Как россияне потеряли на SWIFT-переводах больше $7 млн и что делать со SWIFT-переводами в 2023?

Спустя год система SWIFT всё ещё работает в России, но со скрипом. Как россияне объединяются при попытках перевести деньги и что будет, если «Тинькофф» попадёт под новые санкции.

После того, как США и Европа ввели банковские санкции против России, переводить деньги между странами стало сложно. А потребность росла: часть людей уехало из России, но продолжало получать зарплату на российские карточки. Другие релоцировались из страны и зарабатывали в долларах и евро, но всё ещё должны были платить за ипотеки в России.

Так начали стихийно появляться Telegram-чаты, в которых пользователи делились опытом перевода денег. Одним из них стал чат «SWIFT — Пропали деньги», который появился вместе с сервисом OhMySwift, созданным предпринимателем Андреем Авраменко.

Сейчас в чате больше 13 000 человек и, несмотря на то, что SWIFT-переводы из России и в Россию ходят со скрипом, люди продолжают их использовать. Сейчас SWIFT — это единственный способ легально и прозрачно отправить деньги, поскольку другие платежные сервисы, такие как PayPal и Wise, прекратили работать в стране.

Сколько SWIFT-переводов потерялось?

Точной статистики, сколько именно переводов оказались задержанными, Центробанк не даёт. Но мы провели свой небольшой опрос Telegram-канале. Вот как он выглядел:

Как россияне потеряли на SWIFT-переводах больше $7 млн и что делать со SWIFT-переводами в 2023?

Всего в опросе приняло участие 118 человек — это меньше 1% от всех участников чата. Разумеется, не все участники чата — пострадавшие. Многие благодаря SWIFT-сообществу отслеживают ситуацию с отправкой денег через разные банки, последние новости и тому подобное.

Если подвести итоги опроса и подсчитать итоги по нижней границе цифр, то получится, что опрошенные 118 человек суммарно потеряли на SWIFT-переводах $7, 7 млн.

Это минимальная оценка потерь. Если считать по высшей границе указанных в опросе сумм в $, получается, что 118 человек потеряли $12, 4 млн. Разумеется, истина где-то посредине.

Сколько можно ждать свой SWIFT-перевод?

Между банком-отправителем и банком-получателем есть также и банки-корреспонденты — промежуточные партнёры, через которых проходят деньги, прежде чем попасть на счёт получателя. Все три участника процесса находятся в юрисдикциях трёх разных стран. Например, если вам нужно отправить перевод из российского «Тинькофф» в грузинский банк TBC, банком-корреспондентом может выступать американский Bank of America. Это усложняет процесс перевода: сейчас отношения между странами стремительно меняются, а российские банки вынуждены постоянно искать новых партнёров-корреспондентов, потому что американские и европейские не слишком хотят с ними сотрудничать.

Вся эта неразбериха приводит к тому, что SWIFT-переводы можно ждать очень долго. Имейте это ввиду, если вдруг возникнет потребность перевести деньги срочно — быстро может и не получиться.

Как россияне потеряли на SWIFT-переводах больше $7 млн и что делать со SWIFT-переводами в 2023?

По итогам нашего небольшого опроса в «SWIFT — пропали деньги», чаще всего люди ждут свои застрявшие переводы около двух недель. Если деньги зависли между банками, самый верный способ вернуть свои средства быстрее — это звонить и писать в российский банк ежедневно. Однако это работает не всегда: около 20 опрошенных человек ждут свои отправленные деньги больше полугода.

Пользователи рассказывают, как возвращали свои зависшие деньги 
Пользователи рассказывают, как возвращали свои зависшие деньги 

Популярные банки для SWIFT

Наиболее популярным банком для SWIFT-переводов сейчас стал Райффайзен. Переводы из «Райффайзен ходят достаточно неплохо, особенно в Европу. Если же перевод отклоняется банком-корреспондентом или получателем, то деньги возвращаются на российский счёт.

Как россияне потеряли на SWIFT-переводах больше $7 млн и что делать со SWIFT-переводами в 2023?

Несмотря на информацию о том, что австрийский Raiffeisen Bank International ограничил свою корреспондентскую сеть для российских банков, на сам российский «Райффайзен» это никак не влияет. Зато влияет на SWIFT-переводы в других российских банков — теперь у них будет меньше партнёров-корреспондентов, а это значит, что сроки обработки и отправки переводов увеличится, как и нагрузка на оставшихся корреспондентов.

Второй по популярности банк для SWIFT-переводов — это «Тинькофф». Несмотря на то, что теперь «Тинькофф» оказывает услуги переводов только клиентам с премиальной подпиской и минимальной суммой в $20 000, им все равно пользуются, особенно те, кто при отъезде из страны имел карту только этого банка.

Однако, если «Тинькофф» попадёт под новые европейские санкции, то будет отключён от системы SWIFT и отправлять деньги через банк будет невозможно. Решение ЕС по этому вопросу мы узнаем на этой неделе, но шансы на то, что санкции против банка всё же введут, довольно велики. Сам «Тинькофф» это понимает и заранее предупреждает своих клиентов.

Как россияне потеряли на SWIFT-переводах больше $7 млн и что делать со SWIFT-переводами в 2023?

Что делать, если SWIFT-перевод застрял

  • Обратиться в банк-отправитель с запросом и узнать свой SWIFT GPI Tracker.
  • Проверить, где находится перевод через Telegram-bot или на OhMySwift. Сотрудник банка-отправителя может самостоятельно проверить перевод по трекеру, однако службы поддержки не всегда дают корректную информацию о местонахождении перевода.
  • Если перевод находится в банке-корреспонденте или банке-получателе, можно направить письменные запросы в эти организации. Однако, по закону, заниматься вопросами перевода клиента должен банк-отправитель. Именно он — партнёр и клиент банка-корреспондента, а с частным лицом банк-корреспондент может не захотеть вести общение.
  • Постоянные звонки, письма и досубедные претензии к российскому банку-отправителю во многих случаях помогают добиться возврата денег. Это доказано опытом пользователей чата.
  • Вернуть деньги можно — недавно ТАСС рассказал о случае, когда компания добилась от «Альфа-банка» возмещения 4,2 млн рублей, которые перевела на счёт американского банка, однако из-за санкций перевод так и не дошел до получателя. Суд постановил, что Альфа-банк не предпринял достаточно мер, чтобы вынудить JPMorgan Chase & Co исполнить свои обязательства по возврату средств.
44
2 комментария

Комментарий недоступен

2
Ответить

Своевременная статья с учетом предстоящего пакета санкций ЕС. Скоро опять будут массовые проблемы скорее всего(

Ответить