Как деньги стали главной религией XXI века

О том, как человечество, имея все необходимые технологии для всеобщего благополучия, выбрало путь бесконечного потребления

Парадокс индустриализации

На днях за ужином с родителями мы обсуждали, что является первопричиной современных конфликтов и большинства мировых проблем. Разговор привел нас к удивительному выводу: деньги стали новой религией, конкурирующей с традиционными верованиями за души людей.

Но начну с парадокса, который меня давно волнует.

Капитализм как форма общественного устройства стремится к бесконечной экспансии бизнеса. Изначально эта потребность в росте достигалось увеличением числа людей, работающих на предприятии, но производительность ручного труда была невысокой и не позволяла создавать драматично высокий объем товаров и услуг. Однако с приходом индустриализации (изобретением парового двигателя, а впоследствии электрического двигателя и конвейера) понятие производительности труда утратило прежний смысл. Благодаря машинам базовые товары — то же мыло — стало производить невероятно дешево. Доля человеческого труда в себестоимости изделий кардинально сократилась и себестоимость производства максимально приблизилась к себестоимости сырья. А значит можно было обеспечить базовые потребности человека в товарах для жизни за сравнительно небольшой объем денег.

Вот в чем парадокс: уже на рубеже XIX-XX веков человечество обладало достаточными технологиями для обеспечения всеобщего благополучия и победы над бедностью. Почему этого не произошло?

Опустим две мировые войны и многочисленные кризисы и сразу перейдем к точке бифуркации.

15 августа 1971 года: рождение денежной религии

На мой взгляд, ключевая точка в истории — 1971 год, когда президент Никсон отвязал доллар от золотых резервов. До этого момента каждая выпущенная банкнота была обеспечена реальным золотом. Доллар превратился в фиатную валюту, основанную исключительно на вере.

Именно тогда деньги окончательно стали религией. Уже не материальная ценность, а коллективная вера определяла их стоимость. Это классический признак религиозной системы.

Конечно, можно сослаться на исторический контекст: за два десятилетия после Второй мировой войны экономики Германии и Японии восстановились, доллар должен был девальвироваться, у США наблюдался торговый дефицит. Но суть не в экономических причинах, а в последствиях этого решения.

Почему так произошло - «золотая война» Де Голля против США


После Второй мировой войны сложилась Бреттон-Вудская система: доллар был привязан к золоту (35 долларов за унцию), а все остальные валюты - к доллару. США обещали любой стране обменять их доллары на золото по фиксированному курсу.


Де Голль понял, что это дает американцам огромное преимущество - они могли печатать доллары и покупать на них что угодно по всему миру, а другие страны вынуждены были накапливать эти бумажки. Он называл это "чрезмерной привилегией" США.


Французская атака

В 1965 году де Голль публично объявил, что Франция будет требовать золото вместо долларов. Французы начали методично везти в США корабли долларов и требовать их обмена на золото. За несколько лет они вывезли из США золота на миллиарды долларов.


К Де Голлю присоединились другие страны. Золотые запасы США таяли - с 20 тысяч тонн в 1950-х до 8 тысяч к концу 1960-х.


Крах системы

К 1971 году стало ясно, что у США просто не хватит золота для всех желающих.

15 августа 1971 года президент Никсон в телеобращении объявил о "временном" прекращении конвертации долларов в золото.


Эта "временная" мера действует до сих пор. Так закончилась эпоха золотого стандарта, и началась эра свободно плавающих ("фиатных") валют.

От Гутенберга к Цукербергу: технологии обращения

Корни трансформации денег из средства обмена к объекту поклонения уходят глубже — к книгопечатанию. С изобретением Гутенберга появились первые рекламные листовки. Впервые в истории возникла возможность коммуникации "один ко многим" — от рекламодателя к потенциальным покупателям.

Индустриализация XIX века обеспечила массовое производство. Настоящий взрыв произошел с появлением радио, телевидения и интернета. Эти технологии позволили транслировать единые рекламные сообщения на сотни миллионов семей.

Одновременно развивалась психология потребителей, появился нейромаркетинг. Отцы рекламы вроде Клода Хопкинса открыли силу слова — когда человеку продается не товар, а решение его проблемы через эмоционально окрашенные образы.

Новая религия без морали

Принципиальное различие денег как религии от традиционных верований в том, что у денег нет моральных ограничителей. Православие, ислам, буддизм проповедуют высокие моральные ценности, заботу о ближнем, ограничения в потреблении.

Денежная религия таких ограничений не знает. Более того, она активно разрушает традиционные ценности: семью, преемственность поколений, уважение к старшим. Когда деньги становятся главной ценностью, на первое место выходят эгоизм, карьера и одиночество.

Американская модель: экспорт культа потребления

Именно в США деньги стали главенствующей религией. Неважно, какова твоя изначальная вера — протестантизм, католицизм или что-то еще. В этом многоэтническом и многоконфессиональном государстве единственное, что объединяет людей, — жажда денег и стремление к материальному успеху.

Появился феномен "американской мечты" как идеала жизни. США начали собирать свою "паству", устроив религиозный поход за новыми "прихожанами". Главным инструментом стал Голливуд, транслирующий по всему миру идею о том, что деньги — единственный верный смысл жизни.

Пример из Голливуда

Фильм «Уолл-стрит» стал культовой киноклассикой, а имя Гордона Гекко – нарицательным, войдя в массовую культуру как символ жадности. А установка главного героя «жадность – это хорошо» неожиданно породила «эффект Гекко»: множество молодых людей, вдохновившись игрой Дугласа, решили стать банкирами и вовсе не воспринимали героя «Уолл-стрит» как отрицательного персонажа

Контрпример из Голливуда

В 1988 году режиссер Джон Карпентер снял самую честную рекламу капитализма в истории кино. Фильм называет "Они среди нас". Это история о безработном строителе Джоне Наде, который находит волшебные солнцезащитные очки. Надев их, он видит мир таким, какой он есть на самом деле: рекламные щиты превращаются в приказы "ПОВИНУЙСЯ", "ПОТРЕБЛЯЙ", "СПИ", а люди из высшего класса оказываются отвратительными инопланетянами, паразитирующими на человечестве.

Культ запланированного устаревания

В 1970-80-х годах произошел переход к парадигме дешевых одноразовых товаров. Капитализм столкнулся с проблемой: качественные продукты служат слишком долго. Это приводит к кризису перепроизводства и замедлению экономического роста. Решение нашли в запланированном устаревании — сознательном производстве товаров с ограниченным сроком службы. Это подавалось как благо, так как производители утверждали, что делают свои товары дешевле и доступными более широким массам, по факту же, они сознательно создали рекурсивный цикл потребления. Чем быстрее товар или устройство приходит в негодность, тем быстрее клиент вернется за новым.

Яркий пример — компания Apple, которая под давлением инвесторов и конкуренции перешла к ежегодным релизам iPhone. Несмотря на отсутствие революционных инноваций, это диктуется требованиями бизнеса для обеспечения роста выручки. Также и современный автомобиль, по мнению производителей, не должен служить больше 10 лет — иначе исчезнет стимул к обновлению.

Так формируется рекурсивный цикл повторных покупок, заставляющий людей всю жизнь приобретать один и тот же товар заново.

Социальные сети: цифровые соборы потребления

Если в XX веке Голливуд был главным рупором американкой модели потребления, в XXI веке на арену вышли социальные сети и сказали Голливуду «Подержи мое пиво».

С развитием интернета появился самый мощный рекламный носитель — социальные сети. Изначально задуманные как инструмент коммуникации, они превратились в сверхусилители рекламных сообщений.

Благодаря огромным базам данных о поведении пользователей стало возможным создавать максимально персонализированную рекламу и стимулировать импульсные покупки. Алгоритмы знают о нас больше, чем мы сами, и используют это знание для навязывания потребления.

Утраченная альтернатива

Человеку так или иначе нужна вера во что-то, нужен смысл существования и ответы на вопросы мироздания. В традиционном обществе религия берет на себя роль генератора смыслов и морального ограничителя.

Если у человека нет религии, её место в жизни человека неибежно занимает что-то иное. И этим "иным" стали деньги со всеми связанными символами, статусами и идеями. Постулат "деньги дарят счастье, за деньги можно купить что угодно" стал основой капиталистических обществ, хотя он в корне неверен.

Это первая часть размышлений о том, как деньги превратились в религию XXI века. В следующих частях рассмотрю механизмы глобального распространения этого культа и возможные пути выхода из созданной ловушки.

P.S. А вообще я решил диссертацию на эту тему написать ¯\_(ツ)_/¯

Если было интересно, подписывайте на телеграм канал "Репродуктор Белоусова".

5
3
1
8 комментариев