А у вашей компании есть лишние $2 млн? Вот как не спустить их на логистику

Когда-то этими деньгами распоряжались неэффективные логисты и недобросовестные водители. Делюсь 4 кейсами, как компании нашли финансовые резервы буквально под ногами

Наша компания INFINIUM создает IT-решения в логистике. Добиться экономии более чем на 20% помогают умные алгоритмы на базе искуственного интеллекта. Результатами их внедрения хочу поделиться в этом материале.

Кейс #1 про экономию $2 млн в год

Клиент – крупное предприятие с производством в Минске, автопарком на 120 машин, самостоятельным сбытом и филиалами во всех региональных центрах. Его гендиректор пригласил нас провести аудит и определить, нужна ли предприятию автоматизация труда логистов. И сразу выразил сомнение, что система LOGIMUS может дать результат – компания уже использовала дорогостоящий модуль от SAP.

Аудит проводился по маршрутам Минска и Минской области. Для проверки заказчик выбрал один из малонагруженных дней – в это время логисты допускают ошибки реже.

Идея простая ― если аудиторы обнаружат нерациональное расходование ресурсов даже в спокойный период, работу логистов точно нужно автоматизировать.

За день предприятие задействовало в доставке 44 грузовика, которые развезли продукцию в 945 точек и проехали 5661 километр. Специалисты просматривали список заказов от разных магазинов и упорядочивали их вручную.

Выяснилось, что на одни и те же точки назначались разные машины. Уникальных адресов было 700, а ручное распределение клиента создавало маршруты на 945 точек. Водители нарушали запреты на въезд грузовиков в магазины (4 машины из 44), не соблюдали временные окна (46 из 945 точек), а коэффициент заполнения машин был далек от максимального – в среднем 73%.

Мы предложили свое решение, задействовав 36 грузовиков на пробег 5523 км. Коэффициент заполненности вырос до 94%, а нарушения запретов на въезды к магазинам свелись на нет.

Но это еще не все. Мы отыскали возможность обойтись еще меньшим количеством грузовиков и пройденных километров, т.к. узнали, что на предприятии считались допустимыми небольшие опоздания.

Что мы получили:

  • количество используемых авто снизилось с 44 до 35;
  • общий пробег – с 5665 до 5476 километров;
  • невыполнение запретов – с 9,1% до 2,9%;
  • отклонение от временных окон – с 4,9% до 4,2%;
  • коэффициент заполненности вырос с 73% до 95%.

В результате нашей системе потребовалось на 20,5% меньше грузовиков и на 3,3% меньше километров. Цифра годовой экономии благодаря LOGIMUS – 1 969 782$ за 312 дней.

  • Минус 9 грузовиков – это минус $1368 в сутки.
  • Сокращение общего пробега по региону на 185 км – еще $250 в сутки. Всего удалось выиграть $1618 за 24 часа – и это только по Минску и Минской области в ненагруженное время.
  • В средненагруженный день экономия вырастает в 1,3 раза – $2103,4 в сутки.
  • Доставка за день по всей Беларуси в 3 раза больше, чем доставка по Минскому узлу, т.е. общая экономия по стране – $6310 в сутки.

Кейс #2, в котором минус 15 авто в неделю = минус 720 в год

Компания – одно из крупнейших мясоперерабатывающих предприятий полного цикла в Беларуси. Работает с национальными и локальными сетями, гипермаркетами и традиционной розницей. Продукция доставляется собственным и наемным транспортом по Витебской и Минской областям и Минску.

На одном из распределительных центров предприятия система LOGIMUS от INFINIUM работала в тестовом режиме на протяжении недели. Только за этот короткий период количество задействованных в доставке автомобилей удалось снизить со 124 до 109, а затраты – с $14 880 до $13 244 (минус $1636).

Цифры убедили компанию решиться на оптимизацию транспортно-логистических процессов. LOGIMUS изменила точечные настройки разъездов водителей. Система учла данные о дорожной сети, скорость движения в различное время суток, длительность разгрузки в каждой точке и многое друго. Внедренные решения помогли логистам оптимально загружать транспорт и строить маршруты автоматически.

Этот кейс показывает ― благодаря внедрению LOGIMUS количество используемого для доставки транспорта можно сократить на 720 рейсов в год, а затраты – почти на $80 000. Причем 15 лишних машин можно распродать и убрать существенные издержки на их обслуживание, включая фонд оплаты труда лишних водителей.

Кейс #3, в котором у компании было 100 машин, а нужно было 40

Компания – крупный производитель кондитерских изделий, поставляющий их по всей Беларуси и за ее пределами. Решение о внедрении системы LOGIMUS на предприятии приняли не сразу – слишком сильной была «любовь» некоторых сотрудников к действующему SAP, несмотря на то что себя он изжил.

Для начала штатные программисты INFINIUM написали внешний модуль интеграции LOGIMUS с 1С. Логисты предприятия нажатием пары кнопок смогли генерировать оптимальные задания для водителей. Из LOGIMUS в 1С стали поступать сформированные путевые листы и множество других данных для финансового учета.

Без сопротивления нововведениям не обошлось. Раньше водители могли приписывать себе какой угодно километраж – все равно ресурсов для доскональной проверки на предприятии не было. Система LOGIMUS стала следить за работой водителей в автоматическом режиме. Съехать с маршрута и отстаиваться в тихих местах перед возвращением на предприятие стало невозможным. Пришлось начать работать согласно графику, без приписок и слива сэкономленного топлива.

В июле 2021 компания доставляла продукцию силами 100 грузовиков (50 своих и 50 наемных). Через год при тех же объемах продукции хватило всего 40 автомобилей.

Сократились не только прямые затраты на численность автопарка, но и косвенные, которые требовали работы других служб. На очереди – система оценки качества вождения, KPI для сотрудников всех подразделений и интеграции в смежные процессы, которые усилят эффект.

Кейс #4, где мы сократили стоимость доставки на 37%

Организация доставки на крупном столичном предприятии устарела лет на 10. Распределение заказов «руками», неавтоматизированное построение маршрутов и огромные объемы информации, хранящейся только в головах логистов… Это только полбеды – продукцию доставляли наемные водители, которые получали оплату из расчета пробега и поэтому его завышали.

Странно, что при таких вводных компания с прохладцей встретила внедрение умного ПО от INFINIUM. По ее подсчетам, эффективность LOGIMUS якобы должна была составить всего 5%. Но наша команда смогла преодолеть скепсис независимым аудитом бизнес-процессов.

До внедрения LOGIMUS сортировка заказов занимала много времени. Вручную присваивалась очередность маршрутов и заполнялись путевые листы. Логисту приходилось держать в уме большое количество данных, это неизбежно приводило к ошибкам. Водители меняли маршрут на тот, к которому привыкли, бессистемно ездили по находящимся рядом точкам и не задумывались о стиле вождения и расходе топлива.

LOGIMUS устранила эти проблемы, снизила количество занятых машин на 18,75% и общие затраты путем построения оптимальных маршрутов – на 37%.

Теперь распределение маршрутов происходит менее чем за минуту, а на основании собранных данных можно постоянно получать новую аналитику и использовать для еще большей экономии.

Выводы простые:

Эффект есть там, где он не очевиден, и каким бы результативным ни было предприятие, всегда есть место человеческому фактору. Автоматизация начинается с математических алгоритмов, способных учесть огромное число критериев.

22
47 комментариев

Интересно, как к этой экономии отнеслись сотрудники и стали ли они в итоге зарабатывать больше 🤷‍♀️

2
Ответить

Конечно стали, ведь в их руках появился инструмент, с помощью которого сотрудники смогли приносить больше пользы компании. И их ценность существенно выросла

3
Ответить

По факту - первый инструмент, который я увидел, позволяющий объективно оценить работу логиста и водителя и прозрачно посчитать их KPI

2
Ответить

Когда я слышу про KPI, я хочу схватиться за пистолет!
Работа водителя одна: ехать по графику, соблюдая ПДД и скоростной режим. Всё.

Ответить

Странно что в кейсе №2 указанно что доставка осуществляется наемным транспортом , а затем говориться о том как можно продать незадействованные авто и т.д.

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

по факту компания работала со своим и с наёмным транспортом, уже поправили по тексту

Ответить