Секс, крипта и санкции: кого Госдума боится сильнее — НАТО или OnlyFans?

Сексуальные сервисы в России уже давно живут в серой зоне, да и в целом никогда не одобрялись.

Секс, крипта и санкции: кого Госдума боится сильнее — НАТО или OnlyFans?

Проституция — административка с символическими штрафами. Вебкам — вне прямой нормы. OnlyFans — чужие по юрисдикции и деньгам.

В конце сентября подтянулась новая идея: наделять статусом иностранного агента тех, кто оказывает услуги интимного характера или персонального вещания и получает оплату в иностранной валюте или криптовалюте. Автор инициативы — депутат ЛДПР Сергей Костюков. В публичных сообщениях он объясняет замысел борьбой с обходом санкций и нелегальным выводом средств.

На сайте Госдумы карточки проекта пока не видно, а информация расходится по агрегаторам и телеграм-каналам, но формулировка достаточно конкретна, чтобы обсуждать последствия, если текст действительно внесут в палату.

Что могло спровоцировать такую эксклюзивную инициативу?

Во-первых, позавчера депутаты ужесточили уголовную ответственность для уже признанных иноагентов. Теперь для возбуждения дела достаточно одного административного правонарушений вместо двух в течение года. На сегодня по официальным данным 844 действующих иноагентах в реестре Минюста, значительная доля которых нарушает правило маркировки. Во-вторых, усиливается и логика признания. С 2022 года действует базовый закон об иностранном влиянии, который распространяется на физлиц и позволяет вменять «иностранное влияние» в очень широких трактовках. Если такое сито подвести к секс-индустрии, оно в принципе способно признать иноагентом любую модель, которая получает деньги из-за рубежа или через криптобиржу.

Что происходит на стороне платформ и денег?

OnlyFans как витрина глобального секс-контента последние два года живет рядом с санкционным контуром. Весной 2022 года платформа заморозила российские аккаунты из-за ограничений на платежи, а потом лавировала между доступом и выплатами, открывая функционал где возможно и выключая там, где не проходит расчет.

Секс, крипта и санкции: кого Госдума боится сильнее — НАТО или OnlyFans?

Важным является то, что 2024 году у компании было глобально 7,2 миллиарда долларов валовых платежей и 5,8 миллиарда долларов выплат создателям. Эти суммы показывают масштаб потока, за который конкурируют государства, банки и теневой кэш.

У Россия тут отдельная история, потому что большинство стандартных каналов оплаты и вывода для российских авторов или подписчиков не работает напрямую, что создаёт пространство для серых посредников, P2P и криптовалюты. Собственно крипта и становится универсальной прокладкой между зарубежной платформой и российским бенефициаром.

При этом, все мы помним, что сама криптовалюта в РФ по закону не может быть средством платежа. Соотвественно, это буквальная норма, и за расчеты в цифровой валюте парламент готовит административные штрафы с 2026 года, вплоть до конфискации незаконного платежа.

Как выглядит дорожная карта регуляторов?

1. Майнинг уже легализован и строго обставлен. 2. Для трансграничных расчетов запущены экспериментальные режимы под присмотром ЦБ. 3. Росфинмониторинг на ПМЭФ демонстрирует инструменты деанонимизации кошельков.

Одновременно законопроекты доворачивают ответственность за расчеты криптой внутри страны. Если совместить эти линии с инициативой про «вебкам-иноагентов», то картина складывается в попытку связать санкционную финансовую географию с уголовно-административным правом. И по сути это ставка не на блокировки сайтов, а на "финансовый порядок".

Едем дальше...

Проституция в России формально не преступление, а административное правонарушение с штрафом в полторы-две тысячи рублей, при этом организация борделя и вовлечение — уже являются уголовными статьями. Вебкам напрямую в законах нигде не упоминается, но его чаще подводят под "организацию занятием проституцией", конечно, если удается доказать состав. (ну как мы знаем, если захотеть, то можно в космос улететь...)

Секс, крипта и санкции: кого Госдума боится сильнее — НАТО или OnlyFans?

Предложение вводить ярлык иностранного агента за сам факт получения оплаты "от иностранного источника" или в крипте уводит дискуссию от состава преступления к составу платежа, а это принципиальный сдвиг, где ярлык иноагента — это навсегда меняющиеся правила жизни для шлю-работницы...

Маркировка, отчеты в Минюст, банковские барьеры, запреты на ряд профессий и риски уголовки за одно нарушение административного режима. В политическом смысле это перенос тяжести регулирования с этики секса на контроль денег. Выходит так, что как только деньги уходят на внешние платформы, к ним применяют инструменты санкционной эпохи.

Аргументы «за» в официальной версии как ни крути выглядят очень просто. Власти видят значимые нерегулируемые потоки денег, которые уходят мимо национальной платежной системы, и хотят достать их из серой зоны. Костюков (тот, кто предложил - депутат) прямо говорит о «проводниках интересов недружественных стран в экономической сфере».

Параллельно, с этого лета, Госдума системно поднимает планку ответственности для любых иноагентов. В этой логике вебкам-сцена выглядит удобным санитарным пунктом. При этом же трансграничный характер платформ и часть криптоканалов на прямую не отрезать, а создать только усложнение платежных схем, которые попросту подорожают, но не исчезнут. Ровно это и произошло с подписками на иностранные сервисы за три года санкций. Спрос остался, изменилась маршрутизация денег.

Но есть и техническая деталь, которую редко проговаривают публично. Даже если признать часть секс-рынка «под иностранным влиянием», доказывать влияние придется не лозунгом "о падших морально девушках", а платежными следами и перепиской. Да, росфинмониторинг действительно продвинулся в привязке кошельков к людям и платформы учатся блокировать очевидные обходы, а банки иногда ловят и прокси-платежи. Но серая шина между создателем контента и фанатом каждый раз придумывает новый маршрут.

Если говорить простым языком, то это гонка технологий и юрисдикций. В таких гонках обычно выигрывает не запрет, а предсказуемое регулирование и налоги, которые люди готовы платить.

Вопрос из заголовка звучит провокацией, но описывает именно эту проблему, когда парламент всерьез обсуждает, кого проще контролировать — НАТО или OnlyFans, ответ не про внешнюю политику, а про то, как государство относится к частным деньгам и частной жизни в санкционном мире.

Российское право научилось быстро усиливать последствия ярлыка иноагента. Научится ли оно работать с реальными денежными маршрутами без того, чтобы заодно криминализовать интим как таковой, станет понятнее, если инициативу Костюкова доведут до зала и опубликуют текст. Пока же ясно одно, что денежные каналы меняются быстрее, чем привычки людей...

3
Начать дискуссию