{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Яндекс в цифрах - итоги 2021

Яндекс - одна из немногих компаний, за отчётностями которых я продолжаю наблюдать вот уже три года. Почему? Во-первых, это интересно. Это не металлургический завод с тысячами тонн проката. У Яндекса стильные, модные, молодёжные сервисы с довольно понятными метриками. Во-вторых, у меня на данный момент 48 акций Яндекса, и у меня "шкура в игре".

В сегментах вновь перестановки: Такси и Еду разнесли по разным сегментам. Так что сейчас сегменты выглядят так:

  • Поиск и портал. Неизменно основной бизнес Яндекса.
  • Мобильность: Такси и каршеринг Драйв.
  • Электронная коммерция и доставки: Маркет, Лавка, Еда, Логистика, а также попытки укрепиться за рубежом под брендом Yango Deli (ну и название...)
  • Медиа-сервисы: Плюс, Кинопоиск, Музыка.
  • Доски объявлений: Авто.ру, Недвижимость, Аренда (что-то новое?).
  • Другие бизнесы и эксперименты: Автономные автомобили и роверы, Облако, Девайсы, Дзен, Практикум и Финтех (впервые показан в презентации).

Поиск и Портал

Рекламная выручка проседала во время ковида, но несильно. Важно вот что: Яндекс вернулся к доковидным темпам роста выручки от рекламы - она растет на 18% в год (см. красный график сверху). Маржинальность рекламного бизнеса при этом сохраняется на очень высоком уровне - почти 50%. Так что половина от всех заливаемых в Яндекс рекламных бюджетов - это прибыль для его акционеров. Так, на рекламе Яндекс заработал 79,6 млрд ₽ за весь 2021 год.

Яндекс обращает наше внимание на то, что цифровая реклама (54%) уверенно отъедает бюджеты у "традиционных" рекламных площадок, таких как: радио (2%), бумажная пресса (1%), наружная реклама (8%), телевидение (34%). Этот процесс начался не вчера, и он продолжается - так что топливо для роста ещё есть.

Мобильность

Здесь три подсегмента: Такси, Каршеринг и Логистика.

Показатели роста по Такси не перестают удивлять. Казалось бы, насыщенный рынок с кучей конкурентов (Ситимобил, DiDi, Gett и пр.), но Яндексу удаётся расти на 32% в год по количеству поездок и на 41% в год - по обороту. Всего в Яндекс.Такси и Uber (российское подразделение этой американской компании входит в соместное с Яндексом предприятие) мы с вами накатали на 574 млрд ₽ в 2021 году.

Здесь надо понимать, что не все 574 млрд ₽ - это выручка Яндекса. Огромное количество денег уходит водителям - более 500 млрд ₽. Выручка самого Яндекса от услуг такси составила в 2021 году 73 млрд ₽. А прибыль от этого подсегмента составила 22,3 млрд ₽ за последний год. Буквально 3 года назад этот бизнес болтался на грани рентабельности, а сегодня - такие показатели...

С каждых 100₽, потраченных нами в Такси, Яндекс зарабатывает 3,89₽

Следует понимать, что такой оборот накатали не только жители России. Такси работает в 20 странах. Правда, я почему-то уверен, что во всех этих Сенегалах и Камерунах такси работает в убыток, и подпитывается дико прибыльным российским таксопарком.

Оборот по каршерингу в 2021 году составляет 14,8 млрд ₽. Каршеринг работает всего в 4 городах (Москва, СПб, Казань, Сочи). Наверное, это очень дорогое удовольствие, и в другие города заходить нерентабельно. Каршеринг по итогам 2021 года оказался прибыльным, и заработал 1,2 млрд ₽.

С каждых 100₽, потраченных нами в Драйве, Яндекс зарабатывает 8,10₽

Логистика всё ещё убыточна, но по итогам 4 кв. 2021 на 11,3 млрд ₽ оборота пришлось всего 54 млн ₽ убытка - так что есть большая надежда на то, что и этот бизнес Яндекс выведет в прибыль, как он умеет делать и доказал это на примере Такси и Каршеринга. Будем наблюдать.

Фудтех

Еда и Лавка - две составляющие фудтех-бизнеса Яндекса. Валовая стоимость заказов (GMV) здесь удваивается каждый год и достигла 80 млрд₽ в 2021 году.

Яндекс уже обошел всех своих конкурентов: Х5, Сбермаркет, Вкусвилл, Самокат и прочих. Правда, выглядит это как манипуляция: всем нам известно, что Сбермаркет и Самокат - части одной сберовской экосистемы, и Яндекс хитро считает все кусочки своей экосистемы в сумме, а конкурентов - по отдельности ;)

Количество магазинов Лавки замедлило рост - сейчас это 404 магазина. Лавка открылась в Париже - интересно, как у них пойдут дела там.

Впрочем, здесь как и в Такси далеко не всё - выручка самого Яндекса. Так, на валовую стоимость всех заказов 80,1 млрд ₽ на сам Яндекс приходится 37,7 млрд ₽. В Лавке эти показатели практически равны (GMV почти равно выручке), а в Еде доля приходящихся на Яндекс денег небольшая. Тем не менее, сегмент дико убыточен - на 80,1 млрд ₽ оборота (37,7 млрд ₽ выручки) в 2021 году приходится 10,6 млрд ₽ убытка.

Каждые 100₽, потраченные нами на заказы в Еде и Лавке, обходятся Яндексу в 113₽

Маркет

Яндекс.Маркет - один из главных драйверов роста выручки Яндекса. Валовая стоимость заказов (GMV) в 2021 составила 122,2 млрд ₽. Маркет растёт многократно. По осторожным прогнозам Яндекса, Маркет вкупе с Фудтехом удвоятся в 2022 году по сравнению с 2021. Здесь Яндекс в роли догоняющего: далеко впереди Wildberries и OZON. Яндекс отъедает долю, привлекая продавцов. Так, целых 76% от объема продаж по итогам года - это продажи сторонних продавцов, и только 24% товаров продает сам Яндекс.

Именно из-за того, что большую часть продаж делают сторонние продавцы, выручка Яндекса здесь составила всего 35,3 млрд ₽. А убыток при этом был 40,5 млрд ₽!

Всё дело в складах - в 2021 построено 7 складов площадью 220'000 кв. м.

Каждые 100₽, потраченные нами в Маркете, обходятся Яндексу в 133₽

Медиа-Сервисы

Количество подписчиков выросло до 12 млн человек, выручка сегмента составила 18,4 млрд ₽ в 2021 году. Правда, сервис также убыточен - маржинальность составляет -29%.

Каждые 100₽, потраченные нами на подписку Плюс и на покупки в Кинопоиске, обходятся Яндексу в 129₽

Доски объявлений

Это очень маленький сегмент, на который приходится всего 2% выручки. Сегмент прибыльный, большего от него и не требуется. Хотя, я впервые заметил сервис "Аренда". Возможно, я слоупок, и он всегда был. А может быть это что-то новенькое.

Эксперименты

Пожалуй, самый загадочный и экзотический для России эксперимент - это автомобили с автономным управлением. Они накатали на 4,4 млрд ₽ в 2021 году, и здесь нас ждёт либо победа искусственного интеллекта и полный скайнет на горизонте 5-10 лет, либо это так и останется дорогой игрушкой для акционеров.

Больше всего из всего отчёта меня разочаровал следующий факт: ожидаемо, 4 квартал 2021 стал рекордным в части продаж Яндекс.Станций. Оно и понятно - это крутой новогодний подарок человеку любого возраста, и многие подумали точно так же. Глядя на цифры в предыдущем отчёте, я был уверен, что этот бизнес выйдет в плюс. Но нет! Каждые 100₽, потраченные нами на Яндекс.Станции, обошлись Яндексу в 120₽. Это оказалось убыточным даже в рекордный по продажам квартал. Почему? Загадка для меня.

Планы на 2022

Планы на следующий год - амбициозные. Я полагаю, рынок воспринял позитивно не столько показатели за 2021, сколько прогнозы на 2022. Возможно, в 2022 общая выручка Яндекса превысит 500 млрд ₽, а Такси и сервисы Электронной коммерции на двоих накрутят оборот в 1 трлн ₽. Могу лишь пожелать удачи, ведь я имею прямой интерес.

Ложка дёгтя

Кручу-верчу, запутать хочу!

По метрикам международных стандартов финансовой отчётности (МСФО или GAAP), Яндекс показал значительный убыток по итогам 2021 года - 14,6 млрд ₽. Эта метрика используется во всех скринерах при расчете показателя P/E, к примеру. Так что не удивляйтесь, если увидите, что Яндекс выпадает из выборки хороших прибыльных компаний при настройке соответствующих фильтров.

Сама компания очень хитро приводит нас к так называемому "Adjusted EBITDA", по которому компания прибыльная! Заработала целых 32 млрд ₽. На картинке выше вы можете увидеть, в чём разница, и что Яндекс предпочитает убрать за скобки, радостно докладывая об очередном прибыльном периоде: амортизация, опционы ключевым сотрудникам, некий "другой убыток" и прочие расходы.

Я не могу кому-либо порекомендовать покупать акции Яндекса сейчас - это крайне рискованная инвестиция. Сегодня Яндекс - это убыточная компания с неясным будущим.

Сам я сожалею, что действовал слишком осторожно, когда цена падала ниже 3500₽ за акцию, и купил меньше, чем хотел. Мне сложно объяснить с рациональной точки зрения, почему я решил инвестировать в Яндекс за рамками тех лимитов, которые отведены ему в моей стратегии. Время покажет, был ли я прав.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда