Дробление бизнеса: что можно, а что нельзя. Исчерпывающее пособие
Дробление бизнеса в 2025 году продолжает оставаться горячей темой для многих предпринимателей. Денно и нощно бизнесмены и их бухгалтеры корпят над тем, как бы «оптимизировать» налоги так, чтобы государство на тебя «не обиделось». Вот только получается это не у всех и не всегда. Тому пример громкие судебные дела последних лет – в частности истории блогеров Лерчека и Александры Митрошиной.
На дробление бизнеса налоговая реагирует с каждым годом всё жёстче и жёстче. Для этого в её распоряжении полно инструментов. О них и о многом другом я и расскажу в этой статье. Надеюсь, она станет шпаргалкой для собственников бизнеса и их бухгалтеров.
Меня зовут Владимир Зинин, я основатель и владелец компании «Зинин Бизнес Хаб». Мы занимаемся полным бухгалтерским сопровождением, управленческим и кадровым учётом, автоматизацией бизнес-процессов, организацией процессов по охране труда и СУОТ и т.д. По сути, мы – универсальный финансово-экономический бэк-офис бизнеса. И занимаемся управленческим и бухгалтерским учётом для бизнеса на промышленной основе. Мы сдаём на аутсорс свою отстроенную, работающую как швейцарские часы инфраструктуру и свои прокачанные бизнес-мозги для решения задач, напрямую не связанных с основным видом деятельности, но без которых бизнес попросту функционировать не может, как без кровеносной системы. Например, это такие задачи, как привлечение финансирования для реализации инвестиционных проектов, разработка юридической и налоговой схемы ведения бизнеса, проведение трансграничных платежей с минимальными потерями, оптимизация штата сотрудников в соответствии с налоговым законодательством и т.д.
Или, говоря фигурально, мы выступаем как своеобразные «бизнес-мозги в аренду». Как спрут: запускаем щупальца в бизнес клиентов и наводим там порядок – в тех областях, о которых написал выше. Потому и логотип соответствующий.
Мы закрываем слабые места в тех бизнес-процессах, в которых вы не хотите или не можете разбираться сами. Чтобы вы могли сосредоточиться на своей основной деятельности – там, где ваша экспертиза действительно важна.
История с Митрошиной наглядно показывает, к чему приводят ошибки в, казалось бы, второстепенных вопросах. Особенно если поручать их случайным людям без нужной квалификации. Именно разбор кейса Александры стал для меня точкой отсчёта – стимулом написать эту статью. В ближайшее время хочу разобрать ещё пару громких историй, например, кейс блогерши Лерчек. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.
И последнее важное замечание. Свои статьи я пишу в двух вариантах: «сложном» – для специалистов и простом – для людей, не погружённых в дебри бухучёта и налогового законодательства.
ПЛАН СТАТЬИ
1. Общие положения по дроблению бизнеса.
- Определение дробления
- Причины широкого распространения дробления в среде малого и среднего бизнеса.
2. Критерии дробления.
- Способы и методы вскрытия схем дробления. «Красные флаги» ФНС для контроля бизнеса.
- Расчет налоговой базы при выявлении схемы дробления.
- Какое дробление бизнеса допустимо? Применение понятия правомерной реконструкции при оценке дробления.
3. Актуальные меры борьбы с дроблением бизнеса в 2025 году.
- Система «Таксометр 2.0»,
Уголовная ответственность номинальных участников схемы (директора, учредители и ИП).
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИЗНАКИ ДРОБЛЕНИЯ БИЗНЕСА
Дробление – один из самых распространенных и широко применяемых способов незаконной налоговой оптимизации. До недавнего времени он считался самым «чистым и надежным» инструментом оптимизации налогового бремени.
Однако развитие технологий, а главное, широкомасштабное внедрение таковых в повседневную практику ФНС сделало дробление бизнеса, пожалуй, самым актуальным на сегодняшний день налоговым риском для среднего бизнеса России. Ситуация усугубляется тем, что отказаться от дробления в одночасье технически невозможно, ведь оптимизационная сеть плелась годами:
- открывались/закрывались юридические лица и ИП;
- выстраивались отношения с директорами, ИПэшниками и самозанятыми;
- заключались реальные контракты с клиентами от лица всех участников схемы;
- вся эта россыпь юрлиц годами обрастала персоналом.
Просто так, одним махом, такую историю не прекратить чисто технически, да и с управленческой точки зрения много вопросов: перезаключение договоров с клиентами и поставщиками, сбор или переуступка дебиторки и кредиторки, увольнение сотрудников хоть и формальное, но требует серьезных издержек. Но вернемся к налоговой, которая борется с дроблением бизнеса всё активнее и активнее.
Помимо частого применения сугубо технических средств для вскрытия серых схем дробления, наше государство усиливает и нормативную составляющую вопроса. Так Федеральным законом № 176-ФЗ от 12.07.24 (далее – 176-ФЗ) впервые было дано определение дробления и факт этот весьма примечателен, так как ранее из-за неопределенности термина ФНС сложно было сформировать устойчивую практику в обосновании своих претензий к бизнесу. Поэтому в одном регионе дроблением бизнеса считали то, что в другом регионе принималось хоть и за спорную, но нормальную практику.
Итак, давайте определим признаки дробления бизнеса. Согласно 176-ФЗ, дробление – это разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами, в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, направленное исключительно или преимущественно на занижение сумм налогов путем применения специальных налоговых режимов с превышением предусмотренных статьей 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации пределов осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налогов.
Определение исчерпывающее, однако, следует обратить внимание на следующее:
Во-первых, дроблением признается разделение бизнеса, которое направлено «исключительно» или «преимущественно» на занижение сумм налогов, и если с «исключительно» все понятно, то формулировка «преимущественно» заставляется задуматься.
Рассмотрим толкование данного вопроса со стороны двух основных государственных субъектов – ФНС и Верховного суда.
В Постановлении Пленума ВС № 53 от 25.12.2023 указано, что «преимущественная налоговая цель устанавливается, если разумная деловая цель отсутствует или несоразмерна налоговым последствиям». Применение данного толкования на практике не заставило себя ждать: так, Определением ВС от 15.03.2025 № 305-ЭС24 разделение сети кафе на 15 ИП на ПСН без выделения отдельных помещений, менеджеров и поставщиков признано «преимущественно» налоговой схемой, несмотря на заявленную цель «децентрализации управления».
Обратите внимание, децентрализация управления была признана действительной деловой целью, но ее оценочный эффект сильно уступал финансовой выгоде от применения ПСН. Для определения финансового эффекта налоговой оптимизации сравнивали налоговое бремя группы ИП на ПСН с совокупной налоговой нагрузкой той же группы на общем режиме налогообложения (НДС + НДФЛ).
Преимущественность с точки зрения ФНС анализируется следующим образом:
- сравнивается соотношение налоговой выгоды и коммерческих эффектов;
- скорость изменений юридической организационной структуры (регистрация новых юрлиц/ИП сразу после роста выручки на ОСНО).
- совпадение схемы с «красными флагами» ФНС («красные флаги» = признаки дробления бизнеса), но об этом поговорим чуть позже.
Во-вторых, важно обратить внимание на отсылку к статье 54.1 НК РФ в определении дробления.
Данная отсылка чрезвычайна важна, так как расширяет поле зрения налоговой в борьбе с дроблением бизнеса до невообразимых горизонтов.
Если по-простому, то в данном контексте дробление – это деятельность группы лиц, которая не соответствует требованиям статьи 54.1 НК РФ, а именно:
- Нарушение пункта 1 ст. 54.1 НК РФ: Учет для целей налогообложения таких операций, которые не обусловлены разумными экономическими или иными причинами (деловой целью), а направлены исключительно (или преимущественно) на получение налоговой выгоды в виде неуплаты (неполной уплаты) налога. Это касается операций по созданию и регистрации новых юридических лиц или ИП, передачи им активов и обязательств/бизнес-функций/оборотов (денежных потоков).
- Нарушение пункта 2 ст. 54.1 НК РФ: Совершение операций, основанных на искусственном создании условий, не связанных с формированием реальных активов, расходов или иных экономически обоснованных показателей, необходимых для исчисления налоговой базы, исключительно (или преимущественно) с целью неуплаты (неполной уплаты) налога. Это прямо относится к созданию структуры из нескольких формально независимых, но фактически контролируемых одним лицом субъектов (юрлиц/ИП), ведущих единый бизнес-процесс и применяющих спецрежимы или иные льготы, которые не были бы доступны единому хозяйствующему субъекту.
После того, как мы определились с ключевым понятием, давайте проанализируем причины, которые побуждают бизнес, несмотря ни на какие санкции и ужесточения, прибегать к дроблению.
ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ДРОБЛЕНИЯ В БИЗНЕС-СРЕДЕ
Можно, конечно, легкомысленно и огульно записать всех предпринимателей в клептоманов и беспринципных хапуг, но даже мой скромный личный опыт бескомпромиссно опровергает данную трактовку. Безусловно, жажда наживы и желание урвать кусочек побольше (пусть с повышенным риском) имеет место, отрицать это невозможно, но единственный ли это мотив? Сомнительно…
Многолетний опыт наблюдений подталкивает к тому, чтобы выделить две основные причины широкого распространения дробления.
Первая и главная - несоответствие налоговой системы реальным циклам роста и развития бизнеса.
Вторая: немаловажная и порой критическая - незрелость и недостаточная квалификация самих собственников бизнеса.
Тезисно разберем каждый аспект.
Вплоть до 2025 года наша налоговая система делила весь бизнес в России на малый и всех остальных. Выражалось это в том, что бизнес-единица (юридическое лицо или ИП), которая в своих базовых бизнес-показателях (выручка, штат, объем основных фондов, структура собственников и наличие филиальной сети) соответствовала требованиям для применения упрощенной системы налогообложения (УСН), несла на себе минимальное налоговое бремя – УСН по ставке 6% (с доходов) или 15% (с разницы между доходами и расходами), пониженные страховые взносы (15% с суммы, превышающей МРОТ) и никакого НДС. Это действительно максимально лояльно, даже опираясь на пресловутый мировой опыт… такие мягкие условия мало где есть.
До 2025 года на такое счастье могли рассчитывать предприятия с годовым оборотом до 200 млн руб. (199,35 млн руб., если быть совсем точным) и штатной численностью не более 100 человек. При расширении диапазона выручки с 200 млн до 265 млн или увеличения штатной численности со 100 до 130 человек, ставки УСН увеличивались до 8% и 20% соответственно. Субъекты, перевалившие в своей деятельности за указанные показатели, оставались один на один с НДС и с налогом на прибыль по ставке 20% для каждого налога. Страховые взносы также с небольшим лагом в показателях переставали быть льготными и равнялись 30%.
В 2025 году налоговое законодательство попыталось сделать шаг в сторону большей детализации систем налогообложения по отношению к масштабам бизнеса, в частности для предприятий, чья выручка находится в диапазоне от 60 до 450 миллионов, сохраняется право на применение УСН, но возлагается обязанность по оплате НДС по ставкам 5% с оборота (лимит выручки 250 млн) и 7% с оборота (лимит выручки 450 млн). На свое усмотрение предприятие может отказаться от оплаты НДС с оборота и оплачивать налог с добавленной стоимости (то есть в обычном порядке) по обычной ставке 20%.
С одной стороны – это шаг вперед, но бросается в глаза серьезное сужение коридора возможностей именно для малого бизнеса – 60 миллионов годовой выручки вместо прежних 199 миллионов – очень мало. Да, в диапазоне от 60 до 450 остается УСН, но добавляется НДС, хоть и по льготным ставкам, но оплата НДС с оборота по ставке даже 5% подчас менее выгодна, чем классическая схема с оплатами и возмещениями по ставке 20%. Данная схема была бы более логичной и «человечной», если бы оборотный НДС при сохранении УСН применялся с оборота свыше 200 миллионов, а малый бизнес с одной лишь упрощенкой оставался бы в пределах этой суммы.
В итоге градация масштабов бизнеса с позиции налогового кодекса выглядит следующим образом:
1. Самозанятость
- Оборот до 2,4 млн в год
- Нет сотрудников
- Способ организации бизнеса – только в качестве плательщика налога на профессиональный доход (самозанятый)
Налогообложение (здесь и далее только оборотные налоги и налогообложение прибыли): налог на профессиональный доход при работе с физическими лицами – 4% от оборота, при работе с юридическими лицами – 6% от оборота.
2. Микробизнес
- Оборот до 60 млн за год
Налогообложение: УСН по ставкам 6% (доходы) или 15% (доходы – расходы), возможно применение патентной системы налогообложения для ИП.
3. Малый бизнес
- Оборот от 61 до 200 млн за год
- Штат до 130 человек
- Лимит остаточной стоимости основных средств – 200 млн
Налогообложение: НДС по ставке 5% от оборота или 20% с добавленной стоимости, УСН аналогичен п.2. Применение патента невозможно.
4. Средний бизнес
- Оборот от 201 до 450 млн
- Штат до 130 человек
- Лимит остаточной стоимости основных средств – 200 млн
Налогообложение: НДС по ставке 7% от оборота или 20% с добавленной стоимости, УСН аналогичен п.2 и 3.
5. Крупный бизнес. Допущено превышение одного из критериев, применяемых к вышеперечисленным градациям.
Налогообложение: НДС только 20% с добавленной стоимости, налог на прибыль по ставке 25% или НДФЛ по ставке от 15% до 22% для ИП.
Итог такого подхода, насколько это можно наблюдать в течение первого полугодия 2025 года, печальный – интерес к дроблению у бизнеса возрос кратно, дробиться стали мельче и активнее. Увы…
Понятно, что налоговая ноша, предусмотренная для крупного бизнеса нашим сырьевым, телекоммуникационным и т.п. гигантам вполне посильна, но для компании с оборотом в 300 – 400 миллионов подобная нагрузка сразу без переходного периода может стать фатальной.
Незрелость и недостаточная квалификация собственников бизнеса
Важно отметить, что прогресс бизнеса, выражающийся в росте оборотов и персонала, сам по себе является испытанием для собственников бизнеса. Кризис роста требует от компании и ее владельца инвестиций в технологии, персонал (который подчас нужно полностью сменить, так как старый уже не соответствует масштабу растущей компании), основные средства и т. д. и т. п., плюс ко всему еще кратно возрастает налоговая нагрузка…. Многие не выдерживают.
В этом случае дробление – единственный способ сгладить финансовый и экономический удар, который переживает предприятие в период кризиса роста, переходя от малой компании к полноценному среднему бизнесу.
Следующее обстоятельство дробления отчасти связано с предыдущим. Дело в том, что широкое представление о собственнике бизнеса как о всесторонне развитом и эрудированном человеке – миф, который навязывается СМИ в манере «если у тебя свой бизнес, то ты все всем доказал. И ты счастливчик просто потому, что он у тебя есть, и неважно какой».
Реальность же заключается в том, что собственник малого (подчас и среднего) бизнеса – это человек чрезвычайно узкоспециализированный, серьезный профессионал в своей узкой сфере деятельности: стройка, перевозки, сборка коробочек или изготовление стремянок, например, но во всех остальных вопросах, даже если эти вопросы теснейшим и важнейшим образом связаны с его коробочками или стремянками, он полный профан. Малые и средние бизнесмены часто ничего не смыслят в микроэкономике (то есть не понимают, в чем заключается добавленная стоимость их работы), налогообложении, не отдают себе отчет, в каком правовом поле они работают, не знают ни прав, ни льгот, которыми можно пользоваться в своей работе. Само собой, кризис роста эти ребята не то что преодолеть, они его себе представить не могут… как Василь Иваныч квадратный трехчлен.
Наступает момент, когда производство стремянок вырастает из масштаба собственного гаража и обрастает серьёзной дистрибуцией, маркетингом, сложной цепочкой поставщиков и т.п. Чтобы все это обслуживать, нужна серьезная управляющая надстройка, которой еще нет, и для ее создания нужны серьезные затраты. Расширяющийся спрос требует инвестиций в производственные мощности, и вроде вот оно, счастье – бизнес растет. Но денег у собственника все меньше, а долги все больше. Это и есть кризис роста, если кто не понял. И в этот момент приходит бухгалтер, который говорит, что налоги будут в 4 раза больше, так как со следующего года у нас НДС и налог на прибыль, плюс чтоб прибыль забрать (если таковая останется) надо еще НДФЛ заплатить по ставке не ниже 15%.
Задавленный кассовыми разрывами и долгами бизнесмен требует, чтобы налоги были как раньше, ну или хотя бы поменьше… Выход один – привлечь родственников/друзей/лояльных работников, наплодить ИП и ООО, развести между ними обороты в полном соответствии с положениями 176-ФЗ и статьи 54.1 НК РФ. Альтернатива – банкротство.
Сказано – сделано. А дальше начинается резонный интерес и масса вопросов со стороны ФНС, плавно перетекающих в угрозы, которые уже способны перерасти в штрафы и сроки для всех причастных. Как откатить всю эту структуру, которая годами строилась под спудом вполне понятных экономических обстоятельств? Вопрос…
ПРИЗНАКИ ДРОБЛЕНИЯ БИЗНЕСА
Давая определение дроблению, мы уже упомянули «красные флаги», которые помечают ту или иную деятельность как попытку уклониться от налогов. Однако критериев дробления, которые ФНС имеет в виду при рассмотрении групп экономических субъектов, очень много. Особняком в данном случае стоит Письмо ФНС № ЕД-4-9/18190@ от 11.08.2023, положения которого мы уже использовали при составлении определения. Вкупе с законом 176-ФЗ они позволили ФНС сформировать те самые «красные флаги», которые представляют собой набор признаков и индикаторов, призванный сигнализировать ФНС о том, что та или иная группа экономических субъектов на самом деле – один большой бизнес, системно обирающий бюджет.
Подробно рассмотрим все «красные флаги», применяющиеся ФНС в сегодняшней работе.
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
1. Единый центр контроля.
- Все юридические лица и/или ИП управляются одним лицом, выгодоприобретателем схемы дробления.
- Решения принимаются из единого офиса, управляющие сигналы направляются с одного телефона/IP адреса/сервера и т.п.
2. Общая инфраструктура.
- Совместное использование офиса, склада, оборудования, сайта, кол-центра, CRM-системы и т.п.
- Единообразный документооборот: первичные документы, договоры и переписка выполнены «под копирку».
3. Взаимозависимость участников.
- Перекрестное участие в уставном капитале юридических лиц, участвующих в схемах.
- Директора – бывшие сотрудники, родители, родственники и т.п.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ
4. Минимальные обороты некоторых участников группы (от двух и более).
- Выручка некоторых или большинства участников примерно равна лимиту спецрежима.
5. Перекрестное финансирование.
- Регулярные беспроцентные займы или займы со ставкой, значительно ниже действующей ключевой ставки, между компаниями группы.
- Оплата одной компанией расходов другой компании (реклама, аренда, коммуналка и т.п.)
- Внутренние сделки купли-продажи с минимальной наценкой, а также с использованием агентской схемы.
6. Разделение единого бизнес-процесса.
- Одна компания принимает заказы, вторая — оказывает услуги, третья — закупает товары (при отсутствии реальной добавленной стоимости).
НАЛОГОВЫЕ АНОМАЛИИ
7. Массовый переход на спецрежим.
- Регистрация новых ИП/юрлиц на УСН или ПСН сразу после роста выручки основного бизнеса.
8. Дробление на ИП без работников или юридических лиц с одним директором.
- Три и более ИП/юрлица без сотрудников, занимающихся одной деятельностью.
- Совокупная выручка всех ИП/юрлиц превышает 450 миллионов.
9. Использование «упрощенцев» как формальных посредников.
- Компания на общей системе налогообложения передает товар компании на УСН, которая продает его конечному потребителю без логистики, хранения и других обычных для данного вида деятельности расходов.
10. Триггерные лимиты для упрощенцев.
- ИП на ПСН или юрлица на УСН с доходом ровно на границе патента / УСН без НДС.
11. Данные онлайн-касс (кабинетов ОФД).
- Одинаковые модели ККТ у всех «дробленых» компаний.
- Систематическая корректировка/аннулирование чеков при приближении к лимиту спецрежима.
ОПЕРАЦИОННЫЕ МАРКЕРЫ
12. Общая клиентская база.
- 70% и более выручки всех участников схемы поступает от одних и тех же контрагентов.
- Клиенты не знают о смене юрлиц (договоры переоформляются без уведомления и согласования новых условий).
13. Отсутствие автономности функций.
- Персонал числится в одной компании, но работает на все юрлица группы.
- Маркетинг, бухгалтерия, ИТ централизованы без договоров аутсорсинга.
14. Анализ цепочек поставок.
- Участие в сделках «транзитных» компаний без активов/персонала.
В настоящий момент практика ФНС показывает, что одновременное наличие трех и более «красных флагов» у одной группы налогоплательщиков является основанием для запуска углубленной проверки.
В процессе данной проверки собирается и анализируется доказательная база, которая обычно включает: данные ЕГРЮЛ/ЕГРИП, отчеты банков, операторов фискальных данных (ОФД), мониторинг соцсетей/сайтов, результаты опросов контрагентов и многое другое.
Крайне важно отметить, что в делах, связанных с дроблением, действует презумпция недобросовестности налогоплательщика, то есть обязанность доказывать обоснованность дробления бизнеса возлагается на вас, а не на налоговую.
РАСЧЕТ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ НЕДОБРОСОВЕСТНОГО ДРОБЛЕНИЯ БИЗНЕСА
После того как налоговая обнаруживает три и более «красных флага», она начинает проверку (чаще всего выездную), в процессе которой фиксируются все участники группы и рассчитывается реальная совокупная налоговая база по всем причитающимся налогам. Все расчеты ведутся в отношении одного налогоплательщика, назначенного организатором схемы дробления.
Когда мы слышим «дробление» и инстинктивно примеряем возможные последствия на себя, то оцениваем риск, суммируя лишь доходы. Тем не менее сложившаяся арбитражная практика и устойчивая позиция ФНС однозначно указывают на то, что при определении налогового эффекта, полученного от дробления бизнеса необходимо учитывать не только совокупные доходы, но и расходы, при этом если организатор схемы после объединения переходит на общий режим, то он имеет право принимать к вычету НДС, содержащийся в расходах всех участников группы. Кроме того, налоги, вменяемые организатору схемы, должны быть уменьшены на суммы налогов, уплаченных всеми участниками схемы.
Для того, чтобы понятнее описать процесс, выделим три основные составляющие данного расчета.
Доходы
Не лишним будет повториться, что при определении совокупных доходов группы учитываются только прямые доходы дробленцев за вычетом продаж между участниками группы.
Источником данных, а заодно и документальным подтверждением доходов, являются:
- выписки по расчетным счетам,
- отчеты онлайн-касс,
- данные кабинетов маркетплейсов,
- доходы, подтвержденные покупателями по итогам встречных запросов, направляемых покупателям в процессе проверки.
Для обоснованного расчета выручки вышеперечисленных источников вполне достаточно, дополнительного документального подтверждения не требуется, поскольку данные поступают из независимого, а значит, объективного источника.
Расходы
Расходы (впрочем, как и доходы) для того, чтобы их можно было учесть в расчете налоговой базы, должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены.
Экономическая обоснованность доходов самоочевидна, документальная подтвержденность обеспечивается объективностью и независимостью источников, содержащих данные о доходах, а вот с расходами все намного сложнее.
Чем больше расходов, тем меньше налогов. Поэтому для того, чтобы заставить налоговую учесть расходы в составе налоговой базы, придется потрудиться.
Сперва выделим расходы, которые могли быть произведены любым участником группы и учет которых не вызовет возражений со стороны ФНС и не потребует больших усилий для подтверждения:
- заработная плата и страховые взносы;
- выплаты самозанятым;
- комиссия эквайринга, СБП, а также платежи за расчетно-кассовое обслуживание и инкассацию;
- комиссия маркетплейсов, а также прочие расходы, возникающие в результате продаж через маркетплейс (доставка, услуги поверенных, рекламные расходы и т.п.);
- проценты по кредитам;
- затраты на имущество, приобретенное в лизинг.
Далее все будет зависеть от вас и от трудового рвения, проявленного вашей бухгалтерией при сборе и поиске документов, которые можно учесть при расчете единой налоговой базы у главного организатора. Выделим основные специфические условия, позволяющие признать те или иные расходы в составе реконструируемой налоговой базы:
- Документы составлены в пользу любого участника схемы дробления бизнеса.
- Счета-фактуры, полученные участниками схемы, отражены в книгах продаж у продавцов и проходят проверку через сервис АСК НДС-3 (проверка электронных счетов-фактур). Данное требование может показаться странным, но на практике придется каждый счет-фактуру вместе с инспектором прогонять через сервис, и только при положительном результате принятие НДС к вычету будет согласовано.
Налоги, уплаченные участниками схемы
Согласно позиции ФНС налоги, уплаченные участниками схемы в связи с применением специальных налоговых режимов, являются налоговыми эквивалентами налога на прибыль, который должен быть уплачен организатором схемы, следовательно, подлежат зачету у организатора схемы при расчете налога на прибыль в том периоде, в котором они реально были оплачены другими участниками схемы.
НДС, вменяемый организатору дробления, как мы ранее отметили, можно уменьшить за счет входящего НДС, содержащегося в расходах всех участников схемы, при условии, что он ими ранее не был предъявлен к возмещению.
ДОПУСТИМОЕ ДРОБЛЕНИЕ БИЗНЕСА И ПРАВОМЕРНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ
Критерии критериями, флаги флагами, но всегда ли создание разных юридических лиц, подконтрольных одному собственнику, является налоговой оптимизацией и преследуется по закону? Очевидно нет. Для полноты картины рассмотрим варианты обоснованного дробления.
Первое и самое главное, что нужно учитывать – это совокупные финансовые показатели группы. Если у вас небольшой бизнес, основная компания применяет УСН, и вы открыли еще одно юрлицо, например, для работы с определенной группой клиентов, которым обязательно нужен полный НДС по ставке 20% (основная компания применяет НДС 5%), при этом совокупная выручка всей группы не превышает 450 миллионов в год, а также соответствует другим критериям, обязательным для сохранения права на применение УСН, то в этом случае никакого дробления бизнеса в негативном смысле не возникает. Вы просто добровольно с части общей выручки оплачиваете НДС по ставке 20% вместо 5% или 7%. Состава налогового правонарушения в этом нет.
Важно знать, что при определении совокупной выручки группы учитываются только чистые поступления от конечных клиентов без учета НДС и внутренних оборотов между участниками группы.
Существуют и другие допустимые пределы дробления, с позиции ФНС они определяются как «правомерная реконструкция».
Так, под правомерной реконструкцией (в контексте дробления бизнеса) понимается изменение организационной структуры компании, отвечающее реальным экономическим целям и не нарушающее запреты ст. 54.1 НК РФ.
В отличие от необоснованного дробления, она остается легальной даже при снижении налоговой нагрузки, если соответствует критериям ФНС и судов. Данные критерии представляют собой фактически обратное по смыслу прочтение «красных флагов», тем не менее рассмотрим внимательно каждый критерий.
1. Доминирование деловой цели над налоговой
- Цель документально подтверждена: выход на новые рынки, разделение рисков, привлечение инвестора, требования антимонопольного законодательства.
Пример: Выделение IT-отдела в отдельную компанию для работы с госзаказом (требование ФЗ-44).
2. Экономическая автономность субъектов
- Каждое юрлицо/ИП имеет:
Собственных сотрудников,
Отдельные активы и инфраструктуру,
Независимое управление,
Собственных клиентов (>40% выручки от третьих лиц).
3. Отсутствие «красных флагов» ФНС
- Нет единого центра контроля, перекрестного финансирования, искусственного занижения оборотов под лимиты спецрежимов и т.п.
Для удобства восприятия материала соберем трактовку «красных флагов» с позиции оценки законности дробления.
Таблица: памятка по «красным флагам ФНС»
АКТУАЛЬНЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С ДРОБЛЕНИЕМ БИЗНЕСА В 2025 г.
Как было указано в самом начале статьи, ФНС в своей работе активно использует современные информационные технологии, особенно искусственный интеллект, который обрабатывает сотни комбинаций фактов, сигналов и индикаторов, направленных на выявление в том числе схем дробления. Ключевую роль в таком мониторинге играет платформа «Таксометр», рассмотрим ее максимально подробно.
ЕДИНАЯ ПЛАТФОРМА ФНС «Таксометр 2.0»
В данном разделе речь пойдет о централизованной ИТ-системе для автоматизированного выявления схем уклонения от налогов, включая необоснованное дробление бизнеса.
Система введена Постановлением Правительства № 1097 от 2024 г. «О создании ФГИС «Таксометр» и призвана анализировать бизнес по 7 основным направлениям.
1. Реестровая взаимозависимость
Что анализирует:
- Кросс-совпадение учредителей/директоров (>50% совпадений);
- Адреса массовой регистрации (≥3 юрлиц/ИП на квартиру ≤40 м²);
- Использование номиналов (связь с дисквалифицированными лицами).
2. Финансовые потоки
Алгоритмы:
- Круговые платежи;
- Дублирующиеся платежи одним контрагентам от разных юрлиц.
3. Операционная деятельность
Ключевые триггеры:
- Одинаковые модели ККТ у всех "осколков";
- Отсутствуют сотрудники при выручке >10 млн руб./квартал;
- Корректировка чеков при достижении 95% лимита УСН (60/120 млн).
4. Имущественные связи
Что ищет:
- Объекты недвижимости/автотранспорта, оформленные на аффилированных физлиц;
- Аренда имущества у взаимозависимых лиц по нерыночным ценам;
- Совместное участие в торгах (44-ФЗ) с одинаковыми документами.
4. Клиентско-логистические паттерны
Метрики:
- Совпадение номеров телефонов в договорах разных юрлиц;
- Маршруты доставки товаров от одного склада под разными юрлицами;
- Единые IP-адреса для онлайн-операций.
5. Социально-цифровой след
Критерии:
- Один аккаунт для обслуживания клиентов разных ИП;
- Совпадение фото офиса/персонала на страницах "независимых" компаний;
- Скрипты кол-центров с идентичными текстами.
7. Отраслевые аномалии
Анализ:
- Отклонение рентабельности от среднерыночной >50%;
- Закупка товаров у единственного поставщика-аффилиата;
- Отсутствие лицензий/СРО при их обязательности.
Согласно последним данным, «Таксометр» использует 52 источника данных для проведения анализа, присмотритесь внимательно и задумайтесь.
I. Государственные реестры (19 источников)
1. ЕГРЮЛ (ФНС) – учредители, директора, уставный капитал.
2. ЕГРИП (ФНС) – регистрационные данные ИП.
3. ФИАС (ФНС) – верификация адресов, площадь помещений.
4. ЕГРН (Росреестр) – недвижимость, залоги, аренда.
5. ПФР – численность сотрудников, страховые взносы.
6. ФСС – отчеты 4-ФСС, несчастные случаи.
7. Реестр дисквалифицированных лиц (ФНС).
8. Реестр недобросовестных поставщиков (ФАС).
9. Лицензии Росалкогольрегулирования.
10. СРО (строительство, проектирование, энергоаудит).
11. Реестр аккредитованных филиалов иностранных компаний.
12. Данные ГИБДД (транспорт в собственности юрлиц).
13. Кадастр объектов недвижимости (Росреестр).
14. Реестр концессионных соглашений (Минфин).
15. Реестр МСП (данные о малом и среднем предпринимательстве).
16. Реестр технологического присоединения к электросетям (Минэнерго).
17. Реестр объектов размещения отходов (Росприроднадзор).
18. База данных Роспатента (товарные знаки, патенты).
19. Реестр экологического надзора (выбросы, отходы).
II. Финансовые данные (12 источников)
20. Банковские транзакции (через ЦБ РФ, ст. 86 НК РФ).
21. ГИС «Контроль» Росфинмониторинга (подозрительные операции).
22. СКРИН ЦБ РФ (кредитная история, залоги).
23. Данные казначейства (госзакупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ).
24. Реестр гарантий по госконтрактам.
25. Налоговая отчетность (все декларации, КНД).
26. Таможенные декларации (ФТС, ЕАЭС).
27. Акцизные марки (ЕГАИС для алкоголя, табака).
28. Данные о валютном контроле (банки → ЦБ РФ).
29. Реестр банкротств (ЕФРСБ).
30. Информация о субсидиарной ответственности (Федресурс).
31. Данные о господдержке (Минэкономразвития, региональные фонды).
III. Операционные системы (11 источников)
32. ОФД (операторы фискальных данных) – чеки ККТ, аннулирования.
33. Система маркировки «Честный ЗНАК» (лекарства, табак, шины, парфюмерия).
34. ГЛОНАСС-мониторинг (Минтранс, логистика).
35. Данные о потреблении ресурсов (энергоаудит, водоканалы).
36. ЕГАИС лес (оборот древесины).
37. Реестр лицензий на недропользование (Роснедра).
38. Система прослеживаемости товаров (ФТС).
39. Данные о сертификации продукции (Росаккредитация).
40. Реестр заключений СЭЗ (Роспотребнадзор).
41. Информация о технологических присоединениях (Россети).
42. Данные о капремонте МКД (региональные фонды).
IV. Цифровые и социальные следы (7 источников)
43. Роскомнадзор: регистрация доменов, кол-центров.
44. Соцсети (VK, Telegram) – публичные страницы, рекламные кабинеты (на основе соглашений с ФНС).
45. Агрегаторы (2GIS, Яндекс.Карты) – отзывы, фото офисов.
46. Маркетплейсы (Ozon, Wildberries, VK Маркет, Yandex Market) – данные продавцов:
- Кабинеты продавцов: выручка, остатки, возвраты;
- Договоры с маркетплейсом (через ст. 86 НК РФ);
- Отзывы покупателей (выявление дублирующихся магазинов).
47. Данные операторов связи (привязка телефонов к договорам по судебным запросам).
48. Открытые данные госзакупок (ЕИС, коммерческие тендеры).
49 Данные о геолокации мобильных устройств (анонимизированные агрегированные данные).
V. Специализированные базы (3 источника)
50. Реестр Роспотребнадзора (жалобы потребителей).
51. Данные о санитарно-эпидемиологическом состоянии (ЦГСЭН).
52. Реестр объектов культурного наследия (Минкульт).
Обратите внимание, система постоянно обучается, так в 2025 г. добавлен модуль анализа данных с маркетплейсов (Ozon, Wildberries), что повысило выявляемость дробления бизнеса в сегменте e-commerce. Дополнения введены Федеральным законом ФЗ № 522 от 30.12.2024 "О внесении изменений в НК РФ в части контроля за электронной торговлей", во исполнение которого активно подписываются соглашения о раскрытии данных между ФНС и основными маркетплейсами.
ВАЖНО! Система не использует данные, которые могут быть получены без надлежащих правовых оснований: например, прослушку телефонных переговоров или непубличные переписки в мессенджерах. Зато подобная доказательная база активно используется при уголовном преследовании участников и выгодоприобретателей схем дробления, о чем дальше и пойдет речь.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСВЕННОСТЬ В ДЕЛАХ, КАСАЮЩИХСЯ ДРОБЛЕНИЯ БИЗНЕСА
В вопросе квалификации действий участников схем дробления с позиции уголовного кодекса никаких особенных изменений не происходило, однако, совершенно четко наметился системный тренд на перевод такого рода дел из просто налоговых (читай административных) правонарушений в уголовные преступления.
Помимо вполне понятного применения статьи 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов», следует обратить внимание на применение специальных норм УК РФ, направленных на предупреждение создания самих схем дробления бизнеса. Более того, эти же статьи грозят наказанием за пользование результатами таких схем.
Обо всем по порядку.
Статья 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов»
Крупный размер – от 18 750 000 руб. и более в пределах трех лет подряд.
Санкция по усмотрению суда:
- Штраф от 100 000 до 300 000 руб.,
- Заработная плата или иной доход за период до двух лет,
- Принудительные работы сроком до 2 лет,
- Запрет занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет,
- Арест до 6 месяцев,
- Лишение свободы сроком до двух лет.
Особо крупный размер – от 56 250 000 руб. и более в пределах трех лет подряд.
Санкция по усмотрению суда:
- Штраф от 200 000 до 500 000 руб.,
- Заработная плата или иной доход за период до трех лет,
- Принудительные работы сроком до 5 лет,
- Запрет занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет,
- Лишение свободы сроком до 5 лет.
Важнейшее уточнение – санкции, предусмотренные для преступления в особо крупном размере, применяются также в случае, если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору. Совершенно очевидно, что любое дробление – это всегда группа лиц по предварительному сговору, а значит, при наличии доказанной со стороны ФНС схемы, применяться будут только санкции, перечисленные для преступления в особо крупном размере.
Не лишним будет отметить, что размер ущерба, то есть недоплаченного налога, может быть определен только и исключительно в результате выездной или камеральной налоговой проверки. Сотрудники органов дознания и следствия не уполномочены производить расчеты неуплаченных налогов, сколь очевидными данные расчеты бы не представлялись. Поэтому если дело по дроблению бизнеса разворачивается, то урегулировать его необходимо на этапе предпроверочного анализа или налоговой проверки, а когда материалы проверки будут переданы правоохранителям что-то решать уже поздно.
Как мы уже обозначили, статья 199 УК РФ предусматривает наказание за фактически нанесенный рассчитанный ущерб в виде недоплаченных налогов, но следует иметь в виду статьи УК РФ, которые призваны бороться с инфраструктурой дробления, предупреждая тем самым создание схемы дробления как таковой.
Уголовный кодекс вполне логично делит фигурантов схемы дробления на участников и организаторов.
В отношении организаторов применяется статья 173.1 «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица».
В трактовке данной статьи субъектом преступления признается организатор схемы, а именно лицо, которое создает юридическое лицо или ИП с использованием данных, полученных от подставных лиц.
Оценивая наказание, следует помнить замечания относительно преступления, совершенного группой лиц по предварительному сговору, и перечислить максимальную меру наказания:
- Штраф от 300 000 руб. до 500 000 руб.,
- Заработная плата или иной доход за период до трех лет,
- Обязательные работы на срок от 180 до 240 часов,
- Лишение свободы до 5 лет.
Для участников схем дробления бизнеса предусмотрена статья 173.2 УК РФ «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица», предусматривающая наказание за предоставление документов, на основании которых производится регистрация юридического лица или ИП.
Санкции для номиналов предсказуемо слабее, нежели для организаторов, отягчающее обстоятельство о группе лиц и сговоре не применяется:
- Штраф от 100 000 руб. до 300 000 руб.,
- Заработная плата или иной доход за период до 1 года,
- Обязательные работы на срок от 180 до 240 часов,
- Исправительные работы на срок до двух лет.
Вы, наверное, обратили внимание на то, что все статьи 173.1, 173.2 при буквальном прочтении апеллируют только к юридическому лицу в контексте незаконного создания и использования. Может сложиться мнение, что к аналогичным действиям с использованием ИП вышеуказанные статьи не применяются. Действительно, данная коллизия существовала до недавнего времени, но Федеральный закон № 172-ФЗ от 24.06.2025 данный недочет устраняет, начиная с 1 июля 2025 года.
Помимо устранения досадного недочета, статья 173.2 УК РФ дополняется положением о том, что уголовная ответственность для номинала может быть вовсе отменена, если он «активно способствовал раскрытию и (или) расследованию этого преступления». Важный сигнал всем участникам схем дробления.
Не менее важным является то, что изменения, предусмотренные 172-ФЗ от 24.06.25 не имеют обратной силы, то есть не применяются к обстоятельствам, имевшим место до 30.06.2025.
В конце длинной статьи ещё раз приглашаю вас посмотреть мой подробнейший разбор кейса дробления Александры Митрошиной – вот здесь на ютубе и вот здесь в VK. Там можно узнать, как работает дробление и его преследование налоговыми органами на практике. Скоро выйдут и другие мои разборы громких уголовных и судебных дел, напрямую связанных с налогами. Так что рекомендую подписаться на мой телеграм-канал, чтобы не пропустить анонсы новых подкастов. А ещё в нашем телеграм-канале я с коллегами много пишу про налоговую оптимизацию. А пишем мы так много, потому что наши прокачанные бизнес-мозги ежедневно сталкиваются с подобными задачами. И, поверьте мне, чтобы сэкономить на налогах, необязательно нарушать закон. Нужно просто найти правильного финансового директора/финансового консультанта. Надеюсь, что одного вы уже знаете. :)