{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Что делать с деньгами в России в условиях текущей неопределенности

Никто не может дать вам рецепт, который гарантированно позволит сохранить свой капитал с учетом происходящих событий. Но можно, по крайней мере, обсудить важные принципы, которые стоит держать в голове при принятии финансовых решений.

Очереди на границах как бы намекают, что многие россияне сейчас инвестируют средства в релокацию

Этот текст я написал 12 сентября для журнала Reminder, который планировал выпустить его в середине октября. Но к этому времени, возможно, всё еще десять раз с ног на голову поменяется – так что я решил выложить заметку прямо сейчас без особых изменений (только картинок актуальных добавил, и в нескольких местах вставил новые мысли с пометкой UPD).

Многим российским инвесторам пришлось вынужденно и довольно сильно поменять свои представления об инвестициях после февраля 2022 года. Какие-то их активы резко рухнули вниз, какие-то — бессрочно заморозились; ну а немалая часть этих активов — дак вообще умудрились совместить и то, и другое.

Я очень не люблю жанр «раздача советов о том, куда вкладывать деньги» — вместо этого хотел бы поделиться несколькими общими соображениями, которые, на мой взгляд, было бы не лишним держать в голове в сложившейся ситуации.

1. Подушка безопасности важнее инвестиций

Мы сейчас живем в учебнике истории: непосредственно вокруг нас происходят события, которые потом будут изучаться школьниками. Каждый месяц происходят события, которые еще совсем недавно мало кто считал реалистичными и принимал в расчет при принятии решений.

Любое детальное долгосрочное планирование в текущей ситуации выглядит — ну, немножко странно, как минимум. Вы себе можете напланировать всё, что угодно — а через неделю окажется, что у вас больше нет привычной работы, а вам самим, к примеру, необходимо срочно переехать в другой город (или даже страну).

Поэтому лично я особое внимание уделил бы созданию так называемой финансовой подушки безопасности. Не стоит даже размышлять о каких-либо долгосрочных инвестициях, если у вас под рукой нет резервного капитала, который может покрыть все ваши расходы в условиях внезапного исчезновения доходов как минимум на 6 месяцев (а еще лучше — на все 12).

(UPD: Как показала практика, отдельной наволочкой в финансовую подушку стоит включить расходы на экстренный выезд из страны по взвинченным ценам.)

Финансовая грамотность здорового человека

Хорошо, если такая подушка сформирована сразу из нескольких видов активов, каждый из которых обладает высокой ликвидностью (то есть, может быть использован для текущих расходов легко и быстро): например, здесь речь может идти о краткосрочных рублевых депозитах в крупных надежных банках, наличной валюте (в пределах лимита провоза за границу — 10 тыс. долларов на человека), стейблкоинах (криптовалюте, привязанной к доллару).

2. Ваши личные обстоятельства и планы особенно критичны для принятия финансовых решений

Для того, чтобы понять, что вам разумно делать со своими финансами — важно определиться, что вы планируете делать со своей жизнью.

Если вы допускаете с немалой долей вероятности, что в обозримом будущем вы можете пойти по пути эмиграции — то для вас будут актуальны такие варианты текущего размещения капитала, которые позволят при необходимости переместить его через границу даже в том случае, если в РФ будут введены максимально жесткие валютные ограничения. Здесь речь может идти о счете у иностранного брокера (резидентам РФ сейчас открывает счета практически один только Interactive Brokers), а также о, например, криптовалюте.

Если же вы планируете оставаться в России при любом развитии событий — то для вас, наоборот, все эти попытки иностранной диверсификации могут выйти боком. Ведь тот же самый брокер IB в каком-нибудь жестком варианте развития событий вполне может заблокировать активы всех своих клиентов с резидентством РФ «до лучших времен» — и с получением доступа к ним изнутри страны у вас может не заладиться. Так что таким людям больше подойдут варианты размещения капитала сугубо внутри страны.

(UPD: При определении того, к какой категории людей вы ближе, я бы посоветовал не впадать в крайности и хотя бы теоретически допускать любой из вариантов развития событий. Даже самому ярому патриоту может понадобиться уехать, а самый резвый эмигрант может в итоге снова обнаружить себя в России.)

Думая о своих планах на жизнь и взглядах на мир – имейте в виду, что они могут достаточно быстро поменяться с учетом внешних обстоятельств

3. Инфраструктурные риски важнее доходности

Через несколько лет инвестблогеры будут обсуждать и хвастаться на все лады, какое в 2022 году было уникальное время для вложения в самые выгодные активы, которые позволили «сделать иксы». К сожалению, что конкретно попадет в этот список, мы узнаем только пост-фактум — российские акции, крипта, ну или, может быть, покупка зарубежных акций «на пике укрепления рубля».

Текущим же инвесторам я бы посоветовал думать чуть меньше о том, как бы заработать уникальную доходность, и чуть больше — про то, как не попасть в ловушку каких-нибудь инфраструктурных рисков. Это значит — инвестировать в российские активы через сугубо российскую цепочку владения, а в зарубежные активы — наоборот, по возможности избегая российских брокеров и инструментов (в том числе, речь здесь идет и о всяких вариантах вроде покупки иностранных акций на СПБ Бирже).

Помните, что все самые неприятные заморозки и блокировки активов произошли в этом году именно на стыке российских и западных юрисдикций — и иностранцы потеряли доступ к российским активам, и россияне не могут ничего сделать с существенной частью иностранных активов, купленных через Мосбиржу/СПБ Биржу (даже если они «иностранные» в кавычках, вроде фондов FinEx с отечественными корнями).

(UPD: За новым витком эскалации геополитической напряженности неизбежно последуют ответные санкции. В данном случае неплохо бы вспомнить о том, что последние несколько месяц Центробанк пытался всеми доступными ему способами намекнуть розничным инвесторам о наличии определенных рисков, связанных с номинированными в долларах и евро активами в банковской/брокерской системе РФ.)

4. Снижение сожаления в худших сценариях важнее оптимизации под наиболее вероятный сценарий

Я бы предложил не думать о том, какой вариант развития экономической и геополитической ситуации кажется вам наиболее вероятным, а потом пытаться выбрать наилучшее решение для этого сценария. Мы все уже один раз прикидывали в начале года — но реальность несколько превзошла наши ожидания.

Вместо этого я бы держал в голове в качестве ориентира какой-нибудь максимально пессимистичный сценарий (даже если вы считаете его маловероятным) и оптимизировал бы решения под него. На мой взгляд, если вы «недополучите доходность» в каком-нибудь нормальном сценарии, то это не так страшно, как обнаружить себя в «маловероятном пессимистическом» сценарии без средств к существованию — в тот момент, когда они как раз (в буквальном смысле) жизненно необходимы.

(UPD: Ошибка, когда вы срочно уезжаете, а пост-фактум выясняется, что этого можно было и не делать, – гораздо менее неприятна, чем та ошибка, когда вы «не поддались панике» и не уехали, а теперь приходится учиться, как правильно наматывать портянки.)

5. Диверсификация по-прежнему работает

В условиях резко возросшей неопределенности бесполезно пытаться принять единственное «наилучшее» решение. Угадать его можно. А вот уверенно выбрать с высокой степенью надежности — нет.

Так что не пытайтесь выбрать «самый лучший» вариант размещения капитала и бухнуть туда все деньги — лучше всё же разложите их на несколько разных кучек с разными рисками. Наивысшую доходность на вложенные средства вы таким образом точно не получите, но зато и вероятность потерять всё одновременно будет сильно ниже.

Окружающую действительность сейчас можно емко описать малоцензурным шестибуквенным словом – а полное отсутствие доступных денег, к сожалению, еще больше снизит ваши возможности принимать разумные решения

В продолжение темы: свои мысли по поводу принятия решений в условиях текущей неопределенности я написал вот здесь, также рекомендую большой мета-пост от дружественного сообщества с полезной информацией на тему «частичной мобилизации» и отъезда из РФ.

Если статья показалась вам интересной, то буду благодарен за подписку на мой ТГ-канал RationalAnswer, где я пытаюсь найти разумные подходы к личным финансам и инвестициям.

0
373 комментария
Написать комментарий...
Abnatop Sky
Многим российским инвесторам пришлось вынужденно и довольно сильно поменять свои представления об инвестициях после февраля 2022 года.

.
Жить в стране, которая:
- ПОЛНОСТЬЮ СПИЗДИЛА ДЕНЬГИ у населения в 1991м,
- за последние 24 года испытала три (ТРИ, КАРЛ!!!) полномасштабных экономических кризиса,
- на полной скорости летит в четвЁртый

и при этом "рассуждать об инвестициях" - это ВЕРШИНА ИДИОТИЗМА.
.
В этой стране нужно ВСЕГДА ИМЕТЬ ТРИ ВЕЩИ:
- валютную налиность.
- рублёвые долги.
- гладкоствольное оружие.

Ответить
Развернуть ветку
Проходивший мимо

- загранпаспорт
- билет в другую страну

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
Максим Петров

Как же плохо в России… нигде в мире кризисов больше не было, вот они умные, не то что у нас.
Мировой кризис сейчас думаю можно переименовать в четвертый российский кризис

Ответить
Развернуть ветку
31 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Илья Фирсов

а что делать с валютной наличностью, когда курс рисуют например 50?

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Андрей К.

Странно, что вы еще не уехали, за 24 года.

Ответить
Развернуть ветку
Ицтерские Данелянды

В 1992-м

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Денис Николаев

Подход интересный, но, к сожалению, актуальный на нынешние времена . . .

Ответить
Развернуть ветку
Yury Y

СССР ещё в 61г на сколько помню за неделю провёл девальвацию 1 к 10-и :) кто не успел поменять купюры, тот сам виноват.
а в 91 непосредственно никто не крал, эти вклады в принципе не собирались отдавать, никогда и нигде не учитывали их как долги

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ваша совесть

В зависимости от количества денег сейчас есть всего два варианта разумной инвестиции - покупка ВНЖ/паспорта или проездного билета за границу.
Чем раньше вы это поймете, тем больший процент вы получите от этой инвестиции на большом горизонте. И это, к сожалению, не шутка.

Ответить
Развернуть ветку
AKA

О да, в 2016 размышлял что лучше купить дом в Таиланде и чилить там на сравнительно небольшой но достаточный доход для комфортного проживания или ехать в штаты пробиваться с низов, вкладывать свое время и деньги в проект под названием «американское гражданство». Гражданство все еще далеко, но уже нет сомнений в получении, зато по финансовой стороне не плохо продвинулся, а независимость от страны исхода это самое главное.

Ответить
Развернуть ветку
36 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
melkiyPadonok

"покупка ВНЖ/паспорта"
Хорошая шутка , у вас вижу 90е и не проходили

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Александр Полозов

А я, как неквалифицированный инвестор, решил купить акций магнита MGNT на все мои ... рублей.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Иванов

Я решил просто их все проебать. Нет денег - нет дополнительных переживаний.

Ответить
Развернуть ветку
Бинарный Ёж

"Проеби деньги раньше, чем их проебёт Путин".

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Banyanya

Да, после всех заморозок и падения фонды просто тратить деньги было особым сортом удовольствия, никогда не испытывала такого утешения от покупок чего-то реального.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Виктор Д.

Суть идеи отличная, но нужно немного доработать))

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Живу по такому же принципу. Вот лес закупил, вату. :) Деньги кончились.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
mr. Tyrazz

и возможностей свалить ...

Ответить
Развернуть ветку
Павел Блахин

нет денег, нет проблем?)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Денис Николаев

Интересный подход ) . . .

Ответить
Развернуть ветку
Michael Pupkin
Ответить
Развернуть ветку
Иван Егоров

а какая была сумма и как распорядились?

Ответить
Развернуть ветку
A.Sar

Плять я не пойму, почему все должны валить и страдать, а дядя Вова со своими друзьями оставаться в тепле ?:) Пусть лучше они думают, куда бы им съебаться, чтобы их не поймали! Операция «Ы» и приключения Жулика :)

Ответить
Развернуть ветку
Александр А.

Моделировали уже в Белоруссии, где народ-то оказался в целом неравнодушнее и сплоченнее среднерусского.

И чем дело кончилось - невооруженные неорганизованные люди вчистую проигрывают вооруженными бандам под крышей царя-батюшки. А поскольку проигрыш царя означает большие потрясения для силовиков, они ой как за него держатся.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Российский Крым

Дяде Вове (что российскому, что украинскому) с друзьями завидовать я бы не стал, сейчас они понимают что не останутся в живых при проигрыше. Поэтому играют до конца.

Ответить
Развернуть ветку
russianvoodoo
Ответить
Развернуть ветку
Alex

Иди на центральную площадь пиздюлей получать.

Ответить
Развернуть ветку
Кузьмич

Давай вперед на баррикады

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ivan Boldyrev

Эта банка с пауками — это точно тепло?

Ответить
Развернуть ветку
Слегка Придурковатый

Ты, кстати, сам-то лыжи сделал уже?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Комаровский
Автор

Больше года уже живу на Кипре.

Ответить
Развернуть ветку
29 комментариев
буква Ю

Из бумаги

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Московский

Вот удивляет… столько не довольных, а сидят в России на диванах🙄 Покиньте Россию, езжайте туда, где лучше. А мы сами разберёмся что делать. Надо почистить Россию, легче дышать будет)

Ответить
Развернуть ветку
Black7
Ответить
Развернуть ветку
Artem Suhenko

Кому вам? Тем кто верит 23 год подряд сказкам из телевизора и относится с пониманием к тому, что творит власть? Вы с элементарной логикой не можете справиться, что уж говорить о более глобальных вещах.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Вербицкий
Ответить
Развернуть ветку
Ivan Boldyrev
А мы сами разберёмся что делать.

Разбиралку не надорвёшь?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Зайцев

Может ты уедешь из России и мы тут сами разберёмся без таких как вы?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Игорь Пронин

ок, разбирайся, удачи

Ответить
Развернуть ветку
снусмумрик

Откладывала деньги на обучение в другой стране в евро. Не космические деньги, но для меня нормальная сумма. Учиться уже вряд ли поеду. Деньги обесценились в полтора раза. Не знаю, если честно, что с ними делать - я в тупике. Не хочу обратно в рубли переводить с такой сильной потерей. И ждать, что будет дальше, тоже стрёмно.

Ответить
Развернуть ветку
Васисуалий Лоханкин

Евро "обесценились" только внутри страны к рублю.
Если придется уезжать -за границей очень пригодятся.
В рубли менять не нужно, если только нечего есть.
( если конечно речь про наличку, а не цифры на счету)

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Артурас Лапинскас

Это по курсу нашего, а вы посмотрите курс евро-рубли европейского центробанка.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Владимир Кича

Вот такие данные выдает сервис, который отслеживает цены:
Еда в дешевом ресторане:
Москва 2010 - 380р
Москва 2022 - 760р
Дюссельдорф 2010 - 10.5 EUR
Дюссельдорф 2022 - 11 EUR

И если сравнить остальные цены, то в Москве почти все х2 (хотя я бы сказал х3), а в Дюссельдорфе +10 — +30%. Только аренда сильно выросла, как и зп.

https://www.numbeo.com/cost-of-living/historical-data?itemId=101&itemId=100&itemId=228&itemId=224&itemId=60&itemId=66&itemId=64&itemId=62&itemId=110&itemId=118&itemId=121&itemId=14&itemId=19&itemId=17&itemId=15&itemId=11&itemId=16&itemId=113&itemId=9&itemId=12&itemId=8&itemId=119&itemId=111&itemId=112&itemId=115&itemId=116&itemId=13&itemId=27&itemId=26&itemId=29&itemId=28&itemId=114&itemId=6&itemId=4&itemId=5&itemId=3&itemId=2&itemId=1&itemId=7&itemId=105&itemId=106&itemId=44&itemId=40&itemId=42&itemId=24&itemId=20&itemId=18&itemId=109&itemId=108&itemId=107&itemId=206&itemId=25&itemId=32&itemId=30&itemId=33&city_id=6115&name_city_id=Moscow%2C+Russia¤cy=RUB

https://www.numbeo.com/cost-of-living/historical-data?itemId=101&itemId=100&itemId=228&itemId=224&itemId=60&itemId=66&itemId=64&itemId=62&itemId=110&itemId=118&itemId=121&itemId=14&itemId=19&itemId=17&itemId=15&itemId=11&itemId=16&itemId=113&itemId=9&itemId=12&itemId=8&itemId=119&itemId=111&itemId=112&itemId=115&itemId=116&itemId=13&itemId=27&itemId=26&itemId=29&itemId=28&itemId=114&itemId=6&itemId=4&itemId=5&itemId=3&itemId=2&itemId=1&itemId=7&itemId=105&itemId=106&itemId=44&itemId=40&itemId=42&itemId=24&itemId=20&itemId=18&itemId=109&itemId=108&itemId=107&itemId=206&itemId=25&itemId=32&itemId=30&itemId=33&city_id=8063&name_city_id=Dusseldorf%2C+Germany¤cy=EUR

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Кочубеев

Ребята вы когда "поуехаете"... может совесть хоть там проснется не злорадствовать и не печатать как все у нас будет плохо. Живите там не только физически но и духовно!

Ответить
Развернуть ветку
BblCMOPK HACMOPKA

о, я так понял - оставшиеся учат как уехавшим там жить?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Московский

Что бы не происходило, какой бы кризис не был, даже в военное время, еда всегда продаётся. Я не разу не жалею, что уже 20 лет работаю с едой. Все кризисы проходил более менее гладко. В крайних случаях выходу по найму и помогаю готовить.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Российский Крым

С едой согласен, а какие перспективы у кондитерки? Это не самое необходимое

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Денис Николаев

Людям всегда есть хочется.
Это жизненно необходимо.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Егоров

в романе «Бабий Яр» Анатолия Кузнецова есть интересная глава «Как из лошади делается колбаса»

очень познавательно

интересно, как сложилась судьба Дегтярева?

p.s. на всякой случай подчеркну что к вам это не имеет никакого отношения просто вспомнилось кстати или некстати даже не знаю

p.p.s. коллекционирую воспоминания людей о похождениях золотых монет в тяжелые годы чудесные

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Московский

И деньги надо вкладывать в России. Люди к сожалению не хотят изучать историю, всё это уже было, всё проходили. Всё циклично.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Николаев

Ненадёжно - нет доверия государству.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Bro.777

В этом ты прав чел. На счёт цикличности. В России людей циклично имеют, сначала совок с облигациями и девальвациями, сейчас те же самые вставания с колен, немного потерпеть», и тп. Но вы не отчаивайтесь, это всего лишь часть цикла

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
ECN.Broker

Всегда нужно диферсифицировать. Всегда.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Егоров

в царские червонцы?

Ответить
Развернуть ветку
Светлана

Всех обнулят, фальшивым БлэкАутом Шваб с понедельниками обнулят счета во всем мире.

Ответить
Развернуть ветку
Васисуалий Лоханкин

Почему бросили принимать нейролептики?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Василий Дейков

В какой понедельник?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Игорь Токарев

Ага, друг пишет, что на границе с Казахстаном сейчас очередь на 20 км из машин. И можно сесть в машину стоящую поближе к границе, заплатив 50-70 тыс рублей, чтобы быстрее попасть к пограничному переходу и не ждать всю очередь. Вот и неожиданные экстренные расходы.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Иванов

В Казахстане можно пешком пройти границу. Проходят за пару часов. А вот до приграничных городов с Казахстаном добраться проблема - билетов либо нет, либо стоят по 40 тысяч рублей на ближайшие дни.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Brawl Stars

https://www.google.com/maps/d/u/0/viewer?mid=12W4t67ecdsLRhQIF6dusBiD6Tc0Y0Ds&ll=3.81666561775622e-14%2C0&z=2 по ссылке все КПП с близлежащими аэропортами, при нажатии на значок КПП - время стояния в очереди в актуальном режиме.
Насчёт актуального режима перебор,конечно. Вчера по Николаевке весь день висела цифра 4 часа пробка, по факту знакомый за 14,5 ч прошел оба КПП. И в Николаевке почти не было пешей очереди, за кпп таксистов нет, но можно попроситься к людям на машинах за деньги.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Павел Комаровский
Автор

Клиент и так всё понимает, можно ему не объяснять. Но, вероятно, заплатить полагающиеся по закону неустойки придется. Вот это как раз можно обсудить с ним.

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Константин Полухтин

сйобывай и выживай

Ответить
Развернуть ветку
Павел Блахин

мне кажется, сейчас многие могут войти в положение, тк ситуация всем ясна

Ответить
Развернуть ветку
Российский Крым

В банках появились слитки золота по превосходному курсу.

Ответить
Развернуть ветку
Drayden Fassa

Насколько превосходному? Хочется больше инфы, искать долго, а тут умный человек делится инфой - грех не спросить...

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
ECN.Broker
Ответить
Развернуть ветку
Фиксатор Дверной

У большинства простых людей денег просто нет и беспокоится не о чем

Ответить
Развернуть ветку
under construction

ничего не поменялось. переходить в валюту.
особенно учитывая, что нал. можно купить дешевле 70
если есть не необходимая для текущей деятельности недвижимость ее тоже при таких раскладах курс/цена перевести в деньги.

Евро бы я не покупал. Доллар или другие крепкие валюты. CHF, HKD, AUD и тд

если цена на золото уйдет ниже 1200 можно и в него вложиться

Ответить
Развернуть ветку
Valerian Valkin

Судя по динамике курса AUD не очень «крепкая» валюта. У нас клиенты из Австралии проекты начинать отказываются тк боятся, что курс улетит еще и проект выйдет в х раз дороже, ждут пока стабилизируется.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Михаил Попов

Народ уже накупил долларов по 120 рублей.
Где гарантия что курс не станет 30 рублей от текущих ?
Если живёшь в РФ эти токсичные валюты не нужны, могу превратиться в бублик.
Через границу больше 10к нала так же будет проблема перевести.
Юань, Тенге надёжнее в этой ситуации

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Денис Николаев

Сейчас доллар дешевле 80 рублей не купить

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Вадим Моржик

Странно, что не рассмотрены пессимистичные варианты другого плана. Статья сразу теряет 90% смысла.
Уже сломаны сп1, сп2. Может сломаться укротруба и Южный поток. Поэтому никакой Европы перед зимой. Просто сразу забыть. Казахстан с собственными ресурсами ещё можно.

Ответить
Развернуть ветку
George Mertsalov

То есть в Москве оставаться не вариант?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Себастиан Перейра

Ну шо там, европка таки замерзла?

Ответить
Развернуть ветку
Titan

Турецкая недвижимость даёт и паспорт гражданина и одновременно около 20 процентов годовых в валюте:))).

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin

А ничего что в Турции инфляция под 200% ?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Милан Агмиоли

Та ВНЖ дают при наличии недвижимости в Турции, а не гражданство.
И то каждый год ВНЖ надо было продлять.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Razor

Паспорт через восемь лет проживания там

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Денис Николаев

Тоже неплохо

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Таня

Вы лучше обсудите, как подготовиться к ядерной войне. Деньги - кратковременная проблема. Или забить на яо? Но тогда лучше обсудить, как лучше потратить сбережения?
Эта вся ситуация напоминает фильм Не смотри вверх. Вопрос только, на какой минуте фильма мы находимся

Ответить
Развернуть ветку
BblCMOPK HACMOPKA

на титрах

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Сергей Коновалов

Переезжаю по возможности в крупный город, там сразу накроет %(

Ответить
Развернуть ветку
Светлана

Тратьте, скоро всех оставят без денег.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Попов

Брать кредиты и гулять на всю. Один раз живём. В скоре возможно уже не получится.

Ответить
Развернуть ветку
Semper Fi

Рано, ключевая ставка ЦБ еще слишком высока, ждем, пока Эльвира опустит

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Михаил Петров

https://youtube.com/shorts/7Bi5Oeqqtbs?feature=share

оставлю здесь на подумать

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Спиридонов

...тратить. А вот на что тратить и будет темой для дискуссии:

Оружие, патроны, консервы, землю, золото, что-то для бункера

Ответить
Развернуть ветку
Егор Вохомский

Обожаю комментарии под постами, связанными с политикой ❤️

Ответить
Развернуть ветку
Кот.Финанс

Сбережения можно припарковать в краткосрочных облигациях, а так да - подушка важнее дохода

https://vc.ru/509096

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Попов

Во время военного положения выплаты по облигациям не прекращаются?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Денис Савельев

Я тоже за диверсификацию! Покупать надо не только макароны, но еще тушенку, шоколад, валенки и патроны! Чем больше склад, тем лучше ты диверсифицирован!

Ответить
Развернуть ветку
Иван Егоров

шутки шутками, а читал историю про семью которая перед блокадой в Ленинграде купила мешок сахара и выжила

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
spaceinvader

- IB не единственный иностранный брокер.
- US бумаги которые сейчас заблокированы можно перевести другому брокеру НЕ российскому и спокойно продать.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Noskov

Последний пункт про диверсификацию как-то тоже не работает. Инвестировал в амерские акции, китайские акции, российские акции, в фонды, в золото, в серебро, в доллар, в евро, в юань, в гонг-конгский доллар, в биткойн, в эфир - падает тупо ВСЁ ВМЕСТЕ, кроме рублевых депозитов и облиг (а это как раз подушка), за последние 7 месяцев.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Petrov

Консервы берите.
Консервы дорожают.

Ответить
Развернуть ветку
Эмиль

Моя стратегия: если у вас нет денег, то вам не страшен никакой кризис. Пользуйтесь :)

Ответить
Развернуть ветку
Эд Ветров

Размышления действительно сложные,большенство думает,что денег на переезд нет(как и я например),но с другой стороны понимаю,что есть квартира +-5-6.5млн в зависимости от срочности продажи.С одной стороны продавать единственное жилье очень не хочется,с другой понимаю,что есть вероятность уехать позже,просто бросив его здесь и оказавшись там без денег..Хорошо,когда есть подушка на +-год,чтобы посмотреть на всё это со стороны и спокойно определиться.

Ответить
Развернуть ветку
Кристина

Вопрос, интересный.
Я лично, задумалась про ипотеку со ставкой 0,01% на весь срок на новостройку с комфортным ежемесячным платежом. Даже съездила к застройщику, выбрала объект, получала одобрение от банка. Но, тут встал вопрос на сколько это выгодно? Учитывая, все происходящее, цены будут идти на спад. Так как новостройка подразумевалась для инвестиционных целей. Сравнила с похожими вариантами на вторичном рынке, разница в 2 млн.
Под итогом, размышляю, про 2 варианта:

1. Квартира на этапе котлована, с привлекательной % ставкой и комфортным ЕП.
С наценкой от застройщика + с полной отделкой = 9 млн. (студия)
Риски: не будут ли заморожены стройки, есть ли материалы. Понижение цен из-за спадение спроса. Окупаемость в самом благоприятном случае 10-20 лет, это при расчете, что стоимость квартиры увеличиться на 2 млн. Впереди будет лишь повышение ставки от ЦБ, отмена ставки в 0.01.

2. Квартира на вторичном рынке стоимостью от 5,5 до 7,5 млн. в зависимости от состояния и района. Можно сразу сдать.
Риски: не такая привлекательная ставка, ЕП в 2,5 раза выше первого варианта. Да, можно оплачивать деньгами от аренды + 1/4 своих добавлять, но если форс-мажор с жильцами?! Зависеть на 100% не хотелось бы… Сумма с учетом % банку, выйдет 8 -10 млн.

Кто, что думает?
Буду рада, услышать ваши размышления.

Ответить
Развернуть ветку
Drayden Fassa

На рынке РФ недвижимость это пузырь раздутый на благо тех, кто имеет админресурс. И эта завышенная цена держится только на админресурсе. С учетом естественной убыли платежеспособного и и трудоспособного населения - цена должна упасть, пузырь должен лопнуть.
Но пока есть админресурс - цену смогут держать.
Вопрос - когда лопнет админресурс?
Весь мир хотел бы это знать.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alex

Перестал читать на "выбор между подушкой безопасности и инвестициями".

Ответить
Развернуть ветку
Gin D

Каким образом хранить деньги?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Pavel Osadchuk

что умные дядьки советуют делать с застрявшими в рф бумагами иностранных компаний у брокеров? теми что еще не заблочены конечно

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Скалий

Пропить через покупку инвестиционно-ценных вин, коньяков и вискарика.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

обычнобычно положено сначала всю наличку снять с банковских счетов для этого дела)

Ответить
Развернуть ветку
BblCMOPK HACMOPKA

пардон, промахнулся

Ответить
Развернуть ветку
Artem Borodatyuk

А что случилось?

Ответить
Развернуть ветку
Наталия Я.

Нет денег — нет проблем

Ответить
Развернуть ветку
Иван Егоров

нет денег – есть проблем

Ответить
Развернуть ветку
Ogfrgfkar

таможня == там можно

Ответить
Развернуть ветку
Фиксатор Дверной

Мне вот чисто интересно, многие из тех кто тут сидит, чмтает , пишет. Задали себе вопрос по теме? Куда все таки деть деньги ? Неужели у тех кто тут сидит есть столько денег чтобы воспрошать тут? Стало так хоеново, что денег от получки до получки. И когда читаешь подобные тему как то становится , смешно , но улыбки нет.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Егоров

говорят, 10% от ежемесячного дохода каждый может отложить

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Сергеев

История повторяется ..

Ответить
Развернуть ветку
Nice Man

Если вы бедны, просто разбогатейте. Из такой серии советы)

Ответить
Развернуть ветку
Genio Genio

Хороший вариант придумать формулу обмена замороженных активов наших там, на их активы тут, я бы поменял предположим свои акции твиттер на их акции лукойла

Ответить
Развернуть ветку
Иван Егоров

у кого-то есть опыт как золотые червонцы через границу перевозить?

Ответить
Развернуть ветку
Stan Popovsky

Дай-то бог чтобы самым большим сожалением через несколько лет было бы о неудачно вложенных в 2022 году деньгах. И непонятно какой смысл куда-то уезжать, если только это не какие-нибудь леса Амазонки или не заимка в тайге.

Ответить
Развернуть ветку
виктория

Сергей, полность. согласна! При чем , сам vk.ru не дает ставить лайки(вам , например). Видимо, демократия)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Фёдоров

Тема сисег не раскрыта

Ответить
Развернуть ветку
Dimon

Чел несет ерунду, пытаясь сойти за умного. Подпишитесь лучше на Кречетова, послушайте его годик, глядишь начнете понимать, ну а следом и зарабатывать, в том числе и на кризисе. В этой, великой и прекрасной стране. (И не нужно будет думать о том чтобы дозаложится на экстренный выезд по бешеным ценам:))) Хотя если есть желание работать подсобным рабочим у какого ни будь поляка - то скатертью дорога! Только вы там страну переезда правильно выбирайте, а то вдруг русские разойдутся, и поприсоединяют к себе тех кто рядом:)))

Ответить
Развернуть ветку
Данил
Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Сергей Московский

Сколько ботов, VC пора чистку наводить)

Ответить
Развернуть ветку
370 комментариев
Раскрывать всегда