Сколково — только для стартапов? Зачем туда стремиться компаниям, которые давно на рынке

Сколково — только для стартапов? Ошибаетесь: несмотря на всю пользу Сколково для новых компаний, им не так нужны налоговые льготы. А вот уже работающему бизнесу они важнее: сэкономить на налогах, найти ресурс на масштабирование и не уйти в стагнацию. В статье расскажу, что теряют работающие компании, когда недооценивают возможности резидентства.

Меня зовут Дмитрий Комратов, я руководитель Forward Consulting Group. Мы помогаем компаниям оптимизировать расходы и расти с помощью резидентства в Сколково. В статье я буду говорить о работающем бизнесе — о компаниях с отлаженными процессами и продуктом, который продается и приносит стабильную прибыль. Речь пойдет как о малых предприятиях, так и о крупных игроках.

В Сколково любят инновационные продукты, а работающим компаниям легче их создавать

Сначала разберемся, что такое инновационный продукт. В обыденном понимании инновация — это чуть ли не разработка лекарства от рака. Но для Сколково это в принципе применение чего-то нового: процесса производства, материалов, инструментов. Например, есть ПО, которое раньше все использовали в продажах, а вы его переработали и внедрили для коммуникации с текущими клиентами и постановки задач команде. То есть взяли старый продукт, придумали новые фишки, предложили другой аудитории — это тоже инновация.

Более того, если ваш продукт совсем новый и у него еще нет конкурентов — это, наоборот, хуже для заявки в Сколково. Экспертам будет сложнее спрогнозировать его потенциал коммерциализации.

Есть еще пара ассоциаций с инновационностью, которые не работают для Сколково:

  • Инновационность ≠ научность. В Сколково любят, когда у членов команды есть научные статьи, это будет плюсом. Но нестрашно, если этого нет, ведь Сколково — это и про бизнес.

Основные требования — заниматься инновационной деятельностью и коммерциализировать ее. Если резидент в течение двух-трех лет получает нулевую выручку, его могут исключить, даже если он делает крутые научные исследования.

  • Инновационные технологии ≠ IT. Почти любая технологичная компания может стать резидентом Сколково. Но почему-то многие считают, что для этого обязательно нужно заниматься IT, и даже не подозревают, что подходят под требования Сколково.

Например, предлагаем нашему клиенту, производителю станков, такую возможность, а в ответ слышим: «А при чем здесь мы? Мы ведь не делаем ПО, а железки гнем». А железки на самом деле инновационные. Не стоит забывать, что технологичность бывает в разных отраслях: медицине, промышленности, сельском хозяйстве. Если у вас есть новая рецептура для удобрения — это тоже инновационная технология.

  • Инновационный бизнес ≠ стартап. Успешно работающей компании проще создавать инновации: у нее на это есть ресурсы. Сколково не требует, чтобы вы приходили к ним с уже готовым инновационным продуктом. Достаточно проекта улучшений того, что есть сейчас. Поэтому работающие компании могут зайти с проектом по своему старому продукту, который пока не является инновационным, но в процессе доработок станет таким.

Например, вы заходите в Сколково с ПО, которое через год будет использовать искусственный интеллект, а через три — еще и блокчейн. Сегодня ваше ПО — это 10% от задуманного инновационного продукта, но главное — это потенциал, а появление новых фич может занять от трех до пяти лет. Вначале достаточно прописать дорожную карту разработок и показывать в отчетах, какие улучшения уже внедрили.

Сколково интересны работающие компании: они более прогнозируемые, чем стартапы

У работающих компаний уже есть покупатели и продажи. У стартапов этого нет, им придется доказывать потенциал коммерциализации продукта, интерес людей к нему и вообще возможность реализации проекта. Готовый бизнес вместо этого может показать выписки из банка и кейсы довольных клиентов. Чем крупнее становится компания, тем выгоднее она для Сколково, у которого есть KPI по выручке резидентов.

Для готового бизнеса оптимизация налогов станет катализатором развития. Резиденты Сколково не платят налог на прибыль, а значит, смогут направить освободившиеся деньги на оборудование, рекламу, обучение — и генерировать больше выручки. Стартапы же, как правило, либо еще не получают прибыли, либо она не настолько велика, чтобы существенно сэкономить на налогах через резидентство и освободить ресурсы для роста.

Многие настороженно относятся к льготам и считают, что работа с государством — это путь к потере бизнеса. Популярное мнение: придет товарищ майор, и всё отожмут, а Сколково помогает бизнесу из корыстных целей. На самом деле налоговые льготы и гранты нужны еще и для того, чтобы компания быстрее перешла в лигу крупного бизнеса: как только выручка выходит за 1 млрд, а прибыль — за 300 млн рублей в год, компания теряет резидентство и начинает платить большие налоги государству.

Большие корпорации тоже могут пользоваться льготами в Сколково и оптимизировать расходы. Только не полностью, а в каких-то отдельных направлениях.

Например, есть «Тинькофф Банк», который не может зайти в Сколково целиком, потому что по правилам зарабатывать можно только на инновационном продукте, который был во вступительной заявке. Но у Тинькофф куча разных продуктов — все не получится подогнать под требования.

Чтобы оптимизироваться, в Тинькофф открывают направления, подходящие под Сколково. Сейчас у них есть три компании — резидента Сколково. Одна из них — ООО «Тинькофф Мобильные Технологии», которая создает суперприложения и маркетплейсы и помогает экономить на налогах с этих разработок.

Готовый бизнес сразу почувствует пользу от резидентства

Помощь стартапам направлена в будущее. Как я уже говорил, им еще нечего оптимизировать: у них нет миллионной прибыли, с которой бы они платили большие налоги. А в таком случае во льготах почти нет смысла.

Работающая компания ощутит помощь здесь и сейчас. Она сразу уменьшит налоги и сможет воспользоваться теми же ресурсами, которые предлагаются стартапам: например, получит грант на новое оборудование, чтобы расширить производство.

Наш клиент, компания по разработке и производству товаров химической промышленности, стала резидентом Сколково в 2021 году. До этого, с 2017 по 2020 год, у них была стабильная прибыль 1–1,8 млн рублей, примерно столько же уходило на налоги.

После вхождения в Сколково компания получила гранты на общую сумму 22,7 млн рублей и налоговые льготы — всё это позволило выйти на новый уровень.

Прибыль выросла до 15 млн рублей, а налоги — до 3,7 млн. Да, это больше, чем раньше, но без льгот пришлось бы заплатить 26,7 млн. Экономия составила 23 млн рублей, а конкретно: экономия по НДС — 16 млн, по страховым взносам — 4 млн, по налогу на прибыль — 3 млн рублей.

Резидентство не только дает бизнесу расти с помощью налоговых льгот, но и позволяет:

  • Выйти на крупных заказчиков, до которых компания не дотянулась бы самостоятельно. Реальный пример — РЖД обращается к Сколково и присылает список направлений, которые им интересно развивать, или продуктов, которые они хотят внедрить. Сколково рассказывает об этом резидентам, которые занимаются нужными разработками, собирает заявки желающих, оценивает, справятся ли они с проектом, и передает информацию РЖД. Все остаются в выигрыше, одни получают продукт, другие — крупный заказ.
  • Получить преимущество на торгах. Шильдик Сколково — это своеобразный знак качества для участников госзакупок. При прочих равных госзаказчик скорее выберет резидента Сколково, чем другую компанию.
  • Попасть на выставки, конференции, бизнес-миссии в дружественные страны. Сколково не только дает доступ к мероприятиям, которые помогают бизнесу обрастать полезными связями, но и финансирует участие в них.

Чем крупнее компания, тем проще ей попасть в Сколково в целом, но сложнее сделать это самостоятельно

Сколково позиционирует себя как инновационный центр для стартапов — это прослеживается во всех его рекламных материалах. И стартапам правда легче зайти в Сколково самостоятельно, если у них классная разработка и небольшая заряженная команда основателей, которые глубоко погружены в проект и быстро организуются для подачи заявки.

У успешного работающего бизнеса при подаче заявки в Сколково есть не только преимущества, но и недостатки — сложные процессы. Таким компаниям тяжелее найти людей внутри компании, которые займутся заявкой. По идее написать ее должен либо директор, который всё знает о проекте, либо менеджер, которому это делегируют. Первый будет тратить на это кучу своего времени, что отразится на основных задачах, а второй не будет знать нюансов. Ему придется дергать того же директора, маркетологов, эйчара — дело пойдет слишком медленно.

Скорость получения резидентства — ультраважный момент для работающих компаний. Они каждый месяц ожидания упускают выгоду. В итоге всё упрется в ресурсы: компания платит деньги сотрудникам, которые пишут заявку, но к желаемому результату это не приводит.

Готовому бизнесу я всегда советую обращаться к профессиональным консультантам, которые занимаются заявками в Сколково. Потому что это окупается.

Например, вы выделяете сотрудника, который должен координировать весь процесс: ходить от директора к продакту через маркетологов, собирать информацию и готовить заявку. Допустим, вы доплачиваете ему за это 50 тысяч рублей в месяц. В лучшем случае он потратит на это год-полтора, а вы заплатите ему 900 тысяч рублей. В худшем — вы сольете деньги на зарплату сотруднику, а параллельно будете платить налоги без каких-либо льгот.

Консультант по Сколково возьмет с вас тот же миллион, но вы получите резидентство уже через два-три месяца, примените льготы и перестанете платить налоги с прибыли. Например, один наш клиент, разработчик ПО для моделирования, экономит на налогах больше 22 млн рублей в год.

Помимо заявки, хороший консультант расскажет о привилегиях резидента и о правилах, которые придется соблюдать. А также приведет документооборот и операционную деятельность компании под требования Сколково, поможет правильно сдавать отчеты и в целом возьмет на себя коммуникацию с организацией. Это поможет в дальнейшем избежать нарушений, которые приведут к исключению. А вылететь из Сколково и получить доначисление миллионных налогов — не самая приятная перспектива, о которой я подробно рассказывал в прошлой статье.

2525
37 комментариев

Недавно вот встретился шильдик Сколково на сайте компашки, которая "рисует портреты" по фотографиям. Спаршивилась идея Кремниевой долины, конечно )

6
Ответить

Как писал Губерман:
Мне Маркса жаль: его наследство свалилось в русскую купель: здесь цель оправдывала средства, и средства обосрали цель.

3
Ответить

Даже знаем эту компанию.

2
Ответить

инновационная разработка, новые технологии в действии

2
Ответить

«Инновационные технологии ≠ IT» — наконец-то это кто-то сказал, а то в России как будто одни айтишники, другого ничего нет

3
Ответить

Блин очень классная мысль, что Сколково дает такие льготы не потому что тут есть подвох и бизнес отожмут, а чтобы компания выросла и платила огромные налоги государству. Ну подвох, получается, есть, но все в выигрыше в общем-то))

2
Ответить

Знаю, у Сколково есть гранты на маркетинг, которые можно потратить на услуги агентств. Тоже неплохо бонус как будит

Ответить