Краудфандинговый проект русских писателей

Одним из наиболее «старых» видов краудфандинга является краудфандинг в среде профессиональных сообществ. Наиболее интересным представляется опыт осуществления краудфандинговых проектов в литературной среде. В XIX веке для осуществления краудфандинговых проектов был создан Литературный фонд. Мысль об основании в России, по примеру английского Royal Literary Fund (RLF), общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым, впервые была высказана в журнале «Библиотека для чтения» писателем Александром Дружининым в 1857 году и была одобрена его коллегами по цеху. Желая заручиться поддержкой широкой публики, Дружинин обратился к Ивану Сергеевичу Тургеневу с просьбой рассказать читателям об английском литературном фонде: на торжественном обеде, организованным Royal Literary Fund, Тургенев присутствовал во время своего пребывания в Великобритании.

Герб RLF
Герб RLF

Royal Literary Fund был основан в 1790 году известным британским философом и богословом Дэвидом Уильямсом после получения им известия о трагической судьбе литератора и переводчика с древнегреческого Флойера Сиденхэма, умершего в долговой тюрьме. На протяжении всего девятнадцатого века и вплоть до 1939 года значительная часть взносов в фонд поступала в ходе ежегодного торжественного «фандрайзингового» обеда, на котором присутствовали известные писатели и крупные общественные деятели, в том числе в разные годы - лорд Палмерстон, Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей, Давид Ливингстон, Проспер Мериме и Редьярд Киплинг.

В своем очерке «Обед в обществе английского литературного фонда» Тургенев подробно описывает это мероприятие, состоявшееся в 1858 году, а также рассказывает о том, что из себя представлял RLF:

«Лондонский литературный фонд обязан своим существованием, как большая часть общественных учреждений в Англии, частному лицу. В конце прошлого столетия какой-то джентльмен, имя которого я, к сожалению, позабыл, пожертвовал дом и довольно значительную сумму денег на основание «фонда». Англичане не только умеют пускать в ход дельные мысли — они мастера осуществлять их, а главное: они мастера поддерживать раз начатое дело; они не скучливы, упрямы, одарены способностью «выдержки» и стыдятся махнуть рукою, как мы, грешные; «фонд» пошел в гору и процветает доныне. Много он принес пользы, много облегчил горя. Поддерживается он процентами с своего капитала и добровольными приношениями и пожертвованиями любителей литературы, во главе которых стоит королева. Многие из этих пожертвований взносятся ежегодно в виде постоянной ренты».

В то же время Тургенев отмечает: «Диккенса тоже не было; он долгое время был одним из ревностнейших участников «фонда», даже играл (он отличный комик) на публичных театральных представлениях в пользу «фонда». Но в прошлом году рассорился с комитетом (члены-участники «фонда» избирают ежегодно возобновляющийся комитет из нескольких лиц, которым поручается раздача пособий и т. д.). По его понятиям, комитет слишком много тратит денег на содержание секретаря, администрацию и т. п. Комитет возразил ему брошюрой (по-английски памфлетом), в которой он старался опровергнуть доводы знаменитого романиста; экземпляры этого памфлета раздавались по окончании обеда желающим; свой экземпляр я, к сожалению, оставил за границей. В нем, сверх возражений Диккенсу, находился краткий очерк истории «фонда» с его основания и отчет за прошлый (1857) год. Если не ошибаюсь, сумма розданных пособий значительно превышала тысячу фунтов стерлингов».

Но в целом писатель высоко оценивает деятельность фонда: «Так кончился этот обед; и я ушел оттуда с тем чувством, которое не покидало меня в Англии всякий раз, как мне случалось встретиться лицом к лицу с каким-нибудь выражением ее общественной жизни. Да, — говорил я самому себе, — и тут, как и везде, где проложил этот, исполненный недостатков, но великий народ след своего львиного когтя, — и тут сила, прочность, дельность! Чувство, что хорошее, полезное дело, совершающееся перед нашими глазами, в то же время обеспечено, что ему не позволят разрушиться, иссякнуть, что его поддержат, что ему дадут разрастись и принести все свои плоды, — отрадное чувство. Дай бог, чтобы и у нас затеянное вами предприятие так же принялось, так же преуспевало, как лондонский литературный фонд! Пусть литераторы, журналисты, все люди, которым дорога русская словесность, русская образованность, которые чувствуют ее пользу и важность, соединятся для доброго дела, и оно пойдет на лад — с Меценатами и без Меценатов!».

Групповой фотопортрет русских писателей — членов редколлегии журнала «Современник». Верхний ряд: Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович; нижний ряд: И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. В. Дружинин, А. Н. Островский (1856)
Групповой фотопортрет русских писателей — членов редколлегии журнала «Современник». Верхний ряд: Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович; нижний ряд: И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. В. Дружинин, А. Н. Островский (1856)

Проект устава Литературного фонда в Российской Империи был высочайше утверждён 7 августа 1859 года, 8 ноября того же года состоялось первое общее собрание учредителей. Деятельное участие в организации Литературного фонда принял Л.Н. Толстой. Ближайшей целью общества была помощь «осиротевшим семействам литераторов и ученых и самим литераторам и ученым, которые по преклонности лет или по каким-либо другим обстоятельствам находятся в невозможности содержать себя собственными трудами», кроме того — «способствовать изданию в свет полезных литературных трудов», а также доставлять нуждающимся «даровитым молодым людям способы к окончанию их образования и приготовления себя к литературной и ученой деятельности По мысли его создателей, фонд также мог предоставлять недостаточно обеспеченным учёным и литераторам возможность путешествовать для самоусовершенствования или для довершения начатого ими труда. Руководящим принципом в деле помощи для фонда по мысли его основателей являлось «не столько сострадание к нужде и несчастью, сколько сознанная обществом обязанность поддерживать инвалидов науки и литературы в силу оказанных ими заслуг или оказывать помощь даровитым молодым людям».

Членами фонда могли быть как русские писатели и учёные, так и вообще лица, «сочувствующие отечественной литературе и просвещению». В 1860 году, через год после основания фонда, в нём состояло 580 членов. В 1868 году, после исключения неплательщиков, количество членов уменьшилось более чем в два раза; в 1874 году - возросло до 483; к 1 января 1884 года фонд насчитывал 781 члена, к 1 января 1896 года — 512. Делами фонда управлял комитет из 12 членов, избираемых на три года; каждый год четверо из них выбывали, и взамен избирались новые. Комитет ежегодно избирал из своей среды председателя общества, а также его помощника, секретаря и казначея. Комитет ежегодно отчитывался о своих действиях министру народного просвещения, поимённо называя всех, кто обращался к нему за помощью, и точно указывая основания, по которым были оказаны пособия, их размеры и форму. Такой же отчёт представлялся и ревизионной комиссии. В отчёте, рассматриваемом общим собранием и подлежащем оглашению, имена лиц, получивших вспомоществование, не разглашались. Комитет назначал пособия единовременные, продолжительные и постоянные (ежегодные пенсии нуждающимся литераторам, их вдовам и детям). Позднее формы помощи нуждающимся писателям расширились: в 1865 году фонд стал выдавать под 6 % годовых срочные ссуды — но не иначе как под благонадёжное поручительство и с материальною ответственностью тех членов комитета, которые одобрили выдачу ссуды. С 1875 года комитет начал выдавать бессрочные ссуды, имеющие, в сущности, характер пособий. Сами члены комитета не имели права ни на ссуды, ни на пособия. В 1889 году при Литературном фонде была организована касса взаимопомощи. В течение нескольких десятков лет фонд оказывал материальную помощь литературным и научным работникам, а также учащимся, хотя довольно часто помощь эта ввиду большого числа нуждающихся выражалась в очень незначительных суммах.

Денежные средства в фонд поступали виде ежегодной субсидии от Министерства народного просвещения, членских взносов, единовременных пожертвований, пожалований высочайших особ, доходов от публичных чтений, концертов, спектаклей, издания литературных и научных трудов. Членский взнос составлял не менее 10 рублей в год или 100 рублей единовременно. В первый же год своего существования общество, имевшее при своем основании больше 2 тыс. рублей, владело уже капиталом в 35 тыс. рублей. В 1867 году капитал общества возрос до 46 тысяч. С тех пор, за исключением периода Русско-турецкой войны 1877—1878 годов, капитал фонда неизменно продолжал расти. В 1874 году был образован неприкосновенный капитал, который мог расходоваться комитетом только с согласия общего собрания; к 1890 году он доходил до 138 тыс. руб., а через 5 лет вырос более чем в два раза. Быстрое увеличение неприкосновенных капиталов общества объясняется крупными пожертвованиями отдельных лиц, в том числе взносом известного журналиста и публициста Г. З. Елисеева: в 1876 в журнале «Отечественные Записки» году он подверг Литературный фонд резкой критике, но затем, ознакомившись поближе с его деятельностью, завещал ему всё своё немалое состояние. Другое крупное пожертвование было сделано поэтом, писателем и общественным деятелем А. Н. Плещеевым. М. Е. Салтыков-Щедрин в своих «Недоконченных беседах» указывал на две категории лиц, более других обязанных прийти на помощь Литературному фонду: писателей вполне обеспеченных и книгопродавцев, «на костях литературы создавших свои более или менее значительные состояния». К 1896 году общество имело в процентных бумагах 309,3 тыс. руб., в наличных деньгах 12,4 тыс. руб. и в долгах 2,7 тыс. рублей; неприкосновенные капиталы возросли до 320 тыс. руб. Кроме того, Литературному фонду принадлежало право собственности на сочинения В. М. Гаршина и С. Я. Надсона, а также на имения в Смоленской губернии, завещанные ему О.К. Палашковской. Первоначальная идея инициатора создания Литературного фонда А. В. Дружинина, предлагавшего, чтобы писатели вносили в пользу фонда известный процент со своего литературного заработка, а издатели и журналов и газет — по 1 копейке с подписчика, не получила дальнейшего развития: так, например, в 1892 году этой «дружининской копейки» поступило всего 155 рублей. Не оправдались надежды на активное участие в делах фонда широких слоев читающей публики: в 1891 году от читателей поступило 3 рубля, в 1892 — 10 рублей, в 1894 — 2 рубля.

В отличие от российского литературного фонда, прекратившего свое существование после 1917 года, RLF существует и поныне. RLF финансируется исключительно литераторами и другими заинтересованными лицами. С момента своего создания RLF постоянно оказывает помощь литераторам, испытывающим финансовые затруднения. В 1999 году была создана система стипендий для обучения писателей в университетах, более четырехсот писателей прошли обучение в 120 высших учебных заведениях по всей Великобритании. Фонд ежегодно тратит около 3 миллионов фунтов стерлингов на гранты, пенсии и стипендии. RLF предоставляет профессиональным писателям возможность преподавать в университетах, помогая студентам развивать их навыки в литературе. На протяжении длительного времени RLF принадлежали права на героев произведений А.А. Милна - Винни-Пуха и его друзей пока в 2001 году они не были приобретены компанией Disney за 350 млн. долларов.

В современных условиях писатели и поэты имеют возможность самостоятельно обратиться к широкой читательской рублике с предложением профинансировать издание их литературных трудов. Возможно, что в ближайшем будущем краудфандинг станет основным способом финансирования книгоиздательства.

Бонус для любителей русской литературы (И.С. Тургенев «Обед в обществе английского литературного фонда»):

2
2 комментария