Какие финансовые показатели необходимы в бизнес-плане

Какие финансовые показатели необходимы в бизнес-плане

Первое, что следует сделать при расчёте целесообразности проекта - составить расчёт доходов и расходов на ближайшие три-пять лет. Без правильного его составления новый бизнес создать и трудно, и просто опасно. Я Владислав Чернов Основатель компании Creative Motion и автор книги «Запланируй успех», хочу поделиться своим мнением на эту тему.

При расчёте финансового раздела, необходимо оставить как можно меньше «случайных» доходов и расходов при планировании, чтобы не допустить кассовых разрывов и избежать нехватки средств на продолжение деятельности. План доходов лучше всего сделать в Excel и указатель все доходы, которые вы намерены получать в течение ближайших пяти лет.

Если проект уже работающий и есть продажи, то можно сделать прогноз на основе имеющихся показателей и внести корректировки с учётом динамики развития, сезона и других факторов.

Особое внимание следует уделить количеству рабочих и праздничных дней. Если посчитать, сколько нерабочих дней в году - вы удивитесь. Каждый праздничный день для предпринимателя, если компания не работает – это недополученная прибыль. Доход в этот день вы получить не сможете, в то же время расходы будете нести в полной мере.

Если продаж пока нет, то рассчитать доходную часть значительно сложнее, не всегда наши ожидания совпадают с реальностью. Можно попробовать привести цифры по аналогии, использовать опыт предыдущих проектов, узнать данные о продажах конкурентов.

Стоит оценивать прогнозируемые цифры по минимуму, таким образом, вы в большей степени будете готовы к возможной неожиданности и поймете, если ли у вас необходимый запас прочности для дальнейшей деятельности.

После расчёта доходной части приступают к прогнозированию расходов. Расходы можно условно поделить на две категории - на открытие и текущие.

В затраты на открытие входят:

· Расходы на оборудование

· На лицензии и документацию

· Затраты на ремонт помещений

· Закуп всевозможного инвентаря и расходных материалов

Последнюю часть обычно недооценивают, более крупные статьи расходов легче поддаются расчётам и прогнозам, а «всякая мелочь» иногда считается несущественной. Но на практике, расходы на ремонт и сопутствующие материалы всегда превышают первоначальный бюджет.

Вторая часть, это расходы на текущую деятельность:

· Арендные платежи

· Заработная плата

· Налоговые отчисления

· Затраты на маркетинг

· Погашение кредитов

· Расходы на управление

При сопоставлении прогнозируемых доходов и расходов должен оставаться существенный запас. Если они близки по значениям, то такой проект воплотить в жизнь будет сложно из-за факторов неожиданности. Часто совершают ошибку в том, что доходы оценивают оптимистично по максимуму, а расходы недооценивают для того, чтобы сделать проект привлекательном в глазах инвесторов.

Собственнику компании необходимо постоянно держать руку на пульсе, понимать качество работы компании и знать, куда двигаться дальше. Объективные показатели деятельности фирмы дают финансовые отчёты, они призваны обеспечить необходимым источником информации для принятия верных решений.

Когда вы разбираетесь в финансовых документах и регулярно уделяете им внимание, то получаете ощущение контроля над компанией. Собственнику необходимо свободное владение финансовой терминологией, для того чтобы говорить на одном языке с бухгалтерами, с аудиторами, и налоговой инспекцией. Нельзя отдавать составление финансового отчёта только на откуп бухгалтерам. Их, в первую очередь интересуют вопросы своевременности уплаты налогов и отсутствия недостач. Формирование заработка и прибыли остаётся непосредственно на собственнике, только он способен увидеть картину целиком, сотрудники часто видят лишь кусочки целого.

При составлении бизнес-плана необходимо использовать только реальные финансовые показатели, чтобы понимать - сможет ли компания жить и развиваться в таком режиме долгое время или нет. При проверке бизнес-плана, инвесторы или банкиры, будут изучать финансовую часть с особым пристрастием, все цифры пересчитают, источники проверят.

Финансовые показатели должны отразить:

· Источник денежных средств – то откуда вы получаете финансирование

· Как планируете распорядиться полученными средствами

· Точку безубыточности – когда доходы превысят расходы

· Сроки окупаемости – время, когда вернуться вложенные инвестиции

· Варианты использования полученной прибыли в дальнейшем

· Способы минимизации финансовых рисков

· Этапы или транши финансирования проекта

Если выделение средств проходит в несколько этапов, то указываются условия выдачи следующего транша. Можно привязать транши к календарному графику, но часто их ставят в зависимость от достигнутых показателей по оборотам или выполнению обязательств предыдущих этапов.

К изучению финансовой документации стоит возвращаться регулярно в течение всей деятельности и анализировать данные, как минимум раз месяц. Отчёты должны быть удобны для чтения именно для вас и отражать полноту представленной картины.

К основным отчётам относят следующие:

Прогноз движения денежных средств

Прогноз показывает, сколько денег компания получила, сколько заплатила, сколько у неё было и осталось. В него заносят каждую операцию — приход и расход; отмечают, кому заплатили и откуда получили деньги. Движения средств делят по категориям. Источниками могут быть собственные средства займы и ссуды. Отчёт покажет, ведётся ли продажа за наличный или безналичный расчёт, где лежат остатки денег - на банковских счетах, в кассе или в инвестициях и т. д.

При прогнозировании денежных потоков важно учесть тот факт, что часто оплаты происходят не единоразово, а растянуты во времени на долгий срок. Временной разрыв между выполнением заказа его оплатой может составлять несколько месяцев, поэтому потребуется заложить дополнительные ресурсы на покрытие кассовых разрывов, чтобы не испытывать дефицита в финансировании, а поступление средств было регулярным.

Отчёт о прибылях и убытках

Отчёт о прибылях и убытках даёт понять, что происходит с деньгами - компания их сжигает или увеличивает, насколько компания прибыльна и сколько денег останется после уплаты всех расходов. Чтобы подготовить отчёт, необходимо собрать полную информацию о поступлениях и расходах компании. Необходимо иметь полную картину ежемесячных поступлений и расходов, что особенно это важно при продажах с ярко выраженной сезонностью. Прогнозирование на несколько месяцев и лет вперёд, позволит подготовиться к провалам в продажах за счёт поступлений в будущих периодах. Без отчёта о прибылях и убытках бизнес похож на чёрный ящик - не видно, к чему приводят вложения и куда уходят деньги. Отчёт помогает оценить деятельность компании - если ей должны больше, чем она, то всё идёт хорошо, если наоборот, нужно что-то менять.

Движение денежных средств и отчёт о прибылях и убытках полезно рассматривать в связке. Первый показывает реальное движение средств, а второй обязательства, которые взял на себя бизнес. Первый отражает то, что с деньгами происходит сейчас, второй - что с ними произойдёт дальше. Важно проследить динамику развития ситуации и сделать прогноз на будущие периоды.

Бухгалтерский баланс.

В балансе отражаются активы компании, то, чем она владеет и пассивы – те средства, на которые живёт. К активам относятся: здания, оборудование, товары на складе, интеллектуальна собственность и т.д. Пассивы составляют: кредиты, займы, вложения в уставной капитал и нераспределённая прибыль.

Расчёт EBITDA

При оценке перспектив вложения в бизнес используются различные показатели и подходы. Одним из таких показателей является расчёт EBITDA. В переводе с английского языка сокращение EBITDA означает прибыль до выплаты процентов по кредитам, налогов и без учёта амортизационных отчислений. EBITDA отражает финансовый результат от основной деятельности компании и показывает способность основного вида деятельности компании приносить прибыль.

Формула расчёта выглядит следующим образом:

EBITDA = Прибыль до налогообложения + (Проценты к уплате + Амортизация основных средств и нематериальных активов)

Преимущества применения показателя EBITDA:

  • EBITDA не учитывает налоговые отчисления, поэтому даёт возможность сравнивать компании с разными системами налогового учёта
  • Из-за отсутствия учёта амортизации позволяет оценивать бизнесы, на различных стадиях инвестиционного цикла
  • EBITDA не учитывает проценты по кредитам, что позволяет сравнивать компании, использующие различные условия кредитования с разной структурой капитала

Расчёт NPV

Ещё один из показателей интересующих инвесторов – NPV. Благодаря формуле расчёта NPV удаётся оценить экономическую эффективность проекта и сравнить между собой несколько объектов инвестирования. NPV – это доход, который получит владелец проекта за период планирования, оплатив все текущие затраты и рассчитавшись по обязательствам с учётом дисконтирования. Термин происходит от аббревиатуры NPV (Net Present Value). Дисконтирование-это определение сегодняшней стоимости будущего денежного потока.

Допустим, за 5 лет по данным прогноза компания получит выручку в 100 млн руб., сумма всех затрат и налогов равна 60 млн руб. Значит, разница от основной деятельности - 40 млн руб. Нужно ещё вернуть первоначальные инвестиции, допустим, 30 млн руб. Чтобы упростить подсчёт, будем считать, что проект финансируется за счёт собственных средств при нулевой ставке дисконтирования. Тогда показатель NPV, составит 10 млн руб. за 5 лет планирования.

Формула расчёта NPV:

Где:

  • IC – сумма первоначальных инвестиций
  • N – число периодов, за которые рассчитывается проект
  • t – отрезок времени
  • i – расчётная ставка дисконтирования
  • CFt – ожидаемый денежный поток за установленный период

Нет необходимости запоминать формулу наизусть, проще всего сделать расчёт показателя, используя Excel, через формулу ЧПС (чистая приведённая стоимость).

Преимущества NPV:

  • Понятные критерии принятия решения об инвестировании – начальные инвестиции, выручка и доходность от альтернативных вложений
  • Отражает изменение стоимости денег во времени
  • Позволяет учесть риски при использовании различных ставок дисконтирования.

К недостатку показателя можно отнести сложность расчёта ставки дисконтирования в сложных проектах.

Дисконтирование

Дисконтирование – это сегодняшняя стоимость будущих денег. Так как инвестирование средств производится в настоящее время, а потенциальная прибыль ожидается только через несколько лет, то стоимость денег сегодня не равна их стоимости через год. Чем больше срок, тем разница значительней.

Ситуация вызвана двумя факторами. Первый - ежегодная инфляция, обесценивание денег с течением времени. Коэффициент инфляции можно узнать в управлении статистики. Второй фактор это возможность вложить деньги в альтернативные активы и получать прибыль из других источников, таких как банковский депозит.

Понятие дисконтирования даёт возможность оценить инвестору привлекательность вложений в различные активы в течение времени.

Формула дисконтирования

PV = FV * 1/(1+R)n

Где:

· PV – это дисконтированная текущая стоимость

· FV – будущая стоимость

· R – размер ставки дисконтирования

· n–количество учитываемых периодов

Во всех бизнес-планах рассчитывают те или иные финансовые показатели, но не все они используются в жизни. Причину можно искать как в изменении внешних обстоятельств, так и в неточности расчётов.

Основные ошибки в финансовых расчётах:

· Завышенные ожидания по выручке. Последствия особо ощутимы при организации бизнеса с нуля

· Надежда на полную загрузку мощностей на начальных этапах ведения деятельности. Неполная загрузка ведёт к увеличению как первоначальных вложений, так и текущих затрат бизнеса

· Не предусмотрели множество незначительных расходов. В процессе работ появляются дополнительные отчисления и складываются в существенные издержки

· Не учли возможные кассовые разрывы, связанные с сезонностью или задержку платежей, вызванную несвоевременной оплатой - за выполненные работы

· Непредвиденные расходы, связанные с задержками при получении разрешительной документации, нарушение сроков согласований.

После выхода на прибыль и окупаемость бизнеса встаёт вопрос дальнейшего распределения и вложения полученных доходов. Необходимо оценить какой процент вкладывать в будущее развитие, какой изымать на текущие нужды собственников и сколько отправлять в резерв.

Пропорции зависят от личного желания участников, выбранной стратегии и фазы роста компании. Если компания развивается, то целесообразно максимально инвестировать в бизнес, когда прогресс замедляется - задуматься о продаже или сокращении вложений. Инвестору стоит стараться всегда находиться на стороне растущего бизнеса, но обычно темпы роста выше там, где больше и риск.

33
Начать дискуссию