Mechazilla
Краш-тест

Что же делать с дебиторкой

Что же делать с дебиторкой

Это очень частый вопрос, который мне задают. И он настолько «горячий», что я не буду плести вокруг него красивые речевые обороты и метафоры, а просто расскажу, какие действия следует предпринимать для контроля дебиторской задолженности (это когда не вы должны, а вам). А так же расскажу, какие тут уместны принципы.

Между прочим, эти принципы достаточно жесткие и точные. Приведённые ниже элементы являются частью точной административной технологии, отходить от которой я бы не рекомендовал.

Первый вопрос — кому поручается сбор дебиторки, кто работает с должниками? Ответ «менеджер по продажам» — неверен. Ответ «мальчики с утюгами и паяльниками» — несовременен. Ответ «руководитель» — разрушителен.

Правильный ответ — специально обученный сотрудник бухгалтерии. Да-да, именно бухгалтерии. Сбор дебиторской задолженности как бизнес традиционно был прерогативой именно бухгалтерских фирм, таких, как «Прайсвотерхаус» и «Маккинзи». Они занимались подобной деятельностью с самого основания, что совершенно логично. При сборе задолженности ничего продавать не надо — всё уже продано. Надо просто проследить, чтобы люди выполнили свои обязательства. Как это сделать технологично?

В бухгалтерии заводится сотрудник, который либо от природы обладает слонопотамским спокойствием и непрошибаемостью, либо его можно обучить этому на специальных курсах по общению (мы можем организовать такие курсы корпоративно). Этот человек регулярно рассылает всем дебиторам заказные письма с уведомлением о состоянии их счёта. Такая рассылка делается минимум раз в месяц, либо чаще. Также этот человек планомерно, с упорством бегемота, связывается с должниками раз или два в неделю, а к доступным территориально приезжает лично. Он очень вежлив и официален, никогда не угрожает. Ведёт себя при контактах как в первый раз.

Никогда не забуду, как сотрудница моей бухгалтерии (розовощёкая девочка в очках, которая умела сделать очень озабоченное лицо — эдакая «Катя Пушкарёва»), выполняющая эту функцию, пришла к клиенту и, получив ответ: «Мы ещё не наторговали, касса пустая», — села на стульчик, перевела дыхание и молвила: «Ну, ладно. Я подожду». Уверяю вас, это действует хуже, чем мальчики с дубинами и угрозы.

Первая реакция моих клиентов на это структурное решение обычно такова — нельзя снимать эту функцию с менеджеров по продажам, иначе они обнаглеют и начнут грузить товар всем без разбору, невзирая на растущую дебиторку. Подождите. Это же просто решается.

Во-первых, не надо снимать с торговых агентов ответственность за дебиторку — снимите просто функцию. Я, например, не выплачиваю менеджерам по продажам зарплату по сделке, по которой вообще висит хоть какая-то дебиторка. Даже не начисляю! Клиент рассчитался полностью — о’кей, данные по сделке идут в расчёт. Но это не значит, что менеджеру поручено механически работать с должниками.

Резоны простые. Я сделал как-то калькуляцию времени торговых агентов, которые сами выписывали для клиентов бухгалтерские документы и работали с дебиторской задолженностью. Получилось, что они занимались этим больше, чем половину рабочего времени! Для фирмы это огромная недополученная прибыль из-за снижения возможных заключенных сделок.

Плюс к этому менеджер по продажам расстраивается, когда выбивает деньги с должников и начинает продавать осторожно. А это совсем не тот стиль, который ведёт отдел продаж к звёздным показателям. К звёздам ведут уверенность, компетентность и желание помочь клиенту. А страх и мысли о наказании делают человека серьёзным (в самом плохом смысле этого слова, в том, о котором говорил барон Мюнхгаузен) и снижают его скорость.

Решается вопрос с объемом дебиторки (чтобы он не противоречил политике компании) чисто аппаратным способом: при помощи бухгалтерской программы, выписывающей документы. Выставляется «стоп-список» по двум параметрам: срок погашения задолженности и её объём. Просрочил — «фиг тебе пионеров в церковный хор». Превысил — «фиг тебе монашек в баню». «1С» это позволяет сделать, любая нормальная бухгалтерская программа должна это уметь.

И всё. Менеджер не напрягается, считая в уме — а могу ли я ему отгрузить ещё? Он не тратит время на плановую работу с должниками, но и не теряет их из виду — зарплаты-то нет. Никто не запрещает ему тряхнуть должника — просто не нагружают лишним.

  • Ещё один плюс такой системы: «хороший менеджер — плохая бухгалтерия». Торговый агент всегда может сказать клиенту: «Иваныч, дорогой, лучше вовремя заплати. А то я с тобой в хороших отношениях, но попадёшь в лапы нашей бухгалтерии… с живого не слезут! Там у нас просто звери…». Кто бывал на допросах «хороший — плохой» знает, что эта система работает, даже если ты её знаешь по голливудским фильмам.

Это что касается порядочных дебиторов. Не «кидал».

С мошенниками же надо разбираться, используя действия по правосудию. Если они состоят в какой-то ассоциации, надо решать вопросы через третьих лиц, имеющих на должника влияние. А если совсем обнаглел — через суды. Это уже задача юристов. Любые финансовые сделки должны сопровождаться ясным и понятным письменным соглашением, на котором потом могут основываться действия по разрешению споров и правосудию. Но в суд надо обращаться в крайнем случае, если вы уже готовы потерять этого клиента. Как правило (не всегда) после этого действия деловые отношения прекращаются.

  • И ещё одно — лично моё — успешное действие. Я помогаю внедрять стандартную технологию управления предприятием. Одна из программ этого стандарта посвящена созданию эффективной финансовой системы на вашем предприятии, системы, которая гарантирует платежеспособность и кредитоспособность. То, что я написал выше, является частью этой схемы.

Но в ней даже ещё большее внимание уделено работе с кредиторами — то есть технологии, как наиболее эффективно выйти из ситуации, когда вы должны кому-то. На самом деле немногие ваши должники хотят вас кинуть — быть в долгах им неприятно больше, чем вам терять деньги. И если вы поможете им внедрить стандарт технологии управления и реорганизовать финансовую систему, то вы получите надёжного и благодарного партнёра.

Я так делал — консультировал своих дебиторов и они в конце-концов расплачивались не только со мной, но и вообще прекращали жить в долг. Мы же со своей стороны с удовольствием поможем в этом как вам, так и вашим партнёрам.

Подписывайтесь на мой телеграм:

реклама
разместить
1 комментарий

Кто-то там в бухгалтерии играет в "полицейского" с письмами, а менеджеры по продажам — в "хорошего cop". Всё это как в фильмах, где всегда есть жесткий бухгалтер с паяльником и угрозами.

1
Онлайн-бухгалтерия в банке: почему вашему бизнесу не подойдёт такое решение и где искать альтернативу
*когда понял, что тебе что-то недоговаривали*

Никакого хейта, только факт: далеко не все предприниматели понимают, что из себя представляет онлайн-бухгалтерия в банке. За красивым интерфейсом скрываются ограничения, о которых в рекламе не говорят. Разбираемся, какие именно, и что с этим делать.

44
реклама
разместить
Как руководителю сохранить душевное равновесие
Как руководителю сохранить душевное равновесие
22
Эти действия приведут тебя к последствиям если начнешь создавать telegram канал 🫵

В каждой нише нише есть подводные камни — и их нужно предугадывать, если вы начнете влезать в telegram каналы, то это статья для тебя! Читай далее……

44
Я тебе заплатил, ты мне тут всё и построй...
Я тебе заплатил, ты мне тут всё и построй...
33
"Сотрудники не берут на себя ответственность, много ошибок, с вопросами идут ко мне, сами не хотят думать"

С таким вопросом приходит каждый бухгалтер-аутсорсер, у которого есть помощники, при это много задач главного бухгалтера он выполняет сам.

22
План и факт. Секрет вечной платёжеспособности
План и факт. Секрет вечной платёжеспособности
Контроль бизнеса на расстоянии
Контроль бизнеса на расстоянии
Наилучшая система оплаты труда персонала
Наилучшая система оплаты труда персонала
Доход компании, как поток энергии
Доход компании, как поток энергии

Продолжая тему быстрого подлатывания бизнеса, хочу в стотысячный раз коснуться темы дохода и рассмотреть один важный принцип, касающийся денег. Поняв его, вы выйдите на другой уровень. Вернее — сможете выйти. Так как принцип этот работает пропорционально тому, насколько варит ваш котелок.

реклама
разместить
Как за 5 минут понять срок и процент возврата дебиторки?

Приветствую вас! Меня зовут Дмитрий Лизунов, я юрист с многолетним опытом в области банкротства, работы с задолженностями и сложными экономическими ситуациями. За свою карьеру я разобрал сотни кейсов, от крупных корпораций до малых предприятий. Сегодня я расскажу о том, как правильно классифицировать долги ваших контрагентов и почему это важно.

Руководитель в рабстве у бухгалтерии
Руководитель в рабстве у бухгалтерии
[]