Почему в России нельзя купить автомобиль на одну зарплату

В известном Top Gear был популярный челлендж: купить б/у машину за какие-то смешные по нашим меркам деньги. И он успешно проходил от сезона к сезону, причем в самых разных странах. Почему это нереально в России?
В известном Top Gear был популярный челлендж: купить б/у машину за какие-то смешные по нашим меркам деньги. И он успешно проходил от сезона к сезону, причем в самых разных странах. Почему это нереально в России?

Цена базовой линейки LADA выросла почти в 3 раза за 10 лет, тогда как уровень жизни все это время едва компенсировал инфляцию.

Понятно, что от основных иностранных производителей РФ отрезана уже больше трех лет. Главный импорт — это Китай. Но все усилия в XXI веке были направлены на защиту и развитие внутреннего автопрома. Что же получилось в итоге?

Цена вопроса

Для начала, себестоимость производства выросла из-за системных проблем в логистике, локализации, налогах и заводских процессах. При этом автомобили стали дороже не только в абсолютном выражении, но и по пропорциям в качестве и оснащении. Доля прибыли и надбавок дилеров увеличилась, так как государство поддерживает выпуск и продажи через субсидии и льготные кредиты. Но это едва позволяет компенсировать разницу в сравнении даже с китайскими брендами, которые предлагают много больше за те же деньги.

Почему в России нельзя купить автомобиль на одну зарплату

Да, есть объективные сложности. Мы самая северная на планете страна. Стандарты требуют не только дополнительных затрат на адаптацию автомобилей под климат и условия эксплуатации. У нас производство по умолчанию более энергоемкое. Плюс разброс подрядчиков по огромной территории добавляет затрат на логистическое плечо.

Доля налогов и акцизов у нас вдвое выше чем в Китае. Средняя скорость сборки автомобиля наоборот вдвое ниже. А автоматические линии берут на себя всего 40% работы, в отличие от пекинских 80%.

Стратегические просчеты

Дальше идет и необязательный рост цен. Официальная структура себестоимости легковых машин на 2025 год по данным публичных отчетов АВТОВАЗа формируется так:

  • Комплектующие составляют половину. Примечание автора: локализация агрегатов, несмотря на победные реляции все еще остается на уровне ~70%.

Затем добавляются:

  • 15% на зарплаты персоналу
  • 10% логистика
  • 10% амортизация оборудования
  • 8% управленческие расходы
  • 5% маркетинг и дилерская наценка

Один нюанс. Когда все это суммируется, себестоимость LADA Vesta в базовой комплектации составляет ~650 тыс. рублей. При этом цена в автоцентре для потребителя начинается от ₽1,5 млн. То есть формально наценка в итоге превышает 100%.

Нет, выходить на улицы с факелами и требованием справедливости не стоит. Если начать разбираться, это не чей-то злонамеренный грабеж, а сочетание ошибок, просчетов и обстоятельств.

Почему в России нельзя купить автомобиль на одну зарплату

Исправляемые факторы

Ключевые факторы роста ценников: исход иностранных брендов и снижение качества локальных компонентов. После 2022 года на замену пришли менее надёжные отечественные или китайские поставщики, что увеличило брак и необходимость повторной обработки деталей.

Инфляция и девальвация рубля привела к росту всех видов издержек, включая зарплаты, налоги и закупки импортных материалов. Переход на новые маршруты недостающих агрегатов через посреднико из Казахстана, Беларуссии или Грузии удлинил сроки доставки и также добавил издержек. Отсутствие доступа к CAD-системам, базовому софту для тестирования агрегатов от двигателей до шасси увеличило время разработки и сертификации.

Почему LADA дороже иностранных аналогов, несмотря на всю свою дешевую, максимально упрощенную "отечественность"?

  • Акцизы, ввозные пошлины, страховка и утилизационные сборы дают отдельный, нематериальный вклад в ценник.
  • Производственные линии лишь частично автоматизированы, что увеличивает трудозатраты и стоимость исправления ошибок.
  • Отсутствие конкуренции как у АВТОВАЗа, так и у дилеров убирает мотивацию для них оптимизировать конечные цены.

В итоге даже самая примитивная LADA из линейки уже прочно вышла из категории "бюджетных". А эффективность производства , несмотря на заявления о «повышении локализации» по факту едва вернулась к уровням трехлетней давности. И то условно.

Плюс выпуск стал менее прозрачным — данные о себестоимости скрыты, даже аналитики опираются на "оценки". ситуация явно нездоровая, но при этом вся инерция господдержки направлена на удержание сложившегося статус-кво.

Почему в России нельзя купить автомобиль на одну зарплату

Китайцы в свое время сделали акцент на масштабном конвейере и экспорте. За счет того, что инвестиции окупаются за 3-5 лет, они смогли привлечь достаточно капитала и открыть какое-то невообразимое число бюро разработок и сборочных линий.

Ключевая ошибка РФ, в том, что она как избрала режим защиты внутреннего рынка, так и остается в этой истории уже больше 20 лет. Без смены стратегии развития, отрасль (и мы) обречены оставаться там, куда в итоге приехали.

Больше материалов — на авторском <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ft.me%2Fday_capitalist&postId=1973386" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">ТГ-канале "Коллектиум" </a>Александра Ермакова и Григория Героева.
Больше материалов — на авторском ТГ-канале "Коллектиум" Александра Ермакова и Григория Героева.
4 комментария