Локальный или западный фонд. От кого привлекать инвестиции

Локальный или западный фонд. От кого привлекать инвестиции

Развитие стартапа по умолчанию предполагает инвестиции. Первоначально деньги нужны для валидации идеи и создания устойчивой бизнес-модели. Если на этом этапе фаундер смог обойтись самофинансированием, то для масштабирования и вывода компании на международный рынок нужно однозначно привлекать капитал инвесторов и партнеров.

На практике, у каждого фаундера выстраиваются свои взаимоотношения с венчурными капиталистами. Наболевший вопрос для многих фаундеров - это “как найти правильного, подходящего инвестора?”. В этот раз, мы выделим неочевидные факты о стартап-индустрии, которые помогут определиться с вектором поиска инвестиций.

Факт №1. Первичные инвестиции выгодней и проще привлечь в родной стране

Хотя мировая стартап-индустрии очень “калифорницентрична”, в родной стране деньги привлечь, как правило, проще и быстрее. Пока один предприниматель будет пытаться поднять раунд в США, другой успеет вывести компанию на точку безубыточности в родной стране.

Начиная развивать бизнес сразу же в США, новички буквально прыгают выше головы. Таким опрометчивым шагом они повышают burn rate своей команды и рискуют жизнеспособностью идеи. Напротив, если начать со стабильного дохода в родной стране, выход на международный рынок обойдется дешевле, а приобретенные связи помогут привлечь дальнейшее финансирование.

Факт №2. Нужно искать инвестора, с которым находишься физически в одной локации

Инвесторы, особенно так называемые “ангелы”, очень редко принимают решение о сделке до личных переговоров с фаундерами и, скорее всего, предпочтут дать деньги команде с которой смогут встретиться на кофе, а не созваниваться онлайн. Также, многие западные фонды хотят, чтобы их капитал работал на экономику их же страны.

Некоторые венчурные капиталисты готовы инвестировать в проекты с Восточной Европы только при условии, что команда переедет на запад. Но это правило, в большинстве, касается стартапов на pre-seed и seed стадиях реализации. Местоположение команд более зрелых проектов уже не так важно.

Локальный или западный фонд. От кого привлекать инвестиции

Факт №3. Западные инвесторы боятся вкладывать деньги в Восточную Европу

Начинающие восточноевропейские стартапы — редкие гости в портфелях ведущих международных инвесторов. И, к примеру, если британцы и немцы готовы рассматривать сделки с украинскими / белорусскими проектами, то шведы, голландцы и французы делают это менее охотно, сосредоточившись на локальных проектах.

Международные инвесторы осознают страновые риски и не знают что с ними делать; а локальный — понимает, что в его стране все не так страшно, как кажется иностранцам. Местный партнер знает как организовать юридическое сопровождение, финансы и все остальное так, чтобы это было одновременно и в рамках локальных правил игры, и привлекательно для крупных западных игроков.

Мы в Adventures Lab, имея практический опыт развития бизнеса в стране и понимая с чем имеем дело, готовы способствовать взращиванию проектов фаундеров из Восточной Европы, готовим их к следующим этапам фандрейзинга и потенциальному релокейту на запад.

Факт №4. Поднимая раунд локально, вы показываете позитивный инвест-трекшн

На репутацию стартапа среди международных венчурных капиталистов влияет мнение других авторитетных лиц, которые уже имели опыт работы с проектом. Каждый фонд заинтересован сохранить и приумножить свои деньги, а для этого инвесторы просят предъявить рекомендации и ищут обратную связь по команде. Это банальный вопрос доверия.

Любой основатель стартапа подтвердит, что на встречах с крупными инвесторами часто звучит вопрос «кто еще в вас вложился?». Как только в вас захочет вложиться один фонд, за ним тут же решится еще один, потом другие и так далее.

Локальный или западный фонд. От кого привлекать инвестиции

Факт №5. После получения первого раунда далеко не всегда нужны следующие

Сам факт того что стартап поднял очередной инвестиционный раунд — не показатель его успеха. Фандрейзинг ни в коем случае не должен быть главной целью и вектором. Лучшее решение для проекта — сосредоточиться на последовательном развитии продукта, придерживаться принципов бережливости, искать свой product-market fit, налаживать отношения с потребителями.

Для того чтобы выйти в плюс, многим проектам достаточно привлечь первичные инвестиции и поддержку надежного партнера. Дальше, можно продвигаться за счет реинвестиций (направлять в развитие проекта выручку от продаж продукта).

Хотя восточноевропейский рынок стартапов и инвесторов пока очень маленький (в сравнении с рынком US), но он живет и развивается. При этом, локальные фонды готовы строить мосты (или даже лифты) между нашей экосистемой и западными венчурными капиталистами.

Adventures Lab активно ищет новые стартапы. Мы поможем инкубировать вашу идею, запустить бизнес и развить его по максимуму. Чтобы заявить о проекте, просто заполните специальную форму на нашем сайте.

22
Начать дискуссию