Рассказали, как бизнесу препятствовать утечке данных и что делать, если она произошла.В эпоху цифровизации данные стали новым «золотом», но вместе с этим возросли и риски их утечки. Потеря персональных данных способны нанести серьезный урон как индивидуальным пользователям, так и компаниям, хранящим эти данные.В новой статье разобрали, что такое утечка данных, какие последствия могут быть для бизнеса и как минимизировать риски. Что такое утечка персональных данныхУтечка персональных данных — это несанкционированный доступ к конфиденциальной информации. Она может включать имена, адреса, номера телефонов, банковские реквизиты, данные паспортов, историю покупок и другую личную информацию.Причинами утечек могут быть действия злоумышленников, небрежность сотрудников компании или недостаточная защищенность систем хранения данных. Самые частые причины утечекЧеловеческий фактор. Ошибки сотрудников, например, отправка данных не тому получателю или использование ненадежных паролей;Внешние атаки. Взломы, фишинговые атаки и установка вредоносного ПО; Небезопасные IT-системы. Устаревшее программное обеспечение, отсутствие обновлений и защитных механизмов;Недостаточный контроль партнеров. Передача данных третьим лицам без проверки их уровня безопасности;Саботаж. Умышленное раскрытие информации сотрудниками компании.Последствия для бизнесаУтечка персональных данных может обернуться для компании следующими проблемами: Финансовые убытки. Любые утечки по вине бизнеса сопровождаются штрафами со стороны регулирующих органов, компенсациями пострадавших клиентов и затратами на устранение последствий;Репутационный ущерб. Крупные или частые утечки могут привести к потере доверия клиентов, партнеров и инвесторов;Юридическая ответственность. В особо тяжких случаях возможны судебные разбирательства и длительные расследования, которые высасывают нервы и средства собственника;Снижение конкурентоспособности. Утечка коммерчески значимой информации может ослабить ваши позиции, из-за чего конкуренты станут более надежным вариантом для сотрудничества.Как предотвратить утечкуДля эффективной борьбы с утечками необходимо актуализировать не только софт, но и знания коллег. Для минимизации рисков, необходимо:Обучать сотрудников. Регулярно проводите тренинги по кибербезопасности, объяснять, как правильно обращаться с данными;Использовать современные технологии. Установите надежные системы защиты, такие как антивирусы, файерволы и шифрование данных;Включать многофакторную аутентификацию. Для доступа к важным системам и данным используйте дополнительные уровни защиты;Устанавливать регулярные обновления. Следите за последними обновлениями программного обеспечения. Но будьте осторожны, так как в новых версиях часто бывают «дыры», через которые злоумышленники могут получить доступ к вашей базе;Ограничивать доступ. Дайте доступ к данным только тем сотрудникам, кому это действительно необходимо для работы;Проверять партнеров. Убедитесь, что третьи стороны, которым вы передаете данные, также соблюдают требования безопасности;Делать резервное копирование. Регулярно создавайте резервные копии данных для предотвращения их полной потери.Что делать, если утечка все-таки произошлаНемедленно выявить причину. Проанализируйте, как произошла утечка, чтобы «залатать» уязвимость;Уведомить пострадавших. Оповестите клиентов или сотрудников, чьи данные могли быть скомпрометированы;Сообщить в регулирующие органы. В некоторых странах это обязательное требование;Минимизировать ущерб. Заблокируйте несанкционированный доступ, удалите вредоносные программы, усильте защиту;Улучшить систему безопасности. Проведите аудит и внедрите дополнительные меры защиты;Работать над репутацией. Предоставьте поддержку клиентам, чтобы восстановить доверие.Утечка персональных данных — это не только технологическая, но и управленческая проблема. Проводите профилактику и отточите алгоритм действий в случае утечки, чтобы ваша компания смогла оперативно минимизировать ущерб, сохранить репутацию и защитить своих клиентов. Больше о бизнесе можно узнать в нашем телеграм-канале «Совкомбанк для бизнеса» или группе во ВКонтакте — подписывайтесь и оставайтесь в курсе главных бизнес-трендов.