«Я в составе правления банка. Мое имя появится в санкционных листах?»: 3 главных вопроса о санкциях для топ-менеджеров

«Я в составе правления банка. Мое имя появится в санкционных листах?»: 3 главных вопроса о санкциях для топ-менеджеров

25 февраля 2023 года Евросоюз ввел в действие десятый пакет антироссийских санкций. В список попали 87 физических и 34 юридических лица, включая банки «Альфа» и «Тинькофф». Минфин США тоже расширил список ограничений: теперь санкции наложены на региональные учреждения — «Уральский банк реконструкции и развития» и новосибирский банк «Левобережный». По сообщению американского ведомства, небольшие финансовые компании заинтересовали Минфин США из-за помощи банкам, которые уже находятся под санкциями. В итоге под ограничения попало больше половины кредитных организаций России. Активы банков оказались заморожены, за сотрудничество с этими организациями компании могли попасть под вторичные санкции.

На кого уже распространились санкции?

Под ограничения попали и топ-менеджеры крупных банков. Еще в марте 2022 года санкции США распространились на главу Сбербанка Германа Грефа и нескольких членов правления, например, первых зампредов банка Льва Хасиса, Кирилла Царева и Анатолия Попова. Из-за попадания в SND — черный список, подразумевающий полную блокировку активов и операций, — часть топ-менеджеров покинула компанию. В десятый санкционный список включены банкиры из списка private banking: Улан Илишкин, Евгения Тюрикова, Алина Назарова. Вероятно, причиной попадания для последней группы публичных должностных лиц стало то, что часть клиентов банков находится под санкциями, а главы направления могут быть косвенно причастны к обходу запретов.

Кто входит в группу риска?

Раньше речь о рисках попасть под санкции была гипотетической. Сегодня шансы оказаться под ограничениями стали реальными для многих публичных должностных лиц. Иностранные регуляторы мгновенно и синхронно реагируют на принятие санкций. США применяют вторичные санкции за нарушение санкционных требований. Уголовная ответственность за обход санкций предусмотрена и в ЕС.

Главные условия риска:

— Публичные должностные лица, которые дают интервью и информация о которых находится на официальных сайтах крупных компаний.

— Родственники публичных должностных лиц. Если информация о супругах, родителях, дедушках и бабушках есть в медиа, близким ПДЛ тоже могут грозить санкции.

— Топ-менеджеры компаний, которые находятся под санкциями и публично заявляют об этом.

— Люди, которые помогают обходить санкционные ограничения.

— Физические и юридические лица, которые уже находятся под санкциями Украины, но пока не получили ограничения со стороны ЕС и США. И об этом стоит рассказать отдельно.

Так, в банковской сфере риски грозят Александру Казначееву, председателю совета директоров ООО «Бланк банк», или Полунину Игорю Алексеевичу, директору АО «Муниципальный Камчатпрофитбанк». Несмотря на свое украинское гражданство, они попали под украинские санкции на основании того, что являются «членами руководящего органа компании любой формы собственности, что осуществляет деятельность в финансовой сфере (банк), которая материально, финансово или любым другим способом поддерживает действия, подрывающие или угрожающие территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины со стороны РФ». Под украинские санкции попадают не только российские граждане — представителям Германии, США, Великобритании, Турции, Франции, Украины и других стран может грозить опасность из-за сотрудничества с российскими компаниями или из-за членства в совете директоров.

Это не значит, что лица, находящиеся под санкциями Украины, автоматически попадут под ограничения ЕС и США, но угрозы есть. Особенно если разглашать информацию об ограничениях со стороны Украины в публичном пространстве или находиться в открытых санкционных листах.

<i>Как самостоятельно провести контент-анализ?</i>
Как самостоятельно провести контент-анализ?

Можно ли принять превентивные меры, чтобы не попасть под санкции?

Минфин России разрешает подсанкционным компаниям засекретить часть данных, в которые входят списки руководителей. Правда, если раньше руководители активно давали интервью различным СМИ в качестве представителей ныне санкционных компаний, угроза остается актуальной. Регуляторы находят информацию о лицах с факторами риска в интернете по запросу «ФИО + компания». Любая открытая информация может стать причиной ограничений.

Логичным способом защиты кажется ремувинг информации. Это правда: если удалить данные о себе или убрать их из выдачи поисковиков, риски привлечь внимание регуляторов снижаются. Они не пропадают совсем, но их становится меньше. Конечно, если удалением занимаются эксперты — в противном случае можно навредить себе еще больше.

Есть множество сервисов, которые позволяют проверять контрагентов по санкционным листам. Мы предлагаем превентивную услугу: анализ риск-факторов, которые могут стать триггером для регуляторов. Специалисты «Репутация Москва» проверят выдачу по запросу персоны, все базы данных, укажут потенциально опасные ссылки, фото и видео. От этих данных можно избавиться и значительно обезопасить себя. Важно вовремя воспользоваться этой возможностью и перестать ассоциировать себя с компаниями и персонами под санкциями.

44
1 комментарий

Очень актуально! Как раз на vc одни председатели правления сидят последние года три

Ответить