{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

LEI код – это как id в соцсетях, но для бизнеса

Кому нужен LEI код, как его получить и сколько это стоит.

LEI код (Лей код) нужен бизнесу, участвующему в международных финансовых операциях. По этому идентификатору участники рынка понимают, с кем ведут дела, кто за этой структурой стоит и стоит ли ему доверять.

Расскажем об основных нюансах и о том, какие проблемы могут возникнуть при его получении. Материал подготовлен агентством «Репутация Москва».

LEI код: зачем он нужен

LEI код (Legal Entity Identifier) придумали, чтобы компании по всему миру могли идентифицировать друг друга. В банках у клиентов есть свой id, у телефонных операторов – номер, а для юридических лиц – LEI код. Он включает 20 символов, которые присваиваются согласно стандарту ISO 17442. У каждого сегмента кода есть свое назначение:

Что означают разные блоки идентификатора LEI. Изображение gleif.org

Раньше определение юридических лиц на мировом уровне было непростой задачей и требовало значительных затрат времени и ресурсов. Участники рынка должны быть уверены, что взаимодействие с компанией N будет безопасным. Однако связь бизнесов может быть неочевидной, а подчинение компаний крайне запутанным.

Чтобы сделать международный рынок прозрачнее, страны «Большой двадцатки» (G20) инициировали внедрение LEI кода. Он действует обособленно и не заменяет региональные идентификаторы вроде российского ИНН.

По итогам второго квартала 2020 года общее количество организаций, получивших LEI код, превысило 1,6 млн.

LEI код нужен компаниям и фондам, участвующим в финансовых операциях. Международный код применяется на финансовых рынках США и Европы и, в частности, на рынках по свопам – как для идентификации сторон сделки, так и для предоставления отчетности регуляторам по соответствующим сделкам.

Компании получают уникальный LEI код, изменить его нельзя, однако необходимо ежегодно продлевать. Присвоение LEI компании и последующая верификация – платные услуги. LEI код может быть присвоен аккредитованной локальной организацией. В России это НКО АО НРД (Национальный расчетный депозитарий), чьи услуги обойдутся в 4500 рублей.

Проверка бизнеса по уникальному LEI коду бесплатна. Доступ к базе компаний предоставляет GLEIF – глобальный фонд идентификации юридических лиц. Перечень российских компаний с LEI кодом можно найти в соответствующем разделе Национального расчетного депозитария.

Какая информация скрывается за LEI кодом

Так в чем главная выгода LEI кодов? Все дело в идентификаторе? Нет, не только в нем.

При регистрации компания обязана предоставить справочные данные, они и отображаются в карточке идентификатора. Информация делится на два уровня.

Уровень 1 – кто есть кто. Базовые данные: наименование, адреса регистрации, правовая форма, локация, дата присвоения идентификатора и т. д.

Уровень 2 – кто кем владеет. Информация о взаимозависимости, которая при определенных условиях позволяет идентифицировать прямые и основные материнские компании юридического лица.

Допустим, нас интересует банк ВТБ. Мы ищем его в базе GLIEF, потом ищем вкладку с дочерними компаниями. Находим такой список.

Дочерние предприятия ВТБ, имеющие свои LEI коды. Скриншот gleif.org

Если мы посмотрим карточки «младших» бизнесов, там будет упоминание материнской компании.

У дочерних компаний будет указана материнская. Скриншот gleif.org

Данные о материнских компаниях – один из основных интересов, поэтому на них обращают пристальное внимание контролирующие органы, контрагенты и возможные партнеры. Сами GLIEF отчитались о наличии подобных сведений у 91 % компаний, получивших LEI код. Это около 1,46 млн юридических лиц.

Принято считать, что LEI код защищает участников международного рынка. Если бизнес готов раскрыть о себе информацию, значит, он настроен на сотрудничество и работу на перспективу. LEI код также страхует компании от связи со структурами, находящимися под санкциями, ограничениями или замеченными в сомнительных историях.

Кто запрашивает LEI коды

LEI коды нельзя назвать добровольной инициативой. Наличие идентификатора для финансовых операций требует директива Европейского союза «О рынках финансовых инструментов», законодательство США и России.

Скорее всего, банк также потребует от юридического лица LEI код. Он понадобится для подачи информации о сделках с инвестиционными активами надзорной организации. Банк не хочет потерять рейтинг, поэтому не стоит рассчитывать на поблажку с предоставлением кода.

Кейс

Ситуация:

Среди финансовых институтов Европы и США распространена практика проверки публикаций о клиентах и контрагентах. Если один банк отказал в сотрудничестве из-за репутационных и иных рисков, это отразится во внутренней инфраструктуре, которая привязана к LEI коду.

Решение:

Мы вели клиентов с подобными проблемами и знаем, что переубедить комплаенс-контроль очень непросто.

Финансовые институты вправе требовать LEI код в рамках политики KYC или «знай своего клиента» (know your customer). Так банк убеждается в благонадежности клиента или контрагента. Поэтому крупные финансовые институты опасаются работать с анонимными счетами, ведь их нельзя проверить на соответствие «антиотмывочному» законодательству.

LEI код международный код идентификации юридического лица: как получить

Чтобы получить LEI код, компании необходимо обратиться к локальному операционному подразделению GLEIF (Local Operating Unit, LOU). Напомним, в России это Национальный расчетный депозитарий. Российский LOU принимает документы на бумажных носителях.

Для получения идентификатора есть полный перечень правил, мы предоставим краткую версию. Понадобится:

  1. Заявление о присвоении LEI кода.
  2. Заявление о приеме кода LEI на обслуживание.
  3. Документы в соответствии с закрепленным перечнем Национального расчетного депозитария.
  4. Нотариальная копия устава, если у компании есть наименования, не учтенные в реестрах.
  5. Информация о материнских компаниях.

Если потребуется, Национальный расчетный депозитарий запросит дополнительные документы. Вся предоставленная информация проверяется в национальных и международных реестрах. В случае подтасовки данных LEI код не присвоят.

Наш YouTube-канал и Instagram, на которых мы размещаем лайфхаки, пошаговые инструкции и советы по управлению репутацией в интернете. Полезно предпринимателям и медиаперсонам.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда