📚 Монополизация рынка
📌 Монополия — это рыночная структура, при которой одна компания контролирует всю или большую часть отрасли.
Без какой-либо значимой конкуренции монополии, как правило, довольно прибыльны.
🏵 1 Признаки
Определение — вещь хорошая, но оно не раскрывает всех отличительных характеристик. Перейдём к признакам монополиста:
• Диктовка цен. Компании нет смысла снижать цены, чтобы покупатель охотнее брал его товары/услуги, ибо он — единственный игрок на рынке. Может хоть продавать втридорога.
• Единственный продавец товара/услуги. Определённые продукции/услуги предоставляет на рынке в наличии лишь одна компания-поставщик.
• Отсутствие альтернативных продуктов. Продукция/услуга уникальна на рынке и не имеет аналогов. Потребитель вынужден брать только то, что даёт монополист.
• Контроль предложения. Раз альтернатив на рынке нет, то компания в силах регулировать общий объем производства и предложения своего продукта.
• Барьеры для входа новых игроков. Новеньким трудно пробиться на рынок и выжить там, где заправляет одна компания: или их поглотят, или они разорятся. Преград много: экономические, технические, юридические, ресурсные и проч.
К признаку можно ещё отнести слабый маркетинг или полное его отсутствие. Зачем реклама, если рынок и так весь твой? Услуга нужна будет — придут только к тебе.
🏵 2 Виды
Монополии бывают разные: чёрные, белые, красные [1]. А их можно разделить на:
2.1 Естественная
Появляется в тех отраслях, где дублирование инфраструктуры нецелесообразно с экономической точки зрения. В общем, удовлетворение спроса на рынке эффективнее в отсутствие конкуренции.
2.2 Открытая (продуктовая)
Связана обычно с появлением какой-то новой технологии или инновационного продукта. Монополия возникает из-за того, что конкурентов пока нет, ибо те даже аналоги не сделали и нужно время на это.
2.3 Закрытая (государственная)
В игру вступают государственные барьеры в лице законодательства. Правительство помогает бизнесу развиваться, обеспечивает какими льготами. А сверху вводят лицензии или разрешения, которые ещё нужно получить.
Это были основные 3 вида, на которые чаще всего делят монополии. Отдельного внимания заслуживает...
2.4 Чистая монополия
Встречается крайне редко. В данном случае в наличии только 1 производитель уникального товара при полном отсутствии конкуренции. Заменителей товара/ услуги просто нет.
🏵 3 Антимонопольное законодательство
Предлагаю рассмотреть как американское (для общего развития), так и российское.
3.1 Соединённые Штаты Америки
США одними из первых начали борьбу с монополиями. Были приняты следующие законы:
• з.Шермана (1890) — запрещает картели и монополистические соглашения;
• з.Клейтона (1914) — дополняет Шермана, запрещая слияния, ведущие к снижению конкуренции;
• Закон о Федеральной торговой комиссии (1914) — создал FTC (Federal Trade Commission) для контроля за соблюдением антимонопольных норм;
• з.Робинсона-Пэтмана (1936) — запрет на ограничительную деловую практику в области торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация и др.
Например, так звучит второй раздел з.Шермана:
3.2 Российская Федерация
В РФ антимонопольное регулирование осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Основной закон — №135-ФЗ "О защите конкуренции" (2006).
Рекомендую почитать Статью 5, чтобы глава 6 была понятней.
🏵 4 Вред и... польза 0_о
Монополия в целом носит отрицательное воздействие на экономику, но при этом для самой монопольной компании всплывают и плюсы.
✅ Плюсы (для монополиста):
• возможность больше инвестировать в инновации (хотя кого мы обманываем — зачем он это будет делать???);
• можно легко повысить доходы через рост цен и некоторое снижение качества;
• cнижение издержек.
✅ Просто плюсик:
• в случае государственной монополии гарантируются равномерные поставки, доступность товаров и услуг.
❌ Минусы (для всех остальных):
• отсутствие стимулов к развитию или усовершенствованию имеющейся технологии;
• завышенные цены, сопровождающееся снижением качества;
• рост коррупции и лоббирования в своих интересах;
• барьеры для входа новых игроков.
🏵 5 Монополисты, в студию!
Пример 5.1 — Standard Oil. Сей американская нефтяная корпорация принадлежала Джону Рокфеллеру. Доля на рынке переработки нефти стремительно увеличивалась с годами: она выросла с 4% в 1870 году до 80-85% к 1880 году. А под конец своего существования контролировала до 90% нефтяного рынка США. Тем не менее началось судебное разбирательство, в котором Standard Oil обвинялась в нарушении антимонопольного законодательства. Рокфеллер был вынужден распустить трест — компанию разделили в 1911 году по решению суда на несколько самостоятельных фирм.
Первоначально США поддерживало монополии, ибо те же Джон Д. Рокфеллер (нефть), Эндрю Карнеги (сталь) и Корнелиус Вандербильт (пароходы) способствовали росту промышленной мощи США и их становлению мировой державой. Но в 1890г приняли закон Шермана и пришлось пересмотреть приоритеты.
Пример 5.2 — Microsoft. Всё началось ещё лет 30 назад. В 1998 году был подан иск против Microsoft, который на тот момент занимала 90% рынка настольных ОС. Утверждалось, что компания пользовалась положением для навязки пользователям Windows браузера Internet Explorer и уничтожения конкурента Netscape. В результате в 2000 году Microsoft признали виновной в нарушении антимонопольного закона и попытках подавить действия конкурентов. Федеральный судья постановил разделить компанию на две части: одна продолжила бы развивать Windows, другая — прикладное ПО, включая Office. В целом же влияние компании на рынке не изменилось.
Пример 5.3 — Tencent. Занимается большую часть рынка цифровых услуг в Китае. За, можно сказать, доминирующее и бесконкурентное положение никаких санкций компания не получает, ибо монополия государственная. Барьером выступает сама КНР, ибо приложения западных компаний попросту запрещены законом.
Кстати, акции Tencent есть на Гонконгской бирже. Даже дивиденды платят — целых 0,8-0,9% годовых 🤣. Но ладно, это IT, поэтому в порядке вещей.
🏵 6 В ритейле монополия?
Смотря на наш рынок продуктового ритейла, мы видим прежде всего: Пятёрочка, Перекрёсток, Чижик, Магнит, Азбука Вкуса, Лента, возможно кто-то проходит мимо О'КЕЙ.
Можно подумать, что сей рынок монополизирован — чуть ли не везде или Магнит, или творения ИКС-5. Это не совсем так, ибо в случае монополии в наличии 1 крупный игрок. Да и, согласно нашему законодательству, доминирующее положение у Хозяйства не признаётся, если доля на рынке определенного товара не превышает 35% (исключения находятся в части 3 и 6 Статьи 5).
А, согласно РБК, по итогам 2024-го «Магнит» занимал 13,2% российского розничного рынка, а у X5 — 15,6%. В сумме +50% вместе с КБ&Бристоль явно не набегает, товары на замену есть на рынке, чтобы идти по части 3 статьи 5. Да и вроде эти ритейлеры нигде не отличились особо для части 6 статьи 5.
По-моему, здесь скорее зародыш олигополии.
📌 Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Затем фирмы могут вступать в сговор, ограничивая предложение или фиксируя завышенные цены для получения большей прибыли.
В продуктовом ритейле действительно есть 2,5 крупных игрока. Причём, как мы поняли, 2 из них даже 35% рынка не занимают. Для красоты приведу ещё рисунок 6.1, где представлена выручка топ-10 ритейлеров.
Кстати, Магнит решил прикупить "Азбуку Вкуса". В сделку войдут все 170 магазинов "Азбуки Вкуса", мини-маркеты Daily, фабрики-кухни в Москве и Санкт-Петербурге, а также распределительные центры. Похоже эмитент решил увеличивать свою долю влияния на рынке и не уступать те 2% ИКС-5. Посмотрим, приобретение «Азбуки вкуса» поможет:
а) ритейлеру выйти в новые для себя сегменты розничной торговли;
б) "Азбуке Вкуса" опуститься до уровня Магнита....
Пишите в комментариях Ваши варианты ответов (:
* * * * * * *
1. Отсылка на песню "Отпетых мошенников" - "Девушки"
* * * * * * *
Спасибо за прочтение! Если было полезно, ставьте 👍 и переходите в Telegram. Там публикую больше интересного 🦉