БРИКС поддерживает женщин-предпринимателей, Никарагуа — площадка для российских товаров. Обсуждаем маркировку, импорт косметики из США и запрет на серый ввоз от Kärcher. Недельный дайджест ВЭД

БРИКС вновь демонстрирует, как поддержка женского предпринимательства становится реальным инструментом развития. Никарагуа готова стать витриной для российских товаров в Центральной Америке, а интерес российского бизнеса к Оману продолжает расти. В то же время розница требует ограничить дисконты маркетплейсов до 10%, чтобы сохранить конкурентоспособность. Система маркировки «Честный знак» оказалась неэффективной в борьбе с подделками, а Россия в феврале и марте возобновила импорт косметики из США. Однако немецкий Kärcher запретил серый ввоз своих автомоек в страну. Всё самое важное и интересное из мира ВЭД — в этой статье.

12.05 - 18.05

БРИКС становится платформой, где поддержка женского предпринимательства превращается в практический инструмент развития

БРИКС поддерживает женщин-предпринимателей, Никарагуа — площадка для российских товаров. Обсуждаем маркировку, импорт косметики из США и запрет на серый ввоз от Kärcher. Недельный дайджест ВЭД

Об этом на втором Форуме женского предпринимательства заявил посол Египта в РФ Назих Нагари. По его словам, женщины по-прежнему сталкиваются с системными барьерами, ограниченным доступом к финансированию и устаревшими стереотипами — и именно в рамках БРИКС можно преодолеть эти вызовы совместно.

Особое внимание уделяется странам Глобального Юга: здесь женщины чаще всего ведут бизнес в условиях ограниченных ресурсов. БРИКС предлагает им не просто трибуну, а возможности — от обмена лучшими практиками до создания новых технологических и инновационных партнерств.

Посол подчеркнул, что устойчивость МСП — это не только про экономику, но и про устойчивое развитие, занятость и социальную стабильность. В этом контексте женский бизнес перестает быть «темой по гендеру» и становится фактором реального роста в рамках нового глобального большинства.

Никарагуа может быть витриной для российских товаров в Центральной Америке

БРИКС поддерживает женщин-предпринимателей, Никарагуа — площадка для российских товаров. Обсуждаем маркировку, импорт косметики из США и запрет на серый ввоз от Kärcher. Недельный дайджест ВЭД

В 2024 году импорт из России в Никарагуа составил $195 млн. В основном это были вакцины и другая медицинская продукция, азотные удобрения, грузовой транспорт, вентиляторы, водка, провода.

Никарагуа заинтересована в наращивании экспорта своих традиционных товаров, в частности кофе, морепродуктов и табака, в РФ. Взамен страна может стать хабом для поставок российских продуктов в другие страны Центральной и Латинской Америки. Об этом заявил «Известиям» спецпредставитель президента Никарагуа по вопросам развития отношений с РФ Лауреано Ортега, который возглавил делегацию своей страны на празднованиях Дня Победы в Москве. Манагуа также заинтересована в заключении соглашения о стратегическом партнерстве с РФ, страна продолжает делать шаги к членству в БРИКС и статусу наблюдателя в ЕАЭС.

Российский бизнес все активнее интересуется Оманом

БРИКС поддерживает женщин-предпринимателей, Никарагуа — площадка для российских товаров. Обсуждаем маркировку, импорт косметики из США и запрет на серый ввоз от Kärcher. Недельный дайджест ВЭД

Российский бизнес все активнее интересуется Оманом как более предсказуемой юрисдикцией по сравнению с традиционно популярными Объединенными Арабскими Эмиратами, чей статус стандартной ближневосточной площадки для регистрации компаний и проведения расчетов может поколебать ужесточение регуляторных требований и санкционного комплаенса, рассказали юристы и консультанты.

Растет как число запросов на регистрацию компаний в Омане, так и обращений за открытием банковских счетов и оформлением резидентских виз.

Интерес российских инвесторов устойчиво смещается в сторону Омана от ОАЭ, которые пока еще являются стандартной юрисдикцией для регистрации компаний и открытия счетов. Оман они рассматривают как более предсказуемую альтернативу, особенно в части трансграничных расчетов. Банки ОАЭ в последние месяцы ужесточили политику в отношении российских клиентов: блокируют счета, без объяснений прекращают обслуживание, а Оман, не присоединившийся к санкциям против РФ, сохраняет нейтральную позицию.

Российский бизнес, стремясь снизить санкционные риски, ищет нейтральные юрисдикции с упрощенными требованиями к капиталу и лояльные к нерезидентам. Степень интеграции Омана в западную финансовую систему ниже, чем у ОАЭ, это уменьшает риск блокировок. На репутации Эмиратов как «тихой гавани» для российских инвесторов сказалось расширение в 2024 г. возможностей США по введению вторичных ограничений за нарушение антироссийских санкций. После этого в Эмиратах начались проверки происхождения капитала и ужесточились регуляторные требования — например, к резидентству управляющих.

Розница требует ограничить дисконты маркетплейсов до 10%

БРИКС поддерживает женщин-предпринимателей, Никарагуа — площадка для российских товаров. Обсуждаем маркировку, импорт косметики из США и запрет на серый ввоз от Kärcher. Недельный дайджест ВЭД

Ассоциация компаний розничной торговли обратилась в правительство с просьбой ограничить размер дисконта онлайн-площадок до 10%. Отраслевое объединение так называемой каменной розницы недовольно тем, что владельцы платформ за свой счет могут опускать цены на 30-50%.

Розница свое предложение объясняет тем, что из-за скидочных акций маркетплейсов не за горизонтом обвал мелкого и среднего ритейла, закрытие торговых центров и просадка на рынке аренды помещений. Проблема, как ее видят в АКОРТ, в разнице бизнес-моделей. Традиционные сети закупают товары за свои деньги, и это не позволяет им снижать цены. Перед онлайном такой проблемы не стоит, говорит председатель президиума ассоциации Станислав Богданов: «Маркетплейсы в этом плане законодательно ничем не ограничены. Практика ценового демпинга ведет к сокращению других продаж. В целом мы считаем, что нерыночные скидки влияют на всю структуру потребительского рынка. Конечно, необходимо законодательно ограничить объем таких вложений от маркетплейсов, установить прозрачный порядок и условия их предоставления».

Многие скидки фактически оплачивают сами селлеры: это вложения в собственную логистику и преференций для маркетплейсов в этом нет, такое сотрудничество несет плюсы обеим сторонам, рассуждает владелец фабрики мягкой мебели Brendoss Алексей Никонов, его продажи идут через онлайн: «Фактически они же нам не деньгами возвращают, они просто уменьшают стоимость логистики и комиссии. Продаем за 100 руб., покупатель покупает за 80 руб., а нам приходят 100 руб., и вот эти 20 руб. компенсирует сам маркетплейс. Меняется рынок, путь клиента, принцип потребления товаров, и это нормально. Мы понимаем, почему так розница говорит: им это невыгодно».

В Ассоциации компаний интернет торговли “Ъ FM” сказали, что регулирование скидок создаст негативный прецедент, ведь дисконты это, прежде всего, механизм работы с товарными остатками. В Ozon, «Яндекс Маркете» и «Ситилинке» позицию предпочли не озвучивать. А вот в Wildberries высказались однозначно. Представитель платформы Дмитрий Борщевский говорит, что расплачиваться за ограничения, если они появятся, будут покупатели: «Идея ограничить объем скидок от маркетплейсов представляется некорректной, прежде всего, по отношению к самим потребителям. Скидки от Wildberries фондируются из средств платформы и помогают селлерам увеличивать продажи, при этом сохраняя свою прибыль. Предложение не просто нецелесообразно, а даже вредно. Это спорная практика неконкурентного поведения».

Так или иначе, онлайн и оффлайн торговле предстоит идти, следуя ожиданиям покупателей. Возможно, регуляторика позволит рознице выдержать это противостояние.

Система маркировки «Честный знак» оказалась непригодной к защите от подделок

Коды российской системы маркировки «Честный знак», с помощью которой уже почти десять лет власти пытаются защитить различные категории товаров от фальсификата и подделок, оказались в свободной продаже для любой продукции.

Журналисты связались с компаниями, предлагающими подобные услуги, и выяснили, что нелегальный код стоит от трех до 15 рублей в зависимости от объема партии. При этом даже если у поставщика нет сертификата или декларации, то сделать разрешительные документы можно в партнерской аккредитованной лаборатории за небольшие деньги.

Например, за продукцию от одного конкретного производителя обуви надо будет заплатить 13,5 тысячи рублей, а проверять его качество и оригинальность никто не будет.

Данные об эффективности системы берутся из увеличения налоговых отчислений, которое фиксируется Федеральной налоговой службой. Однако профильные ассоциации утверждают, что победить контракт с помощью маркировки не получается. Так, Российский союз кожевников и обувщиков говорит о порядка 20 процентах контрафакта на рынке обуви

Частично власти признают проблему и хотят ужесточить регулирование, что позволит исключить участников маркировки, подменяющих документы, а также нарушающих другие условия. Однако в «Русбренде» указали, что критическая проблема «Честного знака» сохранится, ведь в рамках выдачи никак не контролируется оригинальность и качество товара.

Россия в феврале и марте возобновила импорт косметики из США

Россия вновь начала импортировать косметику из Соединенных Штатов после перерыва. В феврале 2025 года поставки достигли $15,8 тыс., а в марте резко выросли до $504 тыс.— это максимальный показатель за последние три года.

Основную долю российского импорта американской косметики в марте составили румяна — на сумму $493,6 тыс. Кроме того, было ввезено лаков и средств для ухода за ногтями на сумму около $10 тыс. Регулярные поставки косметики из США в Россию прекратились в июне 2023 года. Небольшая партия стоимостью всего несколько тысяч долларов была отправлена один раз в октябре прошлого года.

В апреле правительство России расширило перечень парфюмерно-косметической продукции, ввозимой из недружественных стран, которая подпадает под пошлины в 35%. В него внесли духи, пудру, средства для волос и макияжа губ, а также средства по уходу за кожей. 35-процентные пошлины на импорт косметики и парфюма из недружественных стран начали действовать в декабре 2022 года.

Немецкий Kärcher запретил серый ввоз своих автомоек в Россию

БРИКС поддерживает женщин-предпринимателей, Никарагуа — площадка для российских товаров. Обсуждаем маркировку, импорт косметики из США и запрет на серый ввоз от Kärcher. Недельный дайджест ВЭД

Производитель моек высокого давления и другой техники для уборки Kärcher запретил «серый» импорт своей продукции в Россию. Это произошло, потому что немецкая компания не уходит из нашей страны.

«Kärcher (а точнее его 100% дочка ООО «Керхер») обратился в ФТС России с просьбой о запрете «серого» ввоза своей продукции. И, как следует из письма ФТС, разосланного по своим подразделениям, ведомство намерено его исполнять».

После обращения Kärcher Федеральная таможенная служба разослала своим подразделениям письмо, в котором указала, в случае выявления товаров с признаками нарушения интеллектуальной собственности, принимать меры в соответствии с законодательством РФ в сфере таможенного регулирования и правом Евразийского экономического союза.

Что ещё?

- Товарооборот России и Египта вырос по итогам 2024 года на 32%, превысив $9 млрд, а в целом за пять лет объем взаимной торговли увеличился в 1,5 раза.

- Подписание соглашения о стратегическом партнёрстве между Россией и Венесуэлой.

- С 15 мая 2025 года компания Li Auto устанавливает запрет на поставки в Россию автомобилей бренда Lixiang с использованием механизмов параллельного (альтернативного) импорта.

- Шведский мебельный концерн IKEA не планирует возвращаться в Россию в обозримом будущем - у них сейчас в приоритете другие проекты, например в Азии. Регистрация нового товарного знака IKEA в России - только усилия по защите бренда, — вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин.

- Беларусь и Россия создали необходимые правовые и организационные основы для скорого перехода на электронный документооборот (ЭДО) при взаимной торговле.

Чтобы быть всегда в курсе актуальных новостей, подписывайся на мой Телеграмм-канал.

Начать дискуссию