LEI код – это как id в соцсетях, но для бизнеса

LEI код – это как id в соцсетях, но для бизнеса

Кому нужен LEI код, как его получить и сколько это стоит.

LEI код (Лей код) нужен бизнесу, участвующему в международных финансовых операциях. По этому идентификатору участники рынка понимают, с кем ведут дела, кто за этой структурой стоит и стоит ли ему доверять.

Расскажем об основных нюансах и о том, какие проблемы могут возникнуть при его получении. Материал подготовлен агентством «Репутация Москва».

LEI код: зачем он нужен

LEI код (Legal Entity Identifier) придумали, чтобы компании по всему миру могли идентифицировать друг друга. В банках у клиентов есть свой id, у телефонных операторов – номер, а для юридических лиц – LEI код. Он включает 20 символов, которые присваиваются согласно стандарту ISO 17442. У каждого сегмента кода есть свое назначение:

Что означают разные блоки идентификатора LEI. Изображение gleif.org
Что означают разные блоки идентификатора LEI. Изображение gleif.org

Раньше определение юридических лиц на мировом уровне было непростой задачей и требовало значительных затрат времени и ресурсов. Участники рынка должны быть уверены, что взаимодействие с компанией N будет безопасным. Однако связь бизнесов может быть неочевидной, а подчинение компаний крайне запутанным.

Чтобы сделать международный рынок прозрачнее, страны «Большой двадцатки» (G20) инициировали внедрение LEI кода. Он действует обособленно и не заменяет региональные идентификаторы вроде российского ИНН.

По итогам второго квартала 2020 года общее количество организаций, получивших LEI код, превысило 1,6 млн.

LEI код нужен компаниям и фондам, участвующим в финансовых операциях. Международный код применяется на финансовых рынках США и Европы и, в частности, на рынках по свопам – как для идентификации сторон сделки, так и для предоставления отчетности регуляторам по соответствующим сделкам.

Компании получают уникальный LEI код, изменить его нельзя, однако необходимо ежегодно продлевать. Присвоение LEI компании и последующая верификация – платные услуги. LEI код может быть присвоен аккредитованной локальной организацией. В России это НКО АО НРД (Национальный расчетный депозитарий), чьи услуги обойдутся в 4500 рублей.

Проверка бизнеса по уникальному LEI коду бесплатна. Доступ к базе компаний предоставляет GLEIF – глобальный фонд идентификации юридических лиц. Перечень российских компаний с LEI кодом можно найти в соответствующем разделе Национального расчетного депозитария.

Какая информация скрывается за LEI кодом

Так в чем главная выгода LEI кодов? Все дело в идентификаторе? Нет, не только в нем.

При регистрации компания обязана предоставить справочные данные, они и отображаются в карточке идентификатора. Информация делится на два уровня.

Уровень 1 – кто есть кто. Базовые данные: наименование, адреса регистрации, правовая форма, локация, дата присвоения идентификатора и т. д.

Уровень 2 – кто кем владеет. Информация о взаимозависимости, которая при определенных условиях позволяет идентифицировать прямые и основные материнские компании юридического лица.

Допустим, нас интересует банк ВТБ. Мы ищем его в базе GLIEF, потом ищем вкладку с дочерними компаниями. Находим такой список.

Дочерние предприятия ВТБ, имеющие свои LEI коды. Скриншот gleif.org
Дочерние предприятия ВТБ, имеющие свои LEI коды. Скриншот gleif.org

Если мы посмотрим карточки «младших» бизнесов, там будет упоминание материнской компании.

У дочерних компаний будет указана материнская. Скриншот gleif.org
У дочерних компаний будет указана материнская. Скриншот gleif.org

Данные о материнских компаниях – один из основных интересов, поэтому на них обращают пристальное внимание контролирующие органы, контрагенты и возможные партнеры. Сами GLIEF отчитались о наличии подобных сведений у 91 % компаний, получивших LEI код. Это около 1,46 млн юридических лиц.

Принято считать, что LEI код защищает участников международного рынка. Если бизнес готов раскрыть о себе информацию, значит, он настроен на сотрудничество и работу на перспективу. LEI код также страхует компании от связи со структурами, находящимися под санкциями, ограничениями или замеченными в сомнительных историях.

Кто запрашивает LEI коды

LEI коды нельзя назвать добровольной инициативой. Наличие идентификатора для финансовых операций требует директива Европейского союза «О рынках финансовых инструментов», законодательство США и России.

Скорее всего, банк также потребует от юридического лица LEI код. Он понадобится для подачи информации о сделках с инвестиционными активами надзорной организации. Банк не хочет потерять рейтинг, поэтому не стоит рассчитывать на поблажку с предоставлением кода.

Кейс

Ситуация:

Среди финансовых институтов Европы и США распространена практика проверки публикаций о клиентах и контрагентах. Если один банк отказал в сотрудничестве из-за репутационных и иных рисков, это отразится во внутренней инфраструктуре, которая привязана к LEI коду.

Решение:

Мы вели клиентов с подобными проблемами и знаем, что переубедить комплаенс-контроль очень непросто.

Финансовые институты вправе требовать LEI код в рамках политики KYC или «знай своего клиента» (know your customer). Так банк убеждается в благонадежности клиента или контрагента. Поэтому крупные финансовые институты опасаются работать с анонимными счетами, ведь их нельзя проверить на соответствие «антиотмывочному» законодательству.

LEI код международный код идентификации юридического лица: как получить

Чтобы получить LEI код, компании необходимо обратиться к локальному операционному подразделению GLEIF (Local Operating Unit, LOU). Напомним, в России это Национальный расчетный депозитарий. Российский LOU принимает документы на бумажных носителях.

Для получения идентификатора есть полный перечень правил, мы предоставим краткую версию. Понадобится:

  1. Заявление о присвоении LEI кода.
  2. Заявление о приеме кода LEI на обслуживание.
  3. Документы в соответствии с закрепленным перечнем Национального расчетного депозитария.
  4. Нотариальная копия устава, если у компании есть наименования, не учтенные в реестрах.
  5. Информация о материнских компаниях.

Если потребуется, Национальный расчетный депозитарий запросит дополнительные документы. Вся предоставленная информация проверяется в национальных и международных реестрах. В случае подтасовки данных LEI код не присвоят.

Наш YouTube-канал и Instagram, на которых мы размещаем лайфхаки, пошаговые инструкции и советы по управлению репутацией в интернете. Полезно предпринимателям и медиаперсонам.

33
Начать дискуссию