Итоги исследования Московской Биржи и АНД: новый феномен рынка – «IPO на вырост»
АНД и Московская Биржа презентовали итоги исследования «Рынок IPO. Новые эмитенты», посвященного ключевым изменениям на рынке первичных размещений. Это первая часть глобального исследования, которая раскрывает вызовы на пути трансформации частных компаний в публичные.
Делимся некоторыми тезисами исследования, а также прикладываем презентацию в конце поста.
С 2022 года фондовый рынок претерпел изменения в источниках денег, структуре участников и нормах. Более мягкие требования повысили интерес к IPO среди быстрорастущих компаний и частных инвесторов, но создали риски нарушений, что может подорвать доверие к новым акциям.
За 2023 год и первую половину 2024 года IPO провели 15 компаний, и еще ряд планируют это сделать до конца текущего года. Исследование изучает мотивацию эмитентов, практики подготовки, коммуникации с инвесторами и формирование цены. Проведено более 50 интервью с представителями компаний, инвесторами и независимыми директорами. Рынок находится в переходном периоде, и демократизация IPO открыла его для молодых компаний.
Новые мотивы для IPO:
- Привлечение топ-профессионалов и стимулирование менеджмента к переменм.
- Рост узнаваемости бренда и публичности.
- Повышение репутации и уверенности контрагентов.
- Возможности для сделок M&A.
Однако в условиях незрелого управления и отсутствия опыта это сопряжено с рисками. Ключевые проблемы: создание совета директоров «на скорую руку» и дефицит компетентных кадров.
Подготовка к IPO удваивает нагрузку на менеджмент: перестройка процессов и общение с новыми стейкхолдерами. После сделки необходимо выполнять обещания и управлять по-новому. Доминирование розничных инвесторов меняет восприятие эмитентов и стимулирует к новым подходам в коммуникации.
Елена Курицына, старший управляющий директор Московской биржи, отметила важность исследований для лучшего понимания рынка и успешного выхода новых компаний на IPO.
Александр Иконников, сооснователь АНД, подчеркнул необходимость эффективного корпоративного управления и адаптации процессов под новые задачи.
Мария Макушева, основатель агентства «Макушева и партнеры», выделила важность времени для перехода компаний к новым стандартам и изменения корпоративной культуры.
С подробностями исследования можно ознакомиться в презентации.