Мировой энергетический кризис только начинается, а на его устранение уйдут годы

Нефтегазовый сектор, вырос с начала года на 28%, это при падении индекса S&P 500 на 18%. Ниже основные тезисы из исследования компании Goehring & Rozencwajg которые специализируются на инвестициях в природные ресурсы. С моими небольшими комментариями и вставками. В целом не со всеми моментами согласен, но информация к размышлению полезная

Мировой энергетический кризис только начинается, а на его устранение уйдут годы

Многие политики сейчас продвигают идею, что текущий энергетический кризис - это результат конфликта РФ и Украины. Отчасти с этим можно согласиться. Но данный конфликт в краткосрочной перспективе просто усугубил и так имеющиеся проблемы с нехваткой энергии, которые накапливались в течение многих лет и которые будет не так просто устранить.

Основная проблема заключается в том, что сейчас у мирового сообщества заканчиваются резервные мощности по добычи нефти

Акции, связанные с нефтегазовым сектором, показывают себя значительно лучше рынка последние два года, но тем не менее интерес к ним остаётся крайне низким (если оценивать по мультипликаторам). Многие крупные инвест фонды в принципе не инвестирую в компании связанные с ископаемым топливом

Если предположить, что сейчас действительно заканчиваются доступные мощности, которые относительно легко можно ввести работу и увеличить добычу, то должно быть крупное высвобождение нефти из стратегических резервов для балансирования спроса и предложения.

31 Марта 2022 Байден объявил, что высвободит стратегических резервов рекордный объём в 180 млн баррелей за 6 месяцев (т.е. 1 млн баррелей в сутки). Некоторые другие страны тоже пообещали выпустить на рынок ещё 1 млн баррелей в сутки в течение как минимум двух месяцев.

Цена на нефть. Источник: Tradingview
Цена на нефть. Источник: Tradingview

Но как видно на графике. Высвобождение нефти из стратегических резервов не помогли существенно снизить цены на нефть. А на сегодняшний день подобная акция является крупнейшим скоординированным выпуском нефти из стратегических резервов стран. Т.е. рынок легко переварил дополнительный объём, это показывает, что рынок физической нефти сейчас в исключительном напряжении

Нет сомнений, что конфликт на Украине усугубляет ситуацию, но цены уже росли и до начала спецоперации. Рекордный дефицит, который сейчас испытывает рынок, является результатом десятилетия хронического недофинансирования в сочетании с неуклонно высоким спросом.

К сожалению, для того, чтобы обратить вспять эти факторы, потребуются годы — простое и быстрое решение энергетического кризиса практически невозможно.

Почему так получилось?

Нефтяная промышленность циклична: высокие цены приводят к высокой прибыли, которая привлекает инвестиции, инвестиции увеличивают производство, что приводит к перепроизводству, цены падают, генерируя убытки для инвесторов, тем самым выталкивая капитал из отрасли, из-за меньших инвестиций возникает нехватка предложения и цены снова растут и дальше цикл повторяется

Но в последний цикл, что-то сломалось.

С 2010 по 2014 нефть стоила в среднем $100 за баррель, и инвестиции шли в отрасль разведки и добычи, в том числе шла разработка зарождающихся месторождений сланцевой нефти в США.

С 2010 по 2019 сланцевая добыча выросла с 0 до более чем 9 млн баррелей в сутки (примерно столько добывает вся РФ). Всего бы этого не было без инвестиций в технологию добычи.

В конце 2014, из-за превышения предложения над спросом и из сектора начался отток капитала. Капитальные затраты на нефть и газ упали более чем на 60% в период с 2010 по 2020. Инвестиции в сланцевую добычу в США упали более чем на 70%. За весь период совокупное снижение капитальных затрат по сравнению с трендом составило более $1 трлн.

В тот же период умами политиков (и не только) овладевает зелёная повестка. И большая часть капитала, которая раньше была бы направлена в нефтегазовый стала направляться в сектор ВИЭ. Обязательства, которые накладывала ESG, принятые за последние несколько лет, не позволяли капиталу вернуться в нефтегазовую отрасль, что значительно усугубило производственные проблемы.

Можно предположить, что пока нефть и газ на максимумах за долгие годы в нефтегазовые проекты деньги льются рекой, но нет, это не так. Капитальные затраты на разведку и добычу по-прежнему ниже на 50% по сравнению с о своими пиковым значениями

Нефтегазовые компании открыто заявляют, что предпочитают возвращать сверхдоходы инвесторам, за счёт дивидендов и BuyBack, а не увеличивать добычу.

В целом это всё выглядит забавно, в прошлом коду на ковёр в Конгресс вызывали управляющих крупнейших компаний и критиковали, что они делают так мало для сокращения добычи ископаемого топлива. В этом году опять на ковёр, но уже спрашивают, почему они не хотят добывать больше. Но многолетняя работа против ископаемого топлива не может быть устранена в одночасье.

Ещё одна серьезная проблема, что ископаемое топливо конечно. Как правило разработка нового месторождения сначала набирает обороты по добыче, потом идёт плато и, в итоге, снижается до нуля

Учитывая, что сланцевые бассейны США обеспечивали почти 90% всего роста, не входящего в ОПЕК+, в период с 2010 по 2019 интересно в первую очередь посмотреть, что происходит с добычей в крупнейших сланцевых бассейнах, так называемой «Большой тройки»: округ Карнс в Игл-Форд, округ Маунтрейл в Баккене и округ Мидленд в Перми.

По нашим оценкам месторождение Карнс освоено уже на 85%, Маунтрейл на 70%. У обоих добыча достигла пика еще в 2015. И несмотря на значительный рост цен на нефть с 2016 по 2018, а также сейчас, ни округа Карнес, ни округ Маунтрейл не смогли увеличить добычу

Добыча в крупнейших месторождениях уже давно вышла на плато. Источник: gorozen.com
Добыча в крупнейших месторождениях уже давно вышла на плато. Источник: gorozen.com

В Мидленд разработано более 60%. Несмотря на то, что производство в Мидленде всё ещё растёт, модели полагают, что вскоре он выйдет на плато.

В целом продуктивность сланцевых бассейнов «Большой тройки» снизилась на 6% по сравнению с 2019, а добыча остается на 550 000 баррелей в сутки ниже пикового уровня.

Не только США, что с ОПЕК+?

Байден попросил ОПЕК+ (во главе с Саудовской Аравией) добывать больше нефти в ноябре 2021 и ещё раз в феврале 2022, но обе просьбы были проигнорированы. Над этим много смеялись, особенно в РФ. Но возможно причина в том, что они хотели бы, но просто не смогли

По состоянию на март 2022 почти каждая страна ОПЕК+ производила меньше своей квоты, такого раньше не было. Есть конспирологическое объяснение, что ОПЕК+ помогает РФ. Но, во-первых добычу не смогли нарастить и до начала спец операции, а во-вторых, ещё совсем недавно (в марте 2020) Россия и Саудовская Аравия вели откровенную ценовую войну в рамках ОПЕК+.

Логичная причина в том, что ОПЕК+ в целом (и Саудовская Аравия в частности) не могут быстро увеличить добычу — это ещё один признак того, что у нас сейчас заканчиваются резервные мощности во всём мире.

Подводя Итог

Нынешний энергетический кризис не разрешится до тех пор, пока инвестиции не польются рекой в отрасль. Пока этого не происходит.

Да, сейчас бюджеты на разведку и добычу выросли на 25%, но, во-первых это по сравнению с минимумами 2021, а во вторых, часть роста легко объясняется рекордной инфляцией. Интерес инвесторов к энергетическому сектору остается крайне низким.

Хотя есть такие исключения, к примеру Уоррен Баффет, который активно наращивает долю в Occidental Petroleum $OXY

Сильный спрос, снижение добычи, рекордно низкие запасы, отсутствие свободных мощностей по добыче — все эти факторы будут способствовать росту цен на нефть

Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией советом или идей купить или продать конкретные акции или другие финансовые инструменты

Я частный инвестор, автор телеграмм канала и подкаста «Заработаем» о вложении на фондовом рынке.

Результаты можно посмотреть в моём публичном Портфеле

Основная задача создать стабильный пассивный дивидендный доход. Инвестирую в долгосрок по паре сделок в месяц

55 показов
349349 открытий
2 комментария

Все логично, для поддержания бизнеса требуется его раздувание. До определённого момента за счёт продажи товаров, потом за счёт финансовых инструментов, потом за счёт всякой другой хрени.

Но автор противоречит сам себе. Резервные мощности заканчиваются, но добывают меньше, хотя надо добывать больше.

ESG развивают за счёт нефтедолларов, в том числе те, за которые продают нефть, и те, которые компании получают при продаже продуктов, потребляющие нефть и нефтепроизводные (бензин).

И энергетического кризиса нет, все готовы поставить столько, сколько надо. Но это обрушит резко цену. Поэтому и придерживают производство и добычу.

Ответить