Как инвестировать в молодое искусство в России

«Перспективные художники» — это термин, относящийся к арт-рынку, и подразумевающий группу художников, достигших определенного уровня в своем профессиональном развитии. И хотя они уже получили некоторое признание, эти творческие люди еще не достигли высшей точки в своей карьере. Часто это выпускники школ современного искусства, многие из которых демонстрируют заметный потенциал. И хотя не многие из них достигнут большого успеха, большинство продолжит строить карьеру с умеренными, в финансовом отношении показателями, по сравнению с лидерами продаж.

Как инвестировать в молодое искусство в России

О том, как начать свою коллекцию молодого искусства, рассказывает Алена Алексеева, куратор, арт-блогер, спикер и лектор арт-фестивалей, арт-ярмарок, автор курса-бестселлера «За пределами студии», на котором учит художников становиться известными и востребованными, продавать свое творчество и выставляться в галереях.

На вопросы о том, как осуществлять выбор художников для инвестиций, ответила Лилиана Маррэ, директор галереи современного искусства pop/off/art в Москве.

Что искать в начинающем художнике?

Ищите художников, которые создают динамичные, критически настроенные произведения искусства и имеют собственный стиль. Также важно, чтобы художник был вовлечен в мир искусства, например, участвовал в выставках или арт-резиденциях и постоянно развивался. Но самое главное - доверьтесь своей интуиции и купите понравившееся произведение искусства. Нет ничего лучше, чем купить первое произведение современного искусства, особенно зная, что вы поддерживаете художника в решающий момент его карьеры.

На что обратить внимание при выборе произведения в коллекцию, если ты не разбираешься в искусстве?

Нужно на него посмотреть — оно должно вас визуально чем-то зацепить, даже если это исключительно субъективное переживание. Потом надо про него спросить — попросить рассказать про художника и конкретное произведении.

Обратить внимание на регалии (выставки, премии, коллекции), конечно, тоже желательно, но это не должно быть решающим фактором в покупке, потому что вы просто не сможете жить с произведением искусства, которое кроме впечатления от регалий художника, никаких эмоций не вызывает.

Самое главное, оно должно вам больше, чем просто нравится, особенно, если это сама первая покупка в вашей жизни. Глаз на хорошее искусство выращивается насмотренностью и консультациями, а для начала и неугасающего удовольствия от созерцания работ ы хватит.

Лилиана Маррэ, Директор галереи современного искусства pop/off/art в Москве

Сосредоточьтесь на коллекции в целом

Подавляющее большинство коллекционеров искусства согласны с тем, что они занимаются этим не ради денег. Многие из них состоятельны, они искренне ценят искусство, различными способами поддерживая художников. Однако, было бы несправедливо утверждать, что их коллекции со временем не становятся более ценными, особенно при должном хранении . Поэтому сосредоточение внимания на коллекции в целом - это то, что должен делать начинающий коллекционер искусства, независимо от его бюджета.

В истории искусства множество примеров коллекционеров, которым удалось собрать влиятельные коллекции произведений искусства, начав покупать произведения относительно неизвестных молодых авторов.

I DO ART Agency
I DO ART Agency

Где выгоднее покупать искусство: в галерее, на арт-ярмарках или напрямую у художника?

Начнем, я думаю, с ответа на последнее: истина в том, что все замеченные, инвестиционно многообещающие молодые художники уже на контракте с галереями. Это основная задача любого профессионального галериста, как продюсера, искать художников, которые в перспективе, при правильных вложениях с его стороны (продюсирование проектов, выставки, производство работ, пиар), будут приносить много денег.

Поэтому если вы приедете к именитому или даже перспективному, молодому художнику в мастерскую и попросите продать работу — скорее всего, он отправит вас к своему галеристу. Художнику гораздо ценнее договор с галереей, чем единичный клиент, потому что галерея дает ему множество возможностей для реализации и сотни выходов на покупателей. Поэтому он просто не захочет портить отношения, толкая работы “налево”. Хотя контракты с галереями и такое предусматривают. Галерея очень пристально следит за новыми работами и работает на рост цен своих художников, поэтому любой галерист знает работы в активе своего художника наперечет. То есть вырваться из системы рынка вам все равно не удастся. Можно покупать работы неизвестного друга, который вам очень нравится, но с уже показавшими себя художниками так, конечно, не сработает.

Ярмарки и галереи вообще сложно сравнивать. На ярмарках вы можете увидеть в одном месте максимальное разнообразие подходов и “товара”, в этом и заключается прелесть ярмарки. Познакомиться с избранным “ассортиментом” галерей со всего мира в одном месте.

Если захочется углубиться в исследование художников одной галереи (потому что вам нравится вкус галериста, подбор имен, уровень), тогда надо приходить в галерею и уже отсматривать работы внутри. Например, у нас (в галерее pop/off/art — примечание автора)представлено более 1200 объектов только в одном хранилище. Также, мы всегда можем запросить (и чаще всего так и делаем), работы у других галерей, являясь “точкой сборки”. То есть через нас, в теории, вы можете купить практически любого художника мира, благодаря нашим связям и партнерским взаимоотношениям с галереями в России и за рубежом.

Лилиана Маррэ, Директор галереи современного искусства pop/off/art в Москве

Думайте об искусстве, и не думайте об инвестициях

Покупка произведений искусства в инвестиционных целях - явление широко разрекламированное. Реальность такова, что многие произведения современного искусства никогда не подорожают. Не все работы художника попадают на вторичный рынок.

Кроме того, даже если вы собираете произведения искусства, которые продаются на вторичном рынке (например, дорогостоящее современное искусство, произведения Пикассо или Уорхола), важно помнить, что искусство имеет высокие транзакционные издержки и является очень неликвидным активом, а рынок искусства может быть таким же нестабильным, как и финансовые рынки.

Шансы на то, что вы заработаете большие деньги на своей коллекции произведений существуют, но не рассчитывайте только на это.Если один или два из купленных вами художников со временем подорожают, отлично. В противном случае вы все равно будете наслаждаться прекрасным, захватывающим искусством на стенах вашего дома, квартиры или офиса.

photokiselev
photokiselev

В кого из молодых российских художников вы советуете инвестировать?

Здесь многое зависит от того, о каком возрасте мы говорим, потому что и в 35 и 40 художник еще может быть молодым. Или молодым и уже очень дорогим. Мой субъективно-объективный выбор художников 20-30 лет — это Иван Новиков, Маяна Насыбуллова, Андрей Ишонин, Егор Крафт, Маша Агуреева. А в целом можно посмотреть по инвестиционной привлекательности рейтинги аналитических агентств и сделать свою подборку и все равно не ошибиться, потому что это отбор критиков и эти художники с большой вероятностью пойдут вверх, как в своей карьере, так и в ценах на свои работы.

Лилиана Маррэ, Директор галереи современного искусства pop/off/art в Москве
1 комментарий

Какая красивая зайка на фото

Ответить