардных инвестициях в компанию OpenAI, Microsoft начал инкорпорировать технологии этого стартапа в свои наиболее популярные платформы, в том числе облачное решение Azure, а также во всевозможные продукты для предприятий и иных потребителей. Сначала появился разговорный чат на базе их поисковика Bing, потом добавился функционал генерирования изображений и анализа графического материала, что помогло поисковику получить сто с лишним миллионов активных пользователей (хотя, конечно, возможности Bing пока несопоставимы с Google, контролирующим 90% всего поискового рынка).

Попытки компании превратить генеративный ИИ в помощник офисного работника оказались еще более масштабными. За прошедший год Microsoft распространил функционал Copilot – его семейства ИИ-помощников, начинавшегося как всего лишь второстепенный кодировщик для пользователей GitHub, – на целый ряд флагманских продуктов, таких как Microsoft 365 и Windows. Ныне к программе Copilot для целей создания с помощью простого промпта PowerPoint-презентаций, быстрого анализа данных в экселе, ответов на вопросы по корпоративной документации, резюмирования долгих переписок в Outlook и пр. прибегают не менее миллиона пользователей. По словам Джареда Спатаро, вице-президента по бизнес-приложениям Microsoft, люди все чаще и чаще «делегируют работу программе Copilot, как если бы она была их физическим коллегой, и просят ее поработать в многозадачном режиме».

4) Профсоюз United Auto Workers

Кто-то приобретает статус инноватора за технологии электронные, а кто-то – за технологии переговорные. Когда в ноябре прошлого года после 46-дневной забастовки члены профсоюза автомобилестроителей United Auto Workers проголосовали за ратификацию менеджментом продавленных профсоюзами новых контрактов с работниками на 4,5 года, это была их первая большая победа после нескольких лет упадка и уступок.

И забастовка, и переговоры по контрактам – почти личное «детище» мозговой энергии одного человека: президента профсоюза Шона Фейна, избранного на этот пост в марте 2023-го. Он быстро перешел на совершенно нетривиальные тактики в общении профсоюза с сотрудниками. Он решил, что вместо споров с каждой компанией в отдельности стоит заставить одновременно сесть за стол переговоров руководство всех трех ведущих автопроизводителей Америки. И ему это удалось. Не желая замораживать работу целой компании, профсоюз проводил точечные забастовки на конкретных заводах и цехах, и Фейн объявлял, где это произойдет, за день до старта акции в страстных живых видеообращениях на Facebook. Он также рассказывал в соцсети о том, как идет процесс, приводил даже цитаты из Библии и вообще всячески превозносил рабочих Америки. Подобные перформансы (особенно с транспарантом «Ешь богатых») сделали Фейна народным героем.

Сейчас, когда победа по контрактам в кармане, Фейн нацеливается на предприятия, принадлежащие «неопрофсоюзенным» автомобилестроителям как внутри страны, так и за рубежом. Речь идет о Tesla, Honda, Hyundai, Toyota, которые в ожидании подобных перформансов на их территории уже начали повышать рабочим зарплаты – лишь бы отбояриться от «профсоюзации».

Иногда для статуса инноватора нужно просто заявить о переоценке прежних ценностей, не для всех равных. «Женский спорт по жизни недоинвестирован», – заявила Джессика Берман, уполномоченная Национальной лиги женского футбола США (NWSL). При этом она все же признала, что инвесторы начинают вкладываться в женский футбол и «мы только в начале роста».

С момента назначения на эту должность в 2022 году Джессика борется за повышение престижа Лиги и извлечение командами-членами больших, чем прежде, дивидендов. И началось это с борьбы за справедливую инвестиционную оценку команд-активов. Ранее новые франшизы команд NWSL шли на рынке примерно по пять миллионов. Но в 2023 году Лига продала на аукционе в Бостоне и Сан-Франциско права на расширение членства на сумму в 53 млн долларов каждое (что позволило увеличить Лигу до 14 команд-членов). Новые хозяева обязались инвестировать в Бостоне 100 млн долларов, а в Сан-Франциско 125 миллионов. Команда Portland Thorns, существующая уже 11 лет, в январе была продана за рекордные 63 млн долларов. А недавно миллиардер Рон Беркл согласился продать клуб San Diego Wave FC по оценке в 113 млн долларов. «Мы перекроим оценочную политику в отношении наших франшиз более чем вдесятеро», – заявила Берман.

Новые оценки отражают мощный рост аудитории Лиги, который сама Берман называет «ракетным топливом для любой профессиональной спортивной лиги». В прошлом году посещаемость игр регулярного сезона выросла на 26% до 1,2 миллиона человек, а освещение игр на канале CBS увеличилось еще резче – на 41%. Берман и ее коллеги воспользовались этим ростом, чтобы договориться минувшей осенью с телекомпаниями о прорывной медийной стратегии, в рамках которой каждый сезон популярные каналы CBS Sports, ESPN, Prime Video и Scripps Sports будут показывать по 118 игр Лиги в течение ближайших четырех лет. В 2023 году этот показатель составлял все лишь 30 игр.

Бывает, что к инновации подталкивает банальный здравый смысл: если что-то лежит без пользы, не стоит ли это использовать как-то иначе? В 2020 году, уже в первые дни пандемии, когда пошли сплошные локдауны, архитектор Стивен Пейнтер и его коллеги в компании Gensler подумали, что кому-то из их клиентов захочется превратить пустовавшие офисные здания в жилые помещения. Пейнтер знал по опыту, что какие-то здания можно сделать жильем, а с какими-то будут проблемы, причем на оценку состояния помещений уйдет много драгоценного времени. И его команда выработала собственный алгоритм ускоренной оценки.

Алгоритм Gensler оценивает порядка 150 конструкционных и дизайнерских аспектов, например, глубину монтажа окон в стене, количество лифтов и внутренних парковочных мест. Информация добывается из доступных источников, таких как брокерские сайты и сервисы подписок. На выдачу результата анализа всего массива данных уходит всего несколько часов. Просто и быстро.

В 2023 году YouTube, наконец, выполнил обещанное: стал «первой глобальной ТВ-станцией». YouTube TV – их стриминговая альтернатива традиционному кабелю – выросла с прошлого года на 48%, причем 92% клиентов возвращаются к сервису вновь и вновь.

Драйвером роста стало приобретение «Ютьюбом» за 2 млрд долларов прав на стриминговые услуги показа матчей по американскому футболу NFL Sunday Ticket. Это привлекло болельщиков, желавших показывать не попавшие в основную трансляционную сетку матчи в уникальном «ютьюбовском» стиле. Компания предоставила возможность смотреть до четырех живых стримов одновременно при снижении задержки передачи сигнала так, чтобы пользователи могли беспроблемно смотреть матчи и чатиться в соцсетях, а, кроме того, был запущен собственный живой чат. Все это позволило компании «реально впервые за всю историю создать панорамную, на все 360 градусов обзора, вселенную болельщика», – сказал гендиректор YouTube Нил Мохан. Да, потребителю всегда хочется, чтобы все, что он хочет, было под рукой.

Эта компания вошла в список десяти лучших, потому что продемонстрировала миру, что традиционное мексиканское блюдо тако может стать душевным состоянием или даже умонастроением человечества, а значит никому конкретно принадлежать не может.

Если до 2023 года лейбл Taco Tuesday на законных основаниях принадлежал почти 30 лет компании Taco John в Вайоминге, и, что характерно, никто эту законность не оспаривал, то в мае прошлого года грянул гром: компания Taco Bell подала заявку в Федеральное бюро патентов США на отмену торговой марки Taco Tuesday по всей стране. Доводы были приведены совсем уж нетривиальные: дескать, используемая всеми фраза Taco Tuesday «должна быть в свободном доступе для всех, кто делает, продает, ест и восхваляет тако». На всеамериканском сайте петиций Change.org был запущен сбор подписей, удалось даже заручиться личной поддержкой культового баскетболиста Леброна Джеймса, также большого поклонника идеи «тако по вторникам» (так этот бренд изначально возник в 1933-м) и не только. (Кстати, Джеймс сам в 2019 году пытался закрепить за собой эту торговую марку для использования в подкастах и иных медийных проектах.)

Инициатива могла больно ударить по самим инициаторам: ведь не стоит забывать, что речь шла о четвертой по размеру в США сети быстрого питания с годовым оборотом в 14 млрд долларов и 7200 ресторанами по всей стране. Вместо этого петиция получила 21 миллиард медийных откликов всего за несколько месяцев – и владелец торговой марки сдался. Taco John больше не хозяин того, что стало всенародным достоянием.

9) OpenAI

Погнать волну популярности бывает не так уж трудно. А вот выстроить на ней прямо по ходу что-то еще – здесь надо потрудиться. Следующая компания вошла в рейтинг именно благодаря этой свой способности. Однажды всколыхнув технологическую вселенную, OpenAI продолжает оставлять следы на воде.

Их GPT-4 на больших языковых моделях, запущенный в прошлом марте, считался в 10 раз более мощным, чем его предшественник. Он стал мультимедийным (работая и с текстом, и с изображениями), способен понимать контекст и языковые нюансы гораздо точнее, может выдавать более развернутые и глубокие ответы.

Уже в ноябре был сделан очередной шаг: дебютировал GPT-4 Turbo. Он способен объять в одном промпте 300 страниц текста, он знает гораздо больше, чем предыдущая модель, потому что постоянно дообучался. Кроме того, для разработчиков он стал куда доступнее финансово. По словам операционного директора OpenAI Бреда Лайткепа, в настоящее время OpenAI API пользуются более двух миллионов разработчиков, а продукты OpenAI применяют у себя более 90% компаний списка Fortune 500.

Но и это не все: компания адаптирует свои продукты под множество разных целей. Оригинальный бесплатный вариант ChatGPT оброс платными новыми продуктами, такими как чатбот ChatGPT Plus по подписке, новая версия корпоративного ChatGPT Enterprise, др. А еще созданы версии ChatGPT, которые пользователи сами могут кастомизировать. «Мы все еще на ранней стадии генеративного ИИ», – считает г-н Лайткеп. А значит предела фантазии не будет.

10) KinetX

В сентябре 2023 года космический аппарат NASA OSIRIS-REx сбросил на парашюте в штате Юта первые образцы грунта астероида Bennu. Там обнаружили углерод и воду – древнейшие признаки жизни, вернувшиеся из космоса на Землю. Спецы в полетной динамике из компании KinetX сыграли в этом полете длиной в 4,4 миллиарда миль ключевую роль: они отслеживали положение аппарата в дальнем космосе.

Компания отпочковалась от Lockheed Martin в 1992 году и уже с начала «нулевых» является активным подрядчиком NASA (например, в обеспечении полета к Плутону и к пределам Солнечной системы в 2015 году и недавнем выводе космического аппарата – впервые в истории – на орбиту Меркурия). Считается, что миссия на Меркурий продемонстрировала все уникальные возможности технологий KinetX, поскольку межпланетный полет к ближайшей к Солнцу планете сам по себе был сопряжен с огромными трудностями. В результате усилий команда KinetX смогла ровно, без перепадов высоты, управлять движением космического аппарата в пяти километрах от поверхности Меркурия – что, согласитесь, весьма непросто, учитывая, что между аппаратом и центром управления было 48 миллионов километров пустоты.

Начать дискуссию