Краудфандинг: Как собрать миллионы на свой проект

Краудфандинг: Как собрать миллионы на свой проект

С помощью краудфандинга вы можете привлечь финансирование от большого количества людей, которые верят в вашу идею и готовы вложить в нее свои деньги.

В этой статье мы рассмотрим все аспекты краудфандинга: от выбора платформы до продвижения кампании.

Краудфандинг – это сбор финансовых и материальных средств с нескольких доноров для реализации какой-либо задумки или проекта. Проект может быть не только коммерческим (свое дело), но и социальным или благотворительным, например, помощь пострадавшим в результате стихийного бедствия. Все пожертвования осуществляются непосредственно через специальные площадки в Интернете.

Как работает краудфандинг

В краудфандинге всегда участвует две стороны:

  • Фаундер – автор проекта и организатор сбора (физическое лицо или организация), у которого есть идея, но не хватает средств для ее претворения в жизнь.
  • Бэкер – инвестор или пожертвователь, который вкладывает ресурсы, преимущественно деньги, в запуск или развитие проекта.

В качестве благодарности фаундеры предлагают бэкерам какое-либо вознаграждение за финансовую поддержку проекта. Оно может быть как материальным (подарок, бонус, готовый продукт), так и репутационным (например, имя в титрах).

Принцип работы краудфандинга можно изобразить в виде следующего алгоритма:

Краудфандинг: Как собрать миллионы на свой проект

Пример:

Реципиент собирает 300 000 рублей на более мощный компьютер к выходу новой игры 1 декабря 2022 года. Желающие помочь, которые решили зайти в проект на платформе, видят все его параметры, сколько времени осталось, чтобы сделать взнос, а также прогресс, т. е. сколько денег уже собрано через сайт краудфандинговой платформы.

Сбор заканчивается, когда истекает заданный срок или при досрочном закрытии фаундером. Также организатор может оставить проект открытым для пользователей до конца срока, даже если вся сумма собрана. Если цель не удается достичь и собрать нужное количество денег за отведенное время, проект считается провальным, а взносы возвращаются инвесторам.

Виды и модели краудфандинга

Существует несколько крауд-технологий, которые помогают бизнесу и социальным проектам получить средства и которые часто путают. Давайте разберемся, чем они отличаются

1) Краудфандинг – классический вариант получения инвестиций, которые должны быть потрачены на реализацию именно того проекта, для которого были собраны. Могут предполагать как финансовые, так и нефинансовые вознаграждения.

2) Краудлендинг – напоминает банковское кредитование: инвесторы предоставляют заемщику необходимую сумму денег под определенный процент. В этом случае Центральный Банк России выделяет три вида финансирования:

  • p2p – peer-to-peer кредитование – обе стороны – физические лица;
  • p2b – peer-to-business кредитование – заемщик – юрлицо, инвесторы – физлица;
  • b2b – business-to-business кредитование – обе стороны – юридические лица;
  • rewards-краудфандинг – нефинансовое вознаграждение за вложенные в проект деньги.

3) Краудинвестинг – способ получить заработок путем продажи доли в акционерном капитале компании. Таким образом можно привлечь сотни млрд рублей, однако в России это пока непопулярно.

В зависимости от типа получаемого бэкерами вознаграждения выделяют следующие виды краудфандинга:

  • Reward crowdfunding – помощь за бонусы: реклама в СМИ, публичное упоминание имени, мерч, сертификат на скидку, бесплатная готовая продукция в будущем, например, экземпляр книги, музыкального альбома, компьютерной игры;
  • Debt crowdfunding – помощь за конкретное денежное вознаграждение или процент от прибыли бизнеса, актуально для стартапов, будущих производителей востребованной продукции, которым важно сотрудничество с инвесторами;
  • Equity crowdfunding– помощь за долю в проекте (например, акции), подходит для крупных компаний и известных брендов;
  • Initial coin offering (ICO) – первичное предложение собственных монет, которые можно обменять на Bitcoin или другие электронные валюты;
  • Donation-based crowdfunding – безвозмездные пожертвования для развития самых разных некоммерческих проектов.

Для реализации любого вида краудфандинга предназначены различные модели, которые зависят от способа использования денег, объема инвестиций и условий проекта. Предлагаем 7 самых популярных моделей краудфандинга:

Краудфандинг: Как собрать миллионы на свой проект

Как запустить проект, чтобы привлечь средства

Успешность привлечения инвестиций во многом зависит от того, насколько грамотно фаундер подойдет к размещению и продвижению проекта. Рассмотрим основные аспекты эффективного краудфандинга.

Краудфандинг: Как собрать миллионы на свой проект

Подготовительный этап

  • Создать профиль проекта на крауд-площадке. Разместите текст о проекте (описание), ссылку на сайт, маркетинговый или бизнес-план, смету, а также другие документы и данные, которые помогут бэкерам выбрать ваш проект и оценить его общие перспективы.
  • Подготовить промо-ролик. В видео кратко и доступно донесите до аудитории цель, для которой будет открыт сбор средств, покажите процесс создания продукта или достижения цели с помощью прототипов или фотографий, а также обязательно расскажите о себе. Ориентируйтесь на интересы сообщества, а не на свои представления. Именно этот ролик люди увидят первым на платформе.
  • Спланировать охват. Составьте список знакомых людей с контактами, которые с высокой вероятностью будут готовы первыми поддержать проект и стать вашими спонсорами.
  • Поставить финансовую цель. Посчитайте минимальную себестоимость проекта, добавьте предстоящие расходы на оплату услуг платформы, доставку вознаграждений, комиссию платежных систем и налоги. Чем меньше сумма к сбору, тем больше шансов успешно закрыть крауд-проект. Помните, что краудфандинг не способ получения всех денег от спонсоров, а, скорее, инструмент дополнительного финансирования.
  • Определить срок сбора. Объективно оцените, какой период требуется, чтобы собрать нужную сумму. Если она очень большая, разбейте идею на несколько проектов.
  • Выбрать вознаграждение. Выбирайте лот, ориентируясь на аудиторию проекта: возраст, интересы, статус, место проживания людей, которые предположительно будут инвестировать. Если спонсорам интересны бонусы, они активнее и чаще будут поддерживать задумку.

Скрытая фаза – ранние инвестиции

Потенциальные инвесторы с настороженностью относятся к проектам, в которые еще никто не вложил деньги. Люди могут ошибочно интерпретировать ноль на счетчике как отсутствие потенциала у идеи и уходить в поисках более перспективных, по мнению общества, проектов. Поэтому важно в первую очередь привлечь к инвестированию знакомых людей, которые внесут свой вклад в достижение цели и помогут выйти на краудфандинговую платформу с определенным прогрессом.

Публичная фаза

  • Запустить проект на платформе. Отслеживайте состояние кампании, реагируйте на все входящие сообщения, отзывы, не забудьте написать ответы и комментарии к ним, держите бэкеров и всю аудиторию в курсе того, сколько денег собрано, публикуйте достоверные отчеты об использовании спонсорских средств.
  • Продвигать идею. Используйте в качестве площадок для размещения презентации проекта и информации о нем собственные ресурсы: социальные сети (например, группы ВКонтакте), личный сайт, корпоративный блог. Старайтесь опубликовать посты о самых первых инвесторах, преодолении планок в 10, 25, 50, 75% от цели, используйте любые инфоповоды. Запускайте рекламу и проводите A/B-тестирование.
  • Добавлять новые стимулы. Используйте максимум доступных каналов, чтобы рассказать о кампании как можно большему количеству потенциальных донаторов. Предлагайте новые варианты вознаграждений, вводите акции.

Завершающий этап

  • Принцип прозрачности. Честность и доверие должны стать основой вашего краудфандинга. Продолжайте взаимодействовать как с людьми, которые внесли вклад в развитие идеи, так и с тем, кто остался просто наблюдателем на платформе. Сообщайте им о том, что собираетесь делать, не забудьте поделиться, как планируете использовать собранные деньги.
  • Дефицит. Чтобы сторонние наблюдатели увидели, насколько успешен ваш проект, и тоже захотели поддержать его развитие ради возможной выгоды, активно рассказывайте о том, на каком этапе находится разработка продукта.

Советы по краудфандингу: как повысить шансы на успех

Выше в статье мы описали основные этапы краудфандинга, но интересующиеся читатели наверняка хотят узнать нюансы, которые помогут успешно провести кампанию и собрать нужную сумму денег. Вот несколько советов, благодаря которым вы сможете стать успешным фаундером на любой площадке.

Краудфандинг: Как собрать миллионы на свой проект

Краудфандинговые платформы

Для взаимодействия организаторов сбора средств и донаторов предусмотрены специализированные онлайн-сервисы, выступающие в качестве посредников. Такие площадки называют краудфандинговыми платформами.

1. planeta.ru - одна из популярных площадок рф. (Только с ИП.)

2. boomstarter.ru - ещё одна популярная платформа по РФ.

Заключение

Надеемся, вам понравилась наша статья о партизанском маркетинге.

Канал, канал где куча полезного: @Soft_TL_bot

Начать дискуссию