Российский «криптовопрос». Почему регулятор забыл про индустрию стоимостью $3 трлн. Часть 2

Промедления в налоговом законотворчестве

Над налоговым и валютным законодательством все еще предстоит работать, и поэтому неудивительно, что Центробанк, как особый публичный и правовой институт, вооружился консервативным сценарием регулирования. Сдерживание рынка вероятно оценивается как благоприятный фактор для результативных темпов развития законотворческих процессов.

Важные правки, затрагивающие обмен финансовой информацией между странами в т.ч. были внесены в валютное законодательство как раз перед тем, как ФЗ о ЦФА вступил в силу. Многие владельцы криптовалют используют транзитные зарубежные счета и Advcash теперь должен отчитываться о криптовалютах на ваших счетах.

Но более всего производство законов замедлилось перед лицом возникших затруднений, связанных с налогообложением смарт-контрактов и других продвинутых решений в индустрии блокчейн и затрагивающих протоколы эмиссии, консенсуса по сделкам, их документального подтверждения и ряда прочих.

Согласно информации на сайте Госдумы, комментарии и правки к проекту поправок относительно налогообложения криптовалют должны были поступить от компетентных органов еще в марте 2021 г. Однако что-то пошло не так, и Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству заявил, что налоги без полноценного введения криптовалют в гражданский оборот не имеют смысла. Кроме того проект был раскритикован президентским советом по кодификации и Банком России. Все это время, как в известной басне Крылова, компетентные органы пытались договориться друг с другом и вот, в октябре 2021 г., законопроект был отправлен на 2-е чтение. Что же не так с законопроектом?

Дело в том, что в законопроекте не описаны конкретные операции с цифровой валютой. Так, под правовое регулирование не подпадают такие операции получения лицом цифровой валюты, например как Airdrop и Hardfork. В данном случае непонятно, нужно ли при получении цифровой валюты указанным способом платить НДФЛ, т.к. не установлено является ли это налоговым событием или же подпадает под категорию подарок и не облагается налогом. Не определен порядок налогообложения стейкинга (Proof of stake протокола) или майнинга (Proof of work). Под последний, вероятно, будет создан отдельный закон.

В Законопроекте не урегулирован вопрос перевода цифровой валюты лицом с одного своего кошелька (Кошелек 1) на другой (Кошелек 2) при увеличении ее стоимости. Так, если стоимость валюты за промежуток времени с момента ее покупки на Кошелек 1 и перевода на Кошелек 2 увеличилась, то можно считать, что лицо получило прибыль на Кошельке 2. Однако при этом лицо не обменивало цифровую валюту на фиатную, поэтому технически налогооблагаемое событие не наступило. Здесь можно увидеть если не противоречие, то правовую неопределенность, которую следует устранить.

По причине повышенной волатильности цифровой валюты вопрос определения суммы дохода/убытка при покупке и продаже единиц цифровой валюты частями в разное время является крайне существенным. Законопроект не содержит определения порядка продажи цифровой валюты, единицы которой приобретаются и продаются частями. Поэтому в данном случае необходимо прописать порядок отчуждения единиц валюты, которые были приобретены и проданы в разное время. Например, можно предоставить лицу самому выбирать, какие единицы он купил и продал (по примеру США - вопрос 39 «Часто задаваемых вопросов о транзакциях с виртуальной валютой»). Или можно использовать методы оценки товарно-материальных ценностей - FIFO и LIFO, при этом в России в бухгалтерском учете применяется FIFO, однако необходимо уточнение для цифровой валюты. Такой подход, например, реализован в первом в России сервисе для уплаты налогов с криптовалют bitnalog.ru, клиентами которого уже до истечения налогового периода стали тысячи граждан и популярные криптобиржи. При этом его аналоги из США, работающие более 5 лет, отдельно считают прибыль с каждой трансакции.

Вместе с тем есть и интересные изменения. Совсем недавно ФНС ввели новый код 6009 при выборе источника доходов для составления налоговой декларации. Теперь, при составлении декларации, можно указать “Доходы от операций с цифровыми финансовыми активами, цифровой валютой либо иных отношений, возникающих при обороте с цифровыми финансовыми активами, цифровыми валютами, в отношении которых применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктов 1 статьи 224 НК РФ”. Что несомненно говорит о направленности регулятора принимать налоговые отчеты по данной сфере деятельности.

Но вопросов в любом случае остается огромное множество. И именно путем введения механизмов налогообложения цифровых валют можно добиться их полной легализации. Интересно, что социологический опрос, проведенный в одном из крупнейших телеграм чатов криптотрейдеров из России, показал что 30% инвесторов готовы платить налоги, 30% не готовы и 40% пока думают. Неплохо для начала.

Как это отразится на рынке

В США криптовалюты облагаются налогами с 2014 года. С этих пор в страну пошли самые крупные инвестиции и проекты. Именно в США возникли первые институциональные криптофонды. Очевидно, что толчком к приросту капиталоемкости отрасли стали понятные правила регулирования и возможность легально взаимодействовать с цифровыми активами для ритейл инвесторов. Многие страны, такие как Великобритания, Япония, Австралия, в чем то повторили путь США и, несмотря на противоречивую природу криптовалют, смогли создать условия для инвестиций и работы. Почему Россия должна оставаться в стороне и лишать себя такого серьезного источника пополнения бюджета? Налоги, в том числе с дохода криптовалют, это центральная артерия экономики. Полноценная легализация криптовалют и механизмы налогообложения позитивно скажутся на инвестиционном климате страны, снизят отток инвесторов и проектов, а также сократить доминирование теневых секторов (незаконные обменники и пр.)

Налоги и противодействие легализации незаконных денежных средств: на этих двух столпах стоит регулирование криптовалют в любой стране мира. В РФ решено считать цифровые активы и валюты имуществом, а значит гражданам нужно создать условия свободно владеть, пользоваться и распоряжаться таким имуществом. Сервисы, в том числе Bitnalog, эту задачу рынку могу упростить и построить нечто вроде моста между рынком и властью, которым традиционно непросто договориться. В “игру” должны будут включиться и классические банки, когда стена непонимания Банка России падет, как пала Берлинская. Такой подход создаст регулируемый рынок и обеспечит солидный источник пополнения казны РФ.

Тем временем за 4 года:

- Совокупная капитализация рынка 3 трлн долларов США;

- Оборот в России 100-200 млн $ в день;

- 17 млн граждан РФ так или иначе владеют криптовалютами, более 1 млн используют регулярно;

- Россия - 3-я страна в мире по объему майнинга;

- Инвесторы из России входят в ТОП 5 по торговым оборотам на мировых криптовалютных платформах;

- Капитализация рубля в обращении 13 трлн рублей, капитализация только биткоина в обращении 84 трлн рублей;

- За 2020-й года инвесторы из России заработали на биткоине (аккумулировали прибыль в рублевом эквиваленте) на 600 млн долларов США, в 2021 г. эта сумма увеличилась в 5-7 раз;

- Прогнозируемый потенциальный объем налоговых пополнений в бюджет РФ составляет до 200 млрд руб за 2021 г.

Вместо заключения

Почему Россия должна оставаться в стороне от стран-лидеров и лишать себя такого серьезного источника пополнения бюджета? Налоги, в том числе с дохода криптовалют,- это центральная артерия экономики. Полноценная легализация криптовалют и механизмы налогообложения позитивно скажутся на инвестиционном климате страны, снизят отток инвесторов и проектов, а также сократят доминирование теневых секторов (незаконные обменники и пр.). В октябре 2021 Президент РФ в интервью американскому телеканалу CNBC, опубликованном на сайте Кремля, рассказал, что в будущем цифровые активы могут начать использоваться как средство накопления или средство платежа, а также указал, что они обладают ценностью. Такая риторика несомненно указывает на присутствие криптовалютной повестки в высших эшелонах власти. Представители рынка тем временем не сидят сложа руки, а инвестируют, создают рабочие места и ждут возможности “заплатить налоги и спать спокойно”.

1414
реклама
разместить
5 комментариев

Разве Центробанк пишет и принимает законы?

1

В том то и дело, что нет. А пытается да

5

Комментарий недоступен

3

все особенности по исчислению стоимости, порядках итд обычно идут в подзаконных актах, указаниях, письмах итд.
У налоговой новые Коды потому что закон о цифровых Финансовых активах и цифровой валюте был принят в 2020 году
«капитализация рубля в обращении», есть подозрение, что вы перепутали м0 с м2, сейчас посмотрел м0 это 13 трлн. А м2 60 трлн.