3 способа защиты руководителей от налоговых рисков-2025

Сегодня, оценивая растущие претензии к КДЛ, руководителям и собственникам бизнеса из-за налоговых доначислений бизнесу, необходимо учитывать риски своей персональной ответственности. Рассмотрим тренды 2025 года, какая ответственность грозит руководителю и что можно сделать уже сейчас, чтобы предотвратить и защитить себя от возникающих возможных угроз.

Налоговый контроль в цифрах

По официальной статистике ФНС (отчет ф.№2-НК, май 2025) средние доначисления только по налогам по результативным выездным проверкам организаций за 1 квартал 2025 год в целом по РФ составили 79 млн руб. на 1 проверку. По Москве эта сумма еще больше — в среднем 115 млн руб. за проверку.

Эта масштабность связана с цифровизацией налогового администрирования и контроля. По сути, бизнес находится «под лупой» у налоговых органов, и агрессивные схемы экономии на налогах (обналичивание денежных средств, работа с техническими компаниями, дробление бизнеса и т.п.) выявляются очень просто.

Субсидиарная ответственность

Что же касается субсидиарной ответственности генерального директора, учредителя и других, контролирующих должника лиц (КДЛ), то она наступает в том случае, когда имущества компании не хватает для того, чтобы удовлетворить требования кредиторов (в т.ч. налоговых органов). В такой ситуации непогашенная налоговая задолженность взыскивается с лица, которое управляло компанией-должником и чьи действия или бездействие привели к невозможности выполнить свои обязательства перед кредиторами, (банкротству компании). На практике чаще всего именно руководители компаний признаются КДЛ и выплачивают “из своего кармана” налоговые долги бизнеса, который они возглавляли.При этом, любое контролирующее должника лицо (КДЛ) может быть привлечено к субсидиарной ответственности, а не только руководитель, т.е. любое физическое лицо, которое фактически управляло компанией в тот момент, когда она превратилась в должника. Кстати, средний размер «субсидиарки» составляет уже 81 млн руб. (по итогам 6 мес. 2024 года по данным Федресурса,март 2025).

3 способа защиты руководителей от налоговых рисков-2025

Примеры из судебной практики

Кейс №1

Промышленное предприятие занималось механической обработкой отливок тюбингов и осуществляло другую деятельность, в т.ч. по госзаказам. Схема ведения бизнеса была структурирована таким образом, что в цепочку сделок по покупке у поставщика отливок вводились организации-посредники. Налоговому органу удалось доказать «незаконную оптимизацию» и доначислить 133 млн руб. Компания не смогла расплатиться с бюджетом и налоговые долги теперь гасит руководитель вместе с учредителем бизнеса (Постановление АС Уральского округа от 21.02.2025 года по делу № А76-6269/2018).

Кейс №2

Компания приобретала услуги по подбору и предоставлению персонала. Инспекторы в ходе выездной проверки выявили «липовость» завленных контрагентов, оказывающих эти услуги. Поэтому расходы и вычеты по этим сделкам были «сняты» и бизнес получил доначисления в 83 млн руб. (НДС, налога на прибыль). Поскольку компания налоговый долг не заплатила — его теперь платят руководители этой компании, в т.ч. бывшие (возглавлявшие бизнес в период сомнительных сделок) (Постановление АС Московского округа от 04.12.2024 года по делу № А40-161453/2021).

Кейс №3

Договоры с «фиктивными» контрагентами стали основанием для доначислений по итогам выездной налоговой проверки в общем размере 379 млн руб. Эту сумму компания не смогла уплатить в бюджет, и ее признали банкротом. Конкурсный управляющий подал в суд заявление о привлечении учредителя и руководителя к субсидиарной ответственности по налоговым долгам компании и суды удовлетворили это заявление. Уйти от ответственности не получилось, теперь эти лица будут платить налоги и пени за компанию (Постановление АС Московского округа от 11.03.2024 года по делу № А40-294217/2019).

Сроки привлечения руководителя к ответственности

Обратите внимание, что личные риски руководителя «преследуют» его и после увольнения из компании, в которой допускались налоговые правонарушения. Так, сегодня можно ответить (в рамках уголовного дела, «субсидиарки») за управленческие решения, принятые три года, а то и 10 лет назад.

Напомним ключевые сроки привлечения к персональной ответственности:

3 способа защиты руководителей от налоговых рисков-2025

Фактический тренд сегодня - рост источников рисков не только бизнеса, но и должностных лиц (претензии по налогам, банкротство, требования от контрагентов, при спорах собственников и т.п.) Субсидиарная ответственность грозит учредителям, руководителям и другим КДЛ — реальным владельцам бизнеса, главному бухгалтеру, финансовому директору, генеральному директору и др. Последствия незаконной налоговой «схемотехники», а также и налоговых ошибок 2024 года могут тянуться «шлейфом» за руководителем, собственником и бухгалтером компании до 2030 года.

Причем Важно отметить, что далеко не только «налоговые схемы» влекут личные потери руководителей и собственников. Очень часто отсутствие должного внимания к налоговой жизни компании приводит к налоговым ошибкам и упущениям, а затем неминуемо к налоговым доначислениям, штрафам и пеням.

Поэтому обеспечение налоговой безопасности компании (своевременное выявление и исправление налоговых ошибок и упущений) — эффективная защита:

  • компании — от налоговых претензий и доначислений, а значит от солидных финансовых потерь (возможно, что и от банкротства);
  • руководителя/собственника — от уголовной ответственности за неуплату компанией налогов, субсидиарной и материальной ответственности из-за налоговых доначислений.

Важно помнить, что налоговые упущения и ошибки = налоговые доначисления компаниям = личные риски руководителей

Именно налоговые ошибки и упущения становятся часто причиной личных финансовых потерь руководителей компаний!

Способы защиты от персональной ответственности

Способ 1. Аудит и аудиторское заключение

Аудит необходим руководителям для обеспечения личной безопасности. Т. к. аудит с акцентом на налоги эффективно выявляет важные налоговые упущения и ошибки компании. Руководитель получает отчет с оцифрованной “картой” рисков, что позволяет оперативно принять меры для исправления ситуации и недоведения до угрозы повышенного внимания к компании со стороны налоговых органов. А значит убирается риск назначения выездной налоговой проверки и доначислений, пени, штрафов (до 40% от неуплаченных сумм налогов). налоговой безопасности бизнеса, защиты от рисков и минимизации последствий налоговых ошибок. Например, таких как отсутствие документального подтверждения расходов. Он выявляет риски, предоставляет отчеты с их анализом и помогает принять меры для предотвращения последствий.

3 способа защиты руководителей от налоговых рисков-2025

Аудит помогает не только устранить налоговые нарушения (например, привести документацию в порядок, подать “уточненки”), но и избежать доначислений, штрафов и привлечения к ответственности, включая субсидиарную и уголовную. Иногда целесообразно подавать уточненные декларации за прошлые периоды или заранее собирать доказательства для обоснования сделок. Особое внимание стоит уделять не только текущим, но и прошлым периодам, чтобы избежать рисков, связанных с выездными налоговыми проверками (обычно за последние три года).

Комплексный аудит помогает выявить резервы, избежать потерь и защищает бизнес от налоговых претензий. Он снижает риски выездных проверок, позволяет доказать действия руководства, направленные на предотвращение убытков, и предотвращает привлечение к ответственности за убытки собственников.

Компания «Правовест Аудит» предлагает расширенные гарантии: сертификаты руководителю, главбуху и компании, защиту при налоговых претензиях на три года, страховку от штрафов ФНС до 30 млн рублей. Аудит позволяет подтвердить достоверность отчетности, снизить риск банкротства и личной ответственности руководителей, а также защитить бизнес от финансовых потерь.

Проблемные контрагенты и «технические» компании привлекают внимание налоговых органов, а сделки с ними вызывают сомнения. При крупных сделках важно проверять контрагента на недобросовестность. ФНС в марте 2021 года установила “стандарт осмотрительности” (письмо от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@). Например, важна проверка репутации, платежеспособности и подтверждение реальной деятельности компании. Реальную компанию можно идентифицировать по следам на рынке, наличию офиса, активности и клиентской базы. У технической компании подобной информации обнаружить, как правило, невозможно.

При проверке контрагентов следует собирать и сохранять, например, такие данные: учредительные документы, информация о представителях, лицензии, данные о месте нахождения, бухгалтерская отчетность, сведения о налоговой отчетности, рекомендательные письма, подтверждения ресурсов (персонал, оборудование), детали взаимодействия и транспортировки товаров.

Важно понимать, что степень проверки зависит от масштаба и риска сделки: для значительных покупок, крупных подрядчиков или дорогостоящих активов следует более тщательно оценивать контрагента. В локальные нормативные акты компании нужно включать критерии проверки, зависящие от цены и объема сделки. Также рекомендуется иметь досье на субисполнителей и вводить в договоры «налоговые оговорки», компенсирующие возможные налоговые потери по вине контрагента.

Способ 3. Делегирование ответственности

При привлечении к субсидиарной ответственности важным будет доказать степень влияния руководителя на сделку, приведшую к налоговым доначислениям.

Распределение ответственности через коллективное принятие решений (участие директора, совладельцев, исполнительных органов) снижает риски и способствует взвешенности. Процесс принятия решений и полномочия сторон должны быть подробно зафиксированы во внутренних документах (регламентах, должностных инструкциях), что оставляет доказательства обоснованности действий.

Совместное обсуждение ключевых решений с собственниками защищает руководителя от последующей материальной ответственности за убытки. Важно фиксировать обстоятельства, влияющие на решения, например, указав в приказе причины поиска резервов при сложной экономической ситуации.

Дополнительная мера — страхование ответственности руководителей (D&O). При заключении такого договора страховые компании учитывают репутацию, отчетность и аудит организации. Аудиторское заключение станет весомым аргументом при оценке страхового риска.

Для минимизации рисков и защиты от ответственности важно проводить аудит, который выявляет ошибки, снижает риски и предоставляет юридическую защиту на проверенный период. А также помогает компенсировать штрафы и пени, если спорить с налоговыми органами не удастся.

Начать дискуссию