Минфин: ФНБ пополнить не удастся, но "ничего страшного"
Кажется, с пополнением Фонда национального благосостояния на запланированные бюджетом 1.8 триллиона рублей в этом году намечаются некоторые сложности. По крайней мере, так довольно туманно намекнул министр Силуанов. Виноваты, как это часто бывает, не слишком высокие цены на нефть и, вот ведь ирония судьбы, чересчур крепкий для этих целей рубль.
Бюджетные расчеты и нефтегазовая арифметика
Давайте разберемся в механике. В «кубышку», как нежно именуют ФНБ в народе и коридорах власти, по идее, должны поступать сверхдоходы от продажи нефти и газа. Сверхдоходы – это всё, что превышает некий базовый уровень. А базовый уровень у нас рассчитан, скажем так, с определенной долей оптимизма: средняя цена нефти принимается за шестьдесят долларов за баррель, а курс – девяносто шесть с половиной рублей за доллар. Если перевести это в абсолютные цифры, базовые нефтегазовые доходы бюджета составляют 9.1 триллиона рублей.
Логика проста: если реальные доходы оказываются ниже этой планки, то недостающее компенсируют из средств ФНБ. Если же доходы превышают базовый уровень – вот этот самый излишек и должен идти на пополнение фонда. Все выглядит логично и стройно на бумаге. Сам бюджет на текущий год верстали, исходя из средней цены на нефть марки Юралс в 69 долл/баррель. По такой задумке, общие нефтегазовые доходы должны были достигнуть 10.9 триллионов рублей, а те самые желанные 1.8 триллиона рублей – красиво пополнить запасы ФНБ.
Реальность вносит коррективы
Однако первые месяцы года показали, что реальность имеет свои взгляды на бюджетные планы. В январе-феврале доходы от нефти и газа хоть и перешагнули базовый порог, но оказались все же ниже, чем предполагалось изначально. Минфин даже счел нужным выпустить предупреждение о «рисках их снижения вследствие ослабления ценовой конъюнктуры». Переводя с казенного на человеческий: есть шанс, что денег будет еще меньше из-за падающих цен.
Но господин Силуанов сохраняет олимпийское спокойствие. Ну, пополнится ФНБ на меньшую сумму, чем грезилось? «Ничего страшного в этом нет», – транслирует уверенность министр. По его словам, при планировании бюджета изначально заложили некий запас, эдакий финансовый буфер.
Что будет, если нефть окажется дешевле прогноза? «Значит, будет чуть меньше пополняться наша финансовая подушка безопасности», – поясняет он с обезоруживающей простотой. По его же информации, с начала года в ФНБ уже капнуло двести миллиардов рублей в рамках бюджетного правила (через покупку валюты). Если текущие уровни цен на нефть и курса рубля сохранятся, то «примерно в этих параметрах мы и пройдем год». Звучит почти успокаивающе, не правда ли?
Нефтяные тучи на горизонте
Между тем, расслабляться, похоже, рано. Конъюнктура на нефтяном рынке вполне может и ухудшиться. Ходят слухи, что Центробанк в каком-то своем закрытом докладе рисовал правительству совсем не радужные картины, вплоть до угрозы обвала нефтяных цен – сценарий, вызывающий не самые приятные исторические ассоциации. К тому же, не стоит забывать про ОПЕК. Свободные добывающие мощности членов картеля теоретически позволяют им при желании заместить весь российский нефтяной экспорт на рынке.
А цены уже сейчас не балуют. По данным ценового агентства Argus, средняя цена Urals в феврале держалась около отметки в шестьдесят долларов за баррель, а в марте, по предварительным данным, опустилась и ниже этого психологически важного уровня. Все это явно не способствует росту нефтегазовых доходов до запланированных высот.
Что в «кубышке»? Считаем ликвидные триллионы
Теперь заглянем внутрь самого ФНБ. На первое марта его общий размер выглядел вполне солидно – 11.9 триллиона рублей. Однако здесь есть важный нюанс: далеко не все эти деньги можно взять и потратить прямо сейчас. Реально доступных, так называемых ликвидных средств (то есть денег на счетах) там было всего 3.4 триллиона рублей.
Где же остальное? Эти средства вложены в различные активы: акции Сбербанка и других государственных гигантов, долгосрочные инфраструктурные проекты, которые должны когда-то принести пользу, но быстро превратить их обратно в деньги не получится. Выходит, деньги как бы есть, но их как бы и нет для оперативных нужд. И еще один пикантный момент: тот самый один и восемь десятых триллиона рублей, которые ФНБ должен был получить по итогам прошлогодних сверхдоходов, по состоянию на начало весны так и не были зачислены. Видимо, где-то в процессе.
На этом фоне весьма любопытно выглядит информация о дефиците бюджета за январь-февраль – 2.7 триллиона рублей. Это, на минуточку, вдвое больше, чем было запланировано на весь год. Минфин объясняет такой резкий старт опережающим финансированием государственных контрактов и обещает, что дальше расходы войдут в нормальное русло. Господин Силуанов также заверяет, что все запланированные бюджетные расходы будут профинансированы полностью, вне зависимости от колебаний курса. Что ж, остается принять это к сведению.
Кстати, о курсе рубля. Его недавнее укрепление, которое так мешает наполнению ФНБ, отчасти было вызвано надеждами инвесторов. То на какое-то урегулирование "ситуации" (она же "движуха"), то на частичное снятие санкций, то на скорое снижение ключевой ставки Центробанком (последние надежды, впрочем, не оправдались на мартовском заседании).
На волне этого оживления иностранные инвесторы даже вновь проявили интерес к российским активам. Этот внезапный ажиотаж позволил Минфину впервые за долгое время с блеском перевыполнить программу заимствований на внутреннем рынке: при плане на первый квартал привлечь один триллион рублей через размещение ОФЗ, ведомство разместило бумаг почти на сорок процентов больше, заняв почти полтора триллиона рублей.
Правда, заимствования эти пойдут не в "кубышку", а будут пущены на текущие нужды бюджета, что называется, "с колес".
Подписаться на телеграм.