2 Кейса успешного бизнеса, от простых людей

2 Кейса успешного бизнеса, от простых людей

Первый кейс

Dog House

Досье

2 Кейса успешного бизнеса, от простых людей

Анна Бояркина, 27 лет, предприниматель из Новосибирска, основатель первого в России пёсокафе Dog House. Окончила педагогический факультет НГПУ и Институт рекламы и связей с общественностью. Собачье антикафе запустила в 2018 году.

Как у кошек

Почерпнула я эту идею, конечно, из уже существующих во многих городах и странах котокафе - заведений, где можно пообщаться с живущими там кошками. На тот момент я уже долгое время помогала фонду «Варежка», который заботится о бездомных собаках.

Сначала я предложила идею кафе с собаками местным владельцам котокафе. Но на тот момент им было не до того, поэтому в итоге я решила заняться проектом сама. На открытие ушло полгода. Понадобилось время на планирование и поиск помещения. Последнее было особенно непростой задачей.

2 Кейса успешного бизнеса, от простых людей

Нужно было найти площадку, на которой мы со своими собаками никому бы не мешали. И при этом мне очень хотелось найти помещение именно в центре города, поскольку подобному проекту нет никакого смысла открываться на окраине. Однако в итоге нам повезло найти арендодателя, который тоже любит животных.

Мы расположились в цокольном помещении жилого дома, над нами расположен банк. За счёт него и высоких потолков Dog House совсем не мешает жильцам. В целом помещение с самого начала выглядело прилично: нам нужно было только покрасить стены и завезти мебель.

Чилаут для барбоса

Инвестиции в проект составили 500 тысяч рублей. 100 тысяч мы собрали на крауд-платформе «Планета.ру». А потом ещё постепенно всё докупали, уже когда открылись.

Внутри потребовалось поставить забор, чтобы отгородить зону собак от зала. Это нужно, чтобы питомцы не убежали на улицу, когда открывается дверь. В зале расположены диваны из паллетов с матрасами поверх, такой вариант мы выбрали из соображений экономии.

Также есть барная стойка и касса для расчёта. Ещё выделена книжная зона: нам приносят литературу в хорошем состоянии, которую мы продаём по невысокой цене. В кафе можно поиграть в настольные игры и Play Station, и есть отдельная небольшая комната, предназначенная специально для отдыха собак.

2 Кейса успешного бизнеса, от простых людей

Концепт проекта в том, что люди платят за вход (300 рублей за первый час и по 100 - за каждый последующий) и после могут пить чай-кофе, читать и общаться с собаками, которых здесь обычно пять-семь.

Все животные – стерилизованные беспородные из приюта. В нашем кафе у них появляется больше шансов найти хозяина, поэтому я и считаю своё кафе социальным проектом. Работать как ресторан мы не можем: готовить внутри помещения с животными запрещено, а закрытой кухни у нас нет.

Только мягкие и пушистые

На момент открытия у меня не было ни опыта, ни знаний о том, как вообще взаимодействовать с собаками, чтобы они вписывались в концепцию кафе. Поэтому на старте было сделано немало ошибок.

Например, мы завозили внутрь сразу всех собак – а нужно было делать это постепенно, по очереди, чтобы у каждой было своё время на привыкание. Также всех животных, разумеется, нужно было приучать к правилам гигиены (то есть не ходить в туалет в помещении).

Со временем мы выработали оптимальную схему выгула. Теперь гуляем с собаками три раза в день. При этом выгуливаем обязательно по очереди, а не всех сразу - чтобы они не бесились друг с другом. Помимо этого, нужно было с самого начала учитывать особенности характера собак: все собаки в Dog House должны быть ласковыми и дружелюбными, хорошо ладить как со своими «коллегами», так и с людьми. Это важно и для самих собак, ведь если питомец неконтактный, он и сам получит от нахождения в кафе только стресс.

Гостеприимство без лая

Поначалу не было ясно, как знакомить наших питомцев и гостей кафе. В итоге встречи выходили, скажем так, сумбурными.

Теперь понятно, что собак сразу надо готовить к появлению людей. Пояснять им, что когда приходят гости, то это хорошо, не нужно на них лаять. На входе посетители читают правила, также мы сами рассказываем самое основное. После того, как человек зашёл, ему нужно остановиться: собаки его нюхают, получают первое впечатление. Далее можно помыть руки – и приступить к знакомству с собаками.

По ходу мы объясняем, что нельзя нависать над животным, а чтобы познакомиться, нужно присесть, дать себя понюхать и гладить собаку снизу по шейке или сбоку.

2 Кейса успешного бизнеса, от простых людей

Далее собаки могут просто лежать рядом с гостями, а те будут их гладить. Также можно понаблюдать за играми между собаками, угостить их лакомствами. С кем-то из питомцев можно и самому поиграть.

Кинологов в штате у нас нет, их консультации я беру со стороны по мере необходимости. Собаки ведь должны налаживать контакт именно с нашей командой, а не с посторонними. В данный момент я сама получаю кинологическое образование.

Негромкий маркетинг

Над тем, как увеличить доход, я постоянно думаю, и однозначного ответа у меня пока нет. Дело в том, что «гнать трафик» в Dog House я не хочу. Собаки будут уставать, да и не всем подходит наш формат. Порой в кафе приходят люди с некими развлекательными запросами, которые мы не можем удовлетворить: собака, например, не будет показывать по команде какие-то фокусы.

Для продвижения стараемся сотрудничать с блогерами с похожей аудиторией. Но подходящих немного, так что такой опыт у нас не очень велик. Есть, например, один видеоблогер из You Tube, который занимается тем, что находит собакам хозяев. Он приезжал к нам в гости, и после него в нашем сообществе в Instagram появилось много новых подписчиков – причём очень подходящей нашему духу аудитории.

Второй кейс

Светлое будущее: как заработать на производстве солнечных батарей

Досье

Илья Лихов, 34 года. В 2015 году запустил в Китае собственное производство энергетического оборудования. Компания NEOSUN Energy производит солнечные батареи и литий-ионные аккумуляторы нового поколения, является разработчиком солнечных электростанций и систем хранения энергии.

2 Кейса успешного бизнеса, от простых людей

Илья Лихов с детства увлекался техникой, инновациями и новыми технологиями. Особый интерес у него вызывали решения для обеспечения энергией, в частности – солнечной. Он мечтал связать свою жизнь именно с этой сферой.

Первые попытки заняться солнечной энергетикой Илья предпринял ещё в 2011-2012 годах. Он даже начал искать место в России для открытия производства солнечных батарей, но успеха эти усилия не принесли. Тогда он уехал в Китай, чтобы запустить там свой первый бизнес. Его он открыл в сфере маркетинга и продвижения - помогал местным производителям выйти на рынки Европы и США.

Проект позволил ему глубже понять, как устроены глобальные рынки сбыта, как работает международный бизнес. Илья узнал, как можно организовать производство и найти для него поставщиков необходимых комплектующих. Но главное – ему удалось заработать средства, которые он решил инвестировать в новый проект. Сферой деятельности он выбрал производство солнечных батарей.

2 Кейса успешного бизнеса, от простых людей

«Когда я осознал, что у меня достаточно денег на открытие нового направления в бизнесе, то не долго думал, чем буду заниматься. Солнечная энергетика – это одна из отраслей, которая будет определяющей в энергоснабжении будущего. Я понял, что это – возможность, которая позволит мне построить глобальную технологичную компанию в инновационной индустрии. К тому же я хотел развивать такой продукт, который будет востребован по всему миру, чтобы работать на международном рынке», - вспоминает Илья Лихов.

Старт проекта

Свою компанию NEOSUN Energy Илья зарегистрировал в 2015 году в Китае, после проработки идеи проекта в течение года. Это время потребовалось на выработку стратегии – с каким продуктом и на какие рынки выходить, где искать первых клиентов. Также было необходимо найти партнёров – поставщиков всех комплектующих, договориться с фабриками о сотрудничестве, выбрать производственную площадку.

Компания не стала создавать собственную фабрику, она арендует производственные мощности вместе с персоналом и менеджментом. По утверждению Ильи, такая схема работы является глобальной тенденцией. Она позволяет производителям быстро и без лишних затрат запустить проект, а главное – оптимизирует бизнес-процессы.

Как правило, крупнейшие мировые компании поступают так же, как и мы. Они размещают заказы на фабриках, которые «под них» изготавливают продукцию. Многими рутинными вопросами – наймом персонала, управлением производством, апгрейдом линий и т.д.
Как правило, крупнейшие мировые компании поступают так же, как и мы. Они размещают заказы на фабриках, которые «под них» изготавливают продукцию. Многими рутинными вопросами – наймом персонала, управлением производством, апгрейдом линий и т.д.

NEOSUN Energy сотрудничает с несколькими фабриками. Большинство из них находятся в районе города Шеньчжень на юге Китая. Найти их было непросто: далеко не все предприятия в сфере солнечной энергетики готовы выпускать продукцию действительно высокого качества. В 2015 году Илья Лихов посетил около 30 фабрик, прежде чем нашёл подходящих партнёров.

Он открывал проект на собственные средства, без помощи инвесторов или партнёров. Инвестиции «с прошлого бизнеса» составили около полумиллиона долларов. На эту сумму запустить проект такого масштаба было невозможно, но Илья смог «добрать» недостающую часть с помощью продаж ещё не произведённого продукта.

«В России сначала открывают завод, потом ищут, кому сбывать продукцию. Мы начали параллельно заниматься организацией производства и маркетингом. Когда мы договорились с фабрикой, у нас уже были заказы, которые мы могли там разместить. По сути, мы использовали деньги первых клиентов как инвестиции для развития своего бизнеса», - рассказывает Илья.

Вкалывают роботы

Два основных продукта NEOSUN Energy - солнечные батареи и литий-ионные аккумуляторы нового поколения. По мнению Ильи Лихова, литий-ионные аккумуляторы - недооценённый на российском рынке продукт с огромным потенциалом. Они позволяют заряжаться от сетей или от солнечных батарей и использовать энергию, когда это необходимо. Продукт важен ещё и тем, что позволяет добавлять мощности в существующую систему электроснабжения.

2 Кейса успешного бизнеса, от простых людей

При производстве солнечных батарей основную часть работ выполняют роботы. Они занимаются пайкой, сборкой, укладкой деталей. Роль людей фактически сводится к двум процессам: закупка и проверка нужных комплектующих, а также контроль качества на различных этапах производства. Специалисты, контролирующие процесс на китайской фабрике, являются штатными сотрудниками NEOSUN Energy.

Сложности отечественного рынка

Сейчас основные российские заказчики NEOSUN Energy – гостиницы и предприятия сферы ритейла. На них приходится до 80% продаж. Также среди клиентов – бизнес-центры, складские и производственные комплексы.

«Сегодня у нас не хватает рук, чтобы отработать всех потенциальных клиентов в нашей стране. Поэтому мы не особо боимся конкуренции. Всё равно все мы, вместе взятые, не способны охватить весь рынок. Да и сама конкуренция не очень велика», - констатирует Илья Лихов.

2 Кейса успешного бизнеса, от простых людей

По словам предпринимателя, перспективы российского рынка солнечной энергетики сильно недооценены. Одна из причин – скептическое отношение к этому виду энергии в нашей стране. До сих пор в ходу многие стереотипы о том, что у нас «мало солнца», а более традиционные источники энергии в виде угля или газа дешевле и удобнее в использовании. Также официально принято считать, что в России нет дефицита мощностей как такового, и их хватает всем желающим.

Основной трудностью работы на российском рынке Илья Лихов считает отсутствие квалифицированных кадров. По его мнению, компетентных специалистов в сфере солнечных электростанций в России просто не существует. Чтобы решить эту проблему, российских сотрудников отправляют на обучение в Китай, либо привозят сложившихся специалистов из-за границы.

Экономика проекта

Основатель NEOSUN Energy утверждает, что вложения в проект уже окупились, и компания сейчас работает с небольшой прибылью, которую постоянно реинвестирует. В первые два года приходилось много тратить на получение сертификатов в ущерб развитию и продвижению бизнеса.

«К примеру, получение европейского сертификата стоит от 10 000 до 50 000 евро. В Великобритании ситуация ещё хуже: стоимость сертификации нашего оборудования достигает 200 000 фунтов. Из-за этого мы так и не вышли на британский рынок и до сих пор сомневаемся в целесообразности этого шага», - признаётся Илья.

Высокая стоимость сертификации во всех странах (кроме России, где эта процедура – зачастую формальность, по словам Лихова) связана с необходимостью реально тестировать продукцию в специализированных лабораториях.

2 Кейса успешного бизнеса, от простых людей

Невысокая прибыль объясняется и тем, что NEOSUN Energy поставляет свою продукцию дилерам по минимально возможным ценам. По мнению Ильи, такая стратегия позволит компании получить много заказчиков и занять максимальную долю рынка. При этом маржинальность работы самих дилеров намного выше. Она составляет от 10 до 30%, а в некоторых случаях достигая показателя в 40%.

Стоимость поставки готовой электростанции зависит от конкретного объекта и условий. Если говорить о России, то станция мощностью в 100 кВт «под ключ» стоит от 5 до 7 млн. рублей. Цена на отдельные комплектующие определяется конкретными характеристиками оборудования - КПД и другими.

При заграничных поставках около 1% этой стоимости уходит на транспортные расходы. В России, по словам Ильи, стоимость логистики непропорционально большая: от 5% до 10% от итоговой цены товара.

Надеемся вам понравились эти небольшие кейсы от предпринимателей. В скором времени мы начнем публиковать такие истории 1-3 раза в неделю.

@Soft_TL_bot

Начать дискуссию