Как рассчитать точки роста бизнеса в условиях коронакризиса?

При наступлении пандемии коронавируса и приостановления экономики страны огромная часть малого бизнеса закрылась, в особенности это касается организацией, работающих в сфере общественного питания.

Сейчас нас настигает вторая волна и вопрос о выживании оставшейся части бизнеса стоит очень остро. Вроде как предпринимать таких же жёстких мер по локдауну, как весной Правительство не планирует, поэтому для бизнеса остаётся больше манёвров для оптимизации своих процессов.

В рамки данных манёвров входит поиск точек роста, но малым организациям из-за отсутствия аналитических мощностей не всегда удаётся грамотно их рассчитать.

Что же такое точки роста? Это конкретные способы увеличения прибыли организации. Их довольно сложно найти, потому как вариантов улучшений деятельности предприятий может быть много. Но вот какие из них являются самыми эффективными — это хороший вопрос.

Сегодня мы предложим свой вариант поиска точек роста с помощью чувствительных параметров товаров/услуг.

Чувствительные параметры

Под чувствительностью параметра понимается влияние определённого критерия товара/услуги (себестоимости, максимум продаж) на прибыль, чем сильнее изменяется прибыль при изменении параметра на 5%, тем он чувствительнее.

Чувствительные параметры необходимы для определения точек роста прибыли компании. Их наличие даёт более чёткое представление о рычагах воздействия при экономическом планировании.

Чувствительность параметра выявляется с помощью отношения объёма параметра в товаре/услуге и его изменения к цене/себестоимости и её изменению.

Как выявить точки роста компании?

Перед определением чувствительности необходимо составить чёткую, взаимосвязанную финансово-экономическую модель, которая полностью моделирует ваш бизнес-процесс.

На скриншотах вы можете увидеть пример такой финэк модели, где полностью внесена информация о товарах и ресурсах. Каждая ячейка связана между собой формулами, что позволяет впоследствии анализировать бизнес-процесс предприятия.

Задачей финансово-экономической модели является рассчитать прибыль организации и зафиксировать, какой именно параметр в бизнес-процессе влияет на неё с наибольшей силой.

Меняя значения этих параметров, можно будет понять, какие аспекты организации являются неэффективными и что можно оптимизировать.

Что нужно для расчёта?

1) Составьте финансово-экономическую модель, где будет высчитываться прибыль организации исходя из значений натуральных параметров, такие как цена товара, количество продаж, состав и количество материалов, входящих в перечень необходимых для производства, а также прочие дополнительные доходы и расходы.

2) Меняйте поочерёдно значение каждого параметра на 5%, изменение прибыли должно быть исключительно положительным. Поэтому все параметры, связанные с затратами, меняем на -5%, а те, что связаны с продажами на +5%.

3) Зафиксируйте изменение прибыли от изменения каждого параметра. Чтобы сравнить результаты мы предлагаем вам использовать наш коэффициент эластичности. Чем выше значение этого коэффициента, тем эффективнее изменение данного параметра.

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменилась прибыль, при изменении одного параметра на 5%.

Выявление эффективных решений

После расчёта чувствительности параметров желательно распределить её по приоритетности от наибольшей к наименьшей для более удобной идентификации задач по оптимизации бизнес-процессов.

Мы рекомендуем выделить несколько категорий параметров, такие как:

· Себестоимость ресурсов

· Удельное потребление ресурсов одним товаром или услугой

· Цены на товары или услуги

· Максимум продаж

· И так далее.

Это позволяет быстрее работать с полученными результатами.

Когда вы составили таблицу, где наглядно изображён результат от изменения каждого параметра, а также отсортировали его по принципу убывания коэффициента эластичности, можно приступить к принятию решения об изменении данных параметров.

Здесь всё довольно просто. Вы должны выбрать те параметрами, с которыми вы можете работать. Ответив на простой вопрос: «Могу ли я как-либо повлиять на этот параметр?». Если да, то необходимо определить, насколько вы можете гарантированно его изменить. На 1%, или сразу на 10%.

Было бы очень хорошо, если бы ваша модель сразу посчитала примерный доход от этого изменения. Так вам станет понятно, стоит ли вообще этим параметром заниматься.

Стоит ли проводить изменения параметров?

Как это понять? Написав рядом стоимость данного изменения. Откуда возникает эта стоимость? Например, для снижения себестоимости товара часто приобретают новое оборудование, а ведь оно стоит больших денег. Таким образом да, себестоимость товара снижается, однако само по себе это решение может оказаться убыточным или инвестиционным. Инвестиционное решение — которое является выгодным в долгосрочной перспективе.

Например, если доход от изменения параметра составляет 100 тыс. рублей, а стоимость инвестиции составляет 1 млн рублей, то период окупаемости составит 10 экономических периодов.

В конце работы с параметрами у вас появляется точное представление, какие параметры можно менять, как прибыль и период окупаемости стоит за изменением каждого из них. Осталось только ещё раз проверить все расчёты, выбрать те решения, которые для вас являются простыми для изменения, а также выгодными.

Составьте три графика: прибыль до изменений, прибыль после изменений, прибыль после периода окупаемости. Это поможет вам оценить ваши теоретические результаты.

В начале оптимизации рекомендую менять только те параметры, окупаемость которых находится в рамках одного или двух периодов. Это позволит вам протестировать вашу финансово-экономическую модель и получить вам опыт в оптимизации бизнеса.

Рассмотрим на примере

Допустим, вы решили, какие параметры можно поменять, с учётом рыночных обстоятельств, личных возможностей и экономического результата.

Если вы не являетесь собственником, то приходится объяснять, почему и с какой целью необходимо поменять конкретный параметр, взвесив при этом риски и подготовив план мероприятий.

Например, в связи с пандемией, пиццерии из нашего примера приходится переходить только на доставку из-за карантинных мер. Само по себе данное решение принесёт кучу убытков и нужно быстро решить, что и как надо оптимизировать, чтобы минимизировать последствия.

Было принято решение увеличить расходы на доставку, но при этом уменьшить количество и качество ингредиентов входящих в состав пиццы. А также необходимо принять меры (дополнительная реклама) для увеличения максимума проданных пицц за месяц. Каким образом это отобразится в модели.

Но перед тем, как вводить мероприятия необходимо максимально точно оценить экономический результат планируемых преобразований. Как изменение нескольких параметров одного товара/услуги повлияет на его продажи и стоимость, как изменится прибыль при изменении всех параметров.

На графиках трёх линий можно увидеть изменение прибыли после принятых изменений. Как показано, прибыль после изменения (голубая линия) падает и не на один процент, что, естественно, огорчает, но задачей пиццерии являлось не дать предприятию умереть в условиях кризиса.

Но весьма неожиданный, с одной стороны, результат и в то же время логичный можно наблюдать на графике прибыли после периода окупаемости (синий график), который отображает окупаемость затрат в следующих периодах, что весьма вероятно в условиях длительного кризиса, когда многие общепиты переходящие на доставку начинают развиваться в данном направлении, а общепиты этого не сделавшие, скорее всего банкротятся, тем самым освобождая рынок.

И также можно видеть изменение продаж, выручки, затрат и прибыли по каждому товару/услуге, в котором были изменены параметры и проконтролировать адекватность этих изменений.

В конце желательно более наглядно сравнить изменения до и после, особенно если существует необходимость отчитаться по планируемым результатам.

Надеемся, что эта статья оказалась вам полезной! Если да, то подписывайтесь. В ближайшем будущем мы расскажем, как составлять профессиональную финансово-экономическую модель.

А как вы ищите точки роста бизнеса? Напишите в комментариях!

0
5 комментариев
Роналд

Не важно вообще, на чем сейчас экономить и что добавлять — ситуацию вообще вряд-ли удастся спрогнозировать. Исходить лучше из того, что получается, каждый день подстраиваясь под постоянно меняющиеся условия рынка.

Ответить
Развернуть ветку
ITSimplex
Автор

Роналд, приветствую! Благодарю за интерес к статье. Не все отрасли так подвержены колебанию рынка. Например, сельхоз вообще никак координально не изменился, по сравнению с прошлым годом. В этой статье мы хотели рассказать, что можно найти точные способы повышения прибыли компании. Как их выявиться и что с ними делать.

Ответить
Развернуть ветку
Роналд

Артем, "точных" способов, увы, вряд-ли можно найти вообще. ТО, что гарантированно сработает для одних - других может привести к полностью противоположному результату. Малейшее колебание даже у одного предпринимателя в разные временные периоды также даст совершенно другие результаты. Поэтому — это, скорее, теоретические "возможности" :) Вероятность, так сказать...

Ответить
Развернуть ветку
ITSimplex
Автор

Определенность в модель может привнести эксперт. Нельзя лишь сказать, что все вокруг неопределенно и хаотично. Нужно применять все усилия по прогнозированию и созданию определенности в хаотичных процессах.

Ответить
Развернуть ветку
Роналд

Это про то, что из хаоса рождается истина?)))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда