Перспективы рынка рассрочки BNPL в 2022 году

Перспективы рынка рассрочки BNPL в 2022 году

В последнее время появляются новые возможности приобретения товаров без денег. Меня зовут Владислав Чернов, и я хочу поделиться данными и мнением на перспективы развития сервисов рассрочки в России. Меня с нашей командой Creative Motion привлекли для проведения исследования и технической разработки платформы продажи товаров в рассрочку по модели BNPL.

Рынок рассрочки в РФ только начинает формироваться и отстаёт от своих западных аналогов на 2 - 3 года, что даёт возможность примерно экстраполировать ситуацию с темпами роста в США в 2019 году с ситуацией в РФ в 2022 году.

По данным аналитического агентства Grand View Research из США, размер рассрочки BNPL В 2019 году составлял 945 млн $ и продолжает расти на 22,8% в год до 2028 года. Прогнозируется, что к 2025 году объем BNPL платежей вырастет в 10-15 раз (в зависимости от источника исследования).

В некоторых странах динамика ещё более внушительна, чем в США, например, в Швеции и Германии уровень проникновения среди населения был в 10 раз выше.

Россия стремительно догоняет Запад. Задачу облегчает возможность использования уже отработанных моделей и технологий. Ещё один фактор ускоряющим развитие BNPL является развитие онлайн-торговли.

Так по данным исследований 2020 году в России, продажи онлайн-магазинов выросли на 58% до 2,7 трлн рублей. Число заказов из интернет-магазинов добралось до 830 млн, а средний чек оказался самым высоким на рынке — 6205 рублей. По прогнозам исследователей, к 2024 году он вырастет еще на 34%.

Выгода для покупателя

Покупатели получают возможность разделить стоимость покупки на 4 части и оплатить ее в течение 3-х месяцев. Первые 25% суммы вносится сразу, а остальные платежи списываются автоматически каждые 30 дней. Решения BNPL предлагают клиентам, желающим совершить покупки:

· упрощенный процесс оформления заказа

· проценты за рассрочку платит продавец

· фиксированный график платежей

· быстрое одобрение

· нулевой процент

Такие решения позволяют клиентам тратить больше, чем они могут при использовании других способов оплаты.

Выгода для продавца

По данным Forbes рассрочка даёт весьма ощутимый эффект:

· рост среднего чека на 41 %

· увеличение количества покупок на 27%

· повторные продажи через несколько месяцев

· возможность брать рассрочку тем, кому отказали в кредите

Последний фактор один из ключевых. При высокой закредитованности населения ,многие не подходят под требования банков из-за наличия нескольких кредитов, низкого официального дохода или плохой кредитной истории. При рассрочке, необходимости запрашивать данные из Бюро Кредитных Историй не было, но ЦБ в письме от 01.11.21 пытался внести оганичения по выдаче рассрочки и приведением её выдачи в соответствие с 353-ФЗ.

Некоторые дейтсвия работы по данной схеме попали под ограничения. Рекомендации включают в себя подачу даннных в БКИ и соблюдение требований по минимальному доходу. Это замедлило выход новых платформ на время, но юристы нашли выход и из этой ситуации.

На чём зарабатываются деньги

Доход кредитных организаций формируют следующие составляющие:

· комиссия в размере 2-6% с розничных продавцов за предоставление услуги

· 28 % поступает от штрафов за просрочку платежа от пользователей

· возможность продажи дополнительных страховок клиентам

· возможность и продажи дополнительных услуг мерчандам

Так как рассрочка предоставляется всего на 2-3 месяца, то в годовом исчислении доходность для банка выше доходности по кредитным картам, при сопоставимом невозврате в 6-8%.

В чём отличие от кредита

Продажа в кредит и в рассрочку имеет сходства, но основные отличия вот в чём:

· ограничение по сроку до 3-х месяцев

· возможность получения без паспорта

· нет необходимости подтверждать доход

· положительная кредитная история не обязательна

· ограничение по суммам от 3500 руб. до 30 000 руб.

Перспективы развития

Ведущей платформой, предоставляющей рассрочку является Klarna, она уже несколько лет работает в 19 странах Европы. Ведущая компания из США Afterpay, сделка по её продаже составила 29 млрд.$.

В настоящий момент в России, программы продажи в рассрочку по модели BNPL есть у таких банков как: Тинькофф, Home Credit, Совкомбанк, ВТБ совместно с VK. Кроме банков подобный продукт появился у Мегафон, проект "Сплит" запустил Яндекс, анонсировал выпуск Wildberis.

Несколько участников рынка ведут переговоры по созданию BNPL платформ в специфических товарных нишах. Впечатляющая статистика Западных сервисов и перспективы растущего тренда вплоть до 2028 года, делают данное направление весьма привлекательным на рынке финансовых услуг. Одно из основных условий успеха - верно выбрать относительно свободную целевую нишу и модель развития.

33
9 комментариев

Простите, но я так и не понял, в чем существенное отличие такой модели от "кредитной рассрочки" для потребителя? То, что кредитор извивается, чтобы обойти требования ЦБ, никак не влияет на клиентский опыт. А рассрочки у банков - по сути стандартные кредитный опции с альтернативной моделью заработка на дисконте от партнера ( такой модели лет 15 уже в РФ).

А фраза "· возможность получения без паспорта" - это вообще что и откуда?) Сомневаюсь, что кто-то готов отдать товар в рассрочку без идентификации клиента)

2
Ответить

При выдаче кредитов треббования ЦБ гораздо жёстче и к заёмщикам и к кредитным организациям. Поэтому при рассрочке вовлекается дополнительная аудитория пользователей. Кроме того, в модели рассрочки комиссию платит магазин, а впр кредите покупатель. Без паспорта возможно, особенно при покупке в онлайн-магазине

Ответить

Выгоды понятны. Как быть с рисками? Скоринг свой проводить, лочить продаваемые по этой модели устройства*, придумывать какой-то особый договор залога почки (и проверку - не в залоге ли она уже), трекать положение товара?
Когда-то (2012) просчитывал возможность, будучи первой буквой B в цепочке B2B2C, для клиентов наших контрагентов производить такую рассрочку. Да, процент надо было заложить в товар, делая:
1) для остальных не берущих рассрочку выбор в пользу моего продукта менее выгодным (+6% к обычной цене) или
2) делая дисконт для достаточно высококонкурентного продукта, в котором наценка не была большой, и дисконт существенно влиял на прибыль (в моём случае по такой модели к товару можно было продать больше премиальных фич).
Почему решили, что у вышеперечисленных банковских организаций скоринг не по классической модели?
С не банковскими интереснее, пока о них нет подробностей - считаю, что тема не раскрыта ;)
Спасибо
*лизинг по подобной модели есть для некоторого вида оборудования. Перестаёт платиться - перестаёт работать

1
Ответить

Да это обычная кредитная политика. На крайняк покупаешь аутсорс скоринг и все. Таких продуктов куча на рынке уже много лет.
Никто не даст рассрочку пустому человеку с плохой кредитной историей. Обычная кредитная розница с просчитанными невозвратами, штрафами и т.д.
Обертка сути не меняет

1
Ответить

Риски помимо скоринга снижает ещё и " юридическая" составляющая. Банк выдаёт рассрочку нне напрямую а от промежуточного юр лица. На этом юр лице и остаётся риск невозвратов. А банку, в любом случае. достаётсяся первый платёж право требования долга.

Ответить

К чему эти все мучения с какой-то рассрочкой, если я могу просто взять кредитку с грейсом на 6 (ШЕСТЬ) месяцев и купить товар по ней с НУЛЕВЫМ начальным взносом в ЛЮБОМ магазине за 5 минут?

Ответить