Что может взять малый бизнес из отчетов крупных корпораций

На прошлой неделе Яндекс опубликовал отчет за 3-й квартал 2024 года. Многие предприниматели пропускают такие отчеты мимо глаз, считая их неактуальными для себя, ведь они ориентированы в основном на инвесторов этих компаний - действующих и потенциальных. Но на самом деле, глядя на показатели, которые используют большие компании, можно почерпнуть полезные идеи для управления собственными финансами и бизнес-процессами.Давайте посмотрим, как.

Зачем это вообще не инвесторам?

Публичные компании не просто подводят итоги, они детально рассказывают, за счет каких показателей и процессов достигают своих финансовых целей. На этих примерах можно увидеть, какие метрики действительно важны для поддержания стабильности и роста. Для малого бизнеса это может стать источником идей, что отслеживать для управления доходами, удержания клиентов и предотвращения возможных рисков.

Какие метрики можно присмотреть для себя у Яндекса

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fir.yandex.ru%2Ffinancial-releases%3Fyear%3D2024%26amp%3Breport%3Dq3&postId=1638912" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Яндекс</a>
Источник: Яндекс

В инфографике Яндекса наглядно представлены два типа показателей: финансовые и нефинансовые. Поговорим о каждом из них.

Финансовые метрики

Слева в инфографике — показатели выручки и EBITDA (в данном случае, скорректированной - к этому еще вернемся). Грубо говоря, это интересные с их точки зрения статьи отчета о прибылях и убытках. Показаны они как значение за 3 квартал 2024 года и прирост к сумме за 3 квартал 2023 года. Часто сравнение с предыдущим кварталом может запутать, поэтому лучше сверяться с аналогичным периодом прошлого года. Это помогает понять долгосрочную динамику и учесть влияние сезонности.

Кроме того, инфографика показывает, какие направления бизнеса приносят больше дохода. Вне зависимости от размеров сферы деятельности бизнеса полезно оценивать свои источники дохода по направлениям или продуктам, чтобы понять, кто его «кормит» и стоит ли пересмотреть акценты.

Нефинансовые метрики

Справа в инфографике — специфические именно для направлений Яндекса метрики, но вообще-то за ними скрываются довольно стандартные показатели доли рынка, объема сборов (не доходов), количества активных клиентов и операций. В крупных компаниях такие метрики нужны для прогноза будущей выручки, а также для обнаружения ранних тревожных сигналов. Эти данные помогают наметить тренды и вовремя скорректировать стратегию, чтобы избежать потерь.

Для малого бизнеса возможно перечень будет сильно меньше чем для Яндекса, да и сами метрики могут быть чуть проще в методиках расчета, но по смыслу и назначению они будут мало отличаться. Если прогноз по приросту клиентов не оправдывается, стоит проверить, нет ли изменений в поведении потребителей или проблем с предложением. Это может предотвратить неожиданное падение доходов и поможет вовремя подстроиться под ситуацию.

Подсматривай, но не списывай!

Очень важно помнить, что публичные компании выбирают, что показать в своих презентациях, чтобы создать привлекательный имидж для инвесторов. То, что попадает на инфографику, — это результат отбора, и реальная картина не всегда столь позитивна. Для внутреннего управления важно не прятать негативные сигналы, а смотреть на полную картину, чтобы принимать обоснованные решения.

Негатив редко попадает в такие отчеты, разве что когда он уже стал достоянием общественности. И даже в этом случае его могут скрыть за обширным рядом позитивных метрик или обтекаемых прогнозов. Для себя важно не делать таких «вытяжек», а всегда смотреть на реальное положение дел.

Показывать прибыль по направлениям не очень удобно ведь какие-то направления могут быть убыточными. А выручка обычно все таки положительная, да и растет она нередко - как минимум инфляция оказывает пусть небольшое, но все же позитивное влияние. EBITDA в отчетах Яндекса скорректирована - в ней они не показывают расходы на мотивацию менеджмента акциями по их рыночной цене (часть, которую выплачивают деньгами - показывают), а так же расходы на реструктуризацию компании. Меньше расходов - цифры выглядят красивее. Хотя, думаю, что в управленческой отчетности внутри компании такие корректировки они так же делают, т.к. это объективно суммы который имеют довольно разовый характер и скорее не отражают реальную операционную деятельность.

Важно смотреть отчеты разных компаний и за разные годы/кварталы, т.к. от периода к периоду те или иные метрики исчезают из отчетов или появляются в них. Приоритет лучше отдавать своей сфере бизнеса или приближенной к ней, но и совсем далекие тоже могут подкинуть информации к размышлению.

Краткие выводы из написанного выше

Отчеты крупных компаний, такие как отчет Яндекса, — это не просто сухая информация для инвесторов. Для малого бизнеса это кладезь идей, как можно структурировать свой управленческий учет, отслеживать нужные метрики и минимизировать риски. Большие компании показывают пример, как работать с прогнозами и метриками, что позволяет малому бизнесу точнее управлять и избегать неприятных сюрпризов. При этом важно помнить, что корпорации показывают в основном то, чем хотят похвастаться, а не совсем объективную картину, поэтому важно развивать насмотренность в этом вопросе.

Спасибо, что дочитали! Меня зовут Денис Деткин, я финансист с более чем 10-летним опытом. Если хотите узнать больше или получить помощь в управлении финансами компании, загляните в мой телеграмм-канал и не стесняйтесь обращаться!

Начать дискуссию