Денежные установки из детства: как они влияют на нас сейчас

Дети подобно губке впитывают слова взрослых, влияющие на их дальнейшую жизнь. Финансовых аспектов это тоже касается. В статье расскажем про денежные установки из детства: как они влияют на нас сейчас.

Денежные установки из детства: как они влияют на нас сейчас

С материальными благами связано множество убеждений, пословиц и поговорок на эту тему также существует много. Например, “Деньги – зло, счастья они не приносят”, “Крупных сумм честным трудом все равно не заработать” или “У богатых свои причуды, их обычным людям не понять”.

Перед каждым родителем стоит задача сформировать у детей здоровое отношение к финансам, избавить от ложных убеждений, но на практике это получается далеко не у всех.

Денежные установки из детства: как они влияют на нас сейчас

Предубеждения, связанные финансами, и откуда они берутся

Тема денег овеяна огромным количеством предубеждений и сложными эмоциями, такими как:

  • зависть;
  • стыд;
  • страх;
  • ощущение что опять ничего не получится.

Причина этому – установки, усвоенные в детском возрасте. Подростки и даже младшие школьники часто слышат от родителей, бабушек и дедушек фразы “не жили как богачи – нечего и пытаться”, “большие деньги всегда грязные”. Это наиболее распространенные примеры неправильных убеждений и ограничений. У усвоившего их человека с большой долей вероятности будут сложности в построении карьеры, семьи и даже в отношениях с собственной личностью.

Как происходит формирование неправильных установок и что это такое?

Установками называют правила, которым человек следует в обычной жизни. Он наследует их, в первую очередь, от своего ближайшего окружения – матери и отца. Дети впитывают от родителей нормы и запреты, взрослеют на них. Часть установок они черпают из сказок, мультфильмов. Подростки – в ходе коммуникации со сверстниками. Процесс усвоения правил и убеждений продолжается и во взрослом возрасте, например, на работе.

Есть масса нездоровых установок, связанных с финансами. Фраза “у богатых свои причуды” свидетельствует о разделении людей на два класса по уровню материального благополучия. У ребенка с такой установкой появляется ассоциация собственной личности или с одним классом или с другим. Если он причисляет себя к бедным, то состоятельных людей будет считать особенными, живущим по своим законам и правилам.

Ребенку, усвоившему установку “деньги руки жгут”, во взрослом возрасте будет сложно копить, он постоянно будет следовать желанию как можно быстрее потратить заработанное.

Установки крепко внедряются в подсознание, и люди им следуют, в большинстве случаев не осознавая, по какой причине им не удается преодолеть собственную финансовую планку. У них не получается копить, не складываются отношения с представителями другого материального класса.

Финансовые установки формируются за счет трех аспектов:

  • материального положения семьи и принятых в ней суждениях о деньгах;
  • опыта финансовой социализации, когда ребенок впитывает “правила игры” и знания, ценности и поведение путем взаимодействия с родителями, сверстниками, учителями;
  • личностных особенностей, помогающих или мешающих нам “поладить” с персональным бюджетом (индивидуальных черт по типу склонности к риску, способности контролировать собственные желания, импульсивности).

Трансляция неправильных установок от родителей к детям

Трансляция правил, норм и запретов происходит в семье на постоянной основе. Бывает напрямую, например, если ребенок обращается с просьбой купить ему дорогостоящую вещь, а родители даже при наличии возможности говорят “У нас ничего подобного не было и тебе не нужно”.

Неправильные установки транслируются и через поведение родителей, когда они покупают сыну или дочери все, что тот только пожелает. Их позиция такова: “У нас не было, а тебе купим, даже если для этого придется трудиться на трех работах одновременно”. Дети в подобных случаях часто капризничают, считая, что все, что им требуется, они и так получат, стоит только пожелать. В какой-то момент к родителям, потакавшим всем капризам, придет осознание, что поведение их чада нездоровое. Они попытаются изменить свою позицию, а у ребенка не будет понимания что произошло, ведь раньше ему покупали все, что он хотел. Так нередко начинают проявляться зачатки криминального поведения в виде краж. Перегиб нередко наблюдается или в одном, или в другом направлении. Запросы ребенка не удовлетворяются вообще или, наоборот, удовлетворяются без разбора.

Трансляция установок происходит и через то, принимаются ли родителями во внимание желания и потребности детей, и через то, как родители тратят деньги на себя.

Последствия нездоровых установок для детей во взрослой жизни

Финансовые отношения являются энергетически заряженной темой про отношение к себе и к окружающему миру. Их последствия реально ощутить почти во всех жизненных сферах.

Внимание! Если родители решают за ребенка, что ему нужно без учета его желаний, он не научится слушать и слышать себя, осознавать собственные потребности и понимать, как их удовлетворять.

Во взрослой жизни у него могут быть сложности в трудовой деятельности –непонимание, сколько он в состоянии заработать. Некоторым людям тяжело назначать адекватную цену за свои услуги, повышать ее по мере роста инфляции. Они зарабатывают мало и не стремятся к улучшению, помня о том, что больших денег честным путем не получить. Множество установок гласят, что работа является тяжким трудом и не приносит удовольствия.

Во многих семьях культивируется, что главная ценность не в финансах, а в душевном подъеме. С одной стороны это правильная позиция, а с другой у детей вырабатывается другое ограничение. К крупным суммам сложно прикасаться, трудно позволить себе материальный достаток в совокупности с душевным и личностным развитием.

У взрослых людей часто бывают сложности в коммуникации с представителями другого материального класса. Целый комплекс различных последствий наблюдается в партнерских отношениях. К примеру, когда у одного в паре имеется убеждение ограничивающего характера, что основным добытчиком должен быть представитель сильного пола, он обязан содержать семью и никак иначе.

Дети получают представление о том, насколько они значимы и ценны из того, как родители тратили на них деньги. Бывают случаи, когда ребенку нужна обувь, а мать и отец вместо ее покупки пропивают заработанное. Или другой пример, когда родители забирают у сына или дочери деньги, подаренные на день рождения. Все это способы трансляции ребенку его значимости.

Если родители все время говорили, что зарабатывать тяжело, денег не хватает, жизнь трудна, у нас кредит, доходы низкие, начальник сволочь, у ребенка есть все шансы вырасти в позиции жертвы либо спасателя: меньше делать и требовать, думать в первую очередь о других.

Некоторые матери и отцы платят детям за хорошие оценки в школе. Эту позицию сложно считать правильной. В данном случае речь идет о подмене мотивации. Платы за выполнение домашних дел это тоже касается. Ребенок должен понимать, что это его вклад в семью. Маме ведь никто не платит за то, что она готовит домочадцам. Можно давать ребенку мелкие задачи в виде подработки, например, помыть автомобиль, но нельзя платить ему за выполнение домашних обязанностей.

Как сформировать у детей правильные денежные установки

Установки из детства и их влияние на взрослую жизнь, построение карьеры, романтических отношений нельзя недооценивать. С детьми важно разговаривать, узнавать у них, чего им хочется, что для них важно, принимать во внимание их желания.

Если сын или дочь просит купить смартфон последней марки, за этим может крыться иная потребность. В ходе беседы с ним родители могут узнать, что дорогой гаджет есть у его друга или сверстников, с которыми он хочет активно общаться. Важно установить истинную причину просьбы.

Денежные установки из детства: как они влияют на нас сейчас

Карманные или подаренные деньги ребенок должен тратить на то, что он пожелает. Если школьник долгое время копил, а потом за один день все растратил, не нужно его ругать. Он вправе так поступить, ведь это его личные финансовые границы. Постепенно ребенок научится тратить деньги, у него разовьется осознанное и бережное отношение к финансам. Нужно время, чтобы школьник насытился своим «хочу», накупил вещей, которые диктуют ему потребности. Если родители будут относиться к этому с пониманием, серьезных проблем, связанных с финансами, в будущем возникнуть не должно. Повзрослев, ваш сын или дочь смогут расти в доходах, грамотно управлять деньгами.

Ранее мы писали про:

💡 Любите правильные и полезные "лонгриды"? Собрали лучшее, чтобы вам не пришлось искать по всему интернету

1 комментарий