Как Сергей Рахманинов инвестировал в стартап Игоря Сикорского и что из этого вышло

Игорь Иванович Сикорский, 1914
Игорь Иванович Сикорский, 1914

Эмигрировавший после Октябрьской революции в США русский авиаконструктор Игорь Сикорский, остро нуждался в инвестициях на создание своего первого самолета на американской земле. Устав авиастроительной компании Сикорского был утвержден 5 марта 1923 года. На момент основания в кассе компании было всего 800 долларов. Объявленный акционерный капитал компании составлял 200 тысяч долларов: 10 тысяч облигаций номинальной стоимостью 10 долларов и 20 тысяч акций номинальной стоимостью 5 долларов. Владельцы облигаций получали из чистого дохода компании 8% годовых. Владельцы акций получали дивиденды из оставшейся чистой прибыли компании. Учредителями компании, кроме Игоря Сикорского, стали проживавшие в США русские эмигранты.

Игорь Сикорский в Нью-Йорке
Игорь Сикорский в Нью-Йорке

Сикорский по договору передавал компании чертежи, расчеты и права на постройку своего воздушного судна и соглашался в течение четырех лет получать минимальное вознаграждение, которое могло быть увеличено лишь в связи с развитием деятельности и ростом доходности корпорации. Во время своей работы в компании Сикорский обязался не передавать на сторону свои новые изобретения в области авиации без согласия на то руководства компании.

Первоначально была открыта подписка на 5 тысяч облигаций на сумму 50 тысяч долларов, необходимых на постройку двух средних аэропланов Сикорского (на 8–12 пассажиров). Предварительная подписка в течение двух месяцев дала сумму около 10 тысяч долларов. Основными подписчиками стали русские рабочие компании.

Акция именная класса А номиналом в 5 долл. США акционерного общества «Sikorsky Aero Engineering Corporation»
Акция именная класса А номиналом в 5 долл. США акционерного общества «Sikorsky Aero Engineering Corporation»
Игорь Сикорский с сотрудниками компании у остова самолета S-29А
Игорь Сикорский с сотрудниками компании у остова самолета S-29А

В поисках финансовых ресурсов Сикорский обратился также к композитору Сергею Рахманинову, на концерт которого в Карнеги-холл в Нью-Йорке он случайно забрёл. Рахманинов не только вложил в предприятие Сикорского 5 тысяч долларов (около 80 тысяч долларов в пересчете на 2010 год), но и согласился стать вице-президентом «Sikorsky Aero Engineering Corporation».

Сергей Петрович Рахманинов
Сергей Петрович Рахманинов

Несмотря на все трудности компания успешно прошла этап становления и уже через шесть лет после встречи двух русских эмигрантов - в 1929 (!) году, Сикорский вернул Рахманинову сумму в два раза больше инвестированной!

Первый самолет компании Сикорского - S-29A, построенный в том числе и на средства, вложенные великим русским композитором, в 20-е годы успешно эксплуатировался на регулярных рейсах между Нью-Йорком и Йорктауном, штат Вирджиния, и даже использовался в съемках знаменитого фильма Говарда Хьюза о летчиках I мировой «Ангелы Ада».

Справа-налево: Игорь Сикорский, Сергей Рахманинов и инженер, барон Николай Соловьев на фоне самолета S-29А на летном поле им. Рузвельта, Лонг-Айленд, Нью-Йорк. Осень-зима 1924 года
Справа-налево: Игорь Сикорский, Сергей Рахманинов и инженер, барон Николай Соловьев на фоне самолета S-29А на летном поле им. Рузвельта, Лонг-Айленд, Нью-Йорк. Осень-зима 1924 года

В советском художественном фильме «Поэма о крыльях» (1979), в котором Сикорского играет Юрий Яковлев, а Рахманинова – Олег Ефремов, представлена несколько иная версия этих событий (ссылка на фрагмент из фильма - в первом комментарии).

Но случай, когда Сикорский запирал входную дверь в зале собрания акционеров, добиваясь от них принятия решения о новых инвестициях («пока не примем решения – не выйдем отсюда!») действительно имел место. И, кстати, тогда он добился своего!

История создания компании Сикорского является ярким примером того как наш соотечественник, оказавшись в США в непростых условиях "ревущих" двадцатых, сумел найти возможности для реализации своего весьма непростого в технологическом отношении проекта.

А компания Sikorsky Aircraft существует и по сей день и входит в состав авиастроительной корпорации Lockheed Martin.

P.S. Сикорский-Рахманинов - по-моему, неплохое название для инвестиционного фонда!

1
1 комментарий