IPO Americana - первый в истории MENA двойной листинг

Регион MENA стал главным в мире рынком по IPO сделкам в 2022 году как с точки зрения объемов сделок, так их количества. За прошедший год на Ближнем Востоке было совершено 51 IPO

Одной из самых нашумевших сделок стало IPO Americana с первым в истории региона двойным листингом на биржах ОАЭ (Abu Dhabi Securities Exchange, ADX) и Саудовской Аравии (Tadawul). Оператор ресторанов быстрого питания Americana провела IPO по оценке 22 млрд AED ($6,0 млрд руб.) с переподпиской книги заявок в 58 раз. В рамках cash-out порции размещения текущие акционеры получили 6,6 млрд AED ($1,8 млрд), продав 30% компании

Основные бренды компании: KFC, Pizza Hut, Hardee's, Krispy Kreme, TGI Fridays, Baskin-Robbins
Основные бренды компании: KFC, Pizza Hut, Hardee's, Krispy Kreme, TGI Fridays, Baskin-Robbins

Компания выбрала двойное размещение, так как это позволило не только повысить ликвидность, но и увеличить время периода торгов

Americana отлично позиционирована под ожидаемо высокий рост ресторанов быстрого питания в MENA (12,6% CAGR 2022-26 гг.)

Основными драйверами роста выступают развитие туризма и адаптация европейских блюд и стандартов

Помимо роста бизнеса Americana стабильно награждает акционеров, распределяя более 60% чистой прибыли в виде дивидендов (2019-21 гг.). Ожидается, что payout будет держаться на уровне ~70% в дальнейшем, что делает компанию привлекательной дивидендной историей

Краткая справка о компании

  • Основана в 1964 году в Кувейте и является самым крупным оператором франшиз на рынке питания вне дома (Out of Home Dining, OOHD) в MENA

  • Контрольный пакет в головной организации был выкуплен в 2016 году крупнейшим суверенным фондом Саудовской Аравии PIF совместно с Мохамед Аллабаром, основателем одной из крупнейших девелоперских компаний в регионе - Emaar Properties. Сделка была реализована по принципу turn-around и новые акционеры провели делистинг с биржи Кувейта в 2018 году. Фонд назначил новый менеджмент, который сократил 311 убыточных и открыл 600 новых ресторанов с 2017 г. по 1 пол. 2022 г.

  • Оперирует в 12 странах и занимает долю в 3,6% с большим отрывом на 2 п.п. от второго игрока и 3 п.п. от топ-3

  • 4 ключевых рынка присутствия в MENA: ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт и Египет. Лидер на каждом ключевом рынке с долями: ОАЭ 4,8% (2,4% 2-й игрок), Саудовская Аравия 3,0% (2,1% 2-й игрок), Кувейт 12,4% (8,4% 2-й игрок), Египет 3,7% (2,2% 2-й игрок)
  • Помимо региональной разбивки общий рынок OOHD поделен на 4 основных сегмента: QSR (quick service restaurants), casual dining, coffee и indulgence

  • Сегмент QSR - основной для компании, в котором она лидирует с долей 9,3% на всех рынках присутствия. Включает бренды KFC (60% от всей выручки), Hardee's (17% от всей выручки), Pizza Hut (12% от всей выручки)
  • Сегменты Casual dining (TGI Fridays) и Indulgence (Krispy Kreme, Baskin-Robbins) сильно фрагментированы. Крупные франшизы занимают всего 13% и 35% рынка соответственно, остальное делят мелкие игроки

  • В сегменте Coffee (Peet's Coffee) обратная ситуация с 70%-й долей сетевых заведений на рынке
  • Общая выручка компании составила $2,4 млрд (+16% г/г), а EBITDA группы $0,5 млрд (+15% г/г) за 2022 год

Бизнес-модель

  • Крупнейший игрок в регионе с широким портфелем франшиз глобальных брендов, которым компания платит роялти от 4% до 6% от выручки

  • Бренды поделены на 2 основные категории: power brands и нишевые/растущие. Первые приносят 93% выручки от всей выручки группы, из которых бренд KFC, как отмечалось, генерирует 60% от общих продаж на 2021 г.
  • Компания использует умное ценообразование, специально разработанное меню и другие технологические преимущества для роста LFL продаж (продажи без учета открытия/закрытия точек)

  • После смены акционеров в 2016 году введена система zero-based budgeting. Рентабельность EBITDA по IFRS 16 составила 22% на 2021 г. и сопоставима со среднерыночными показателями (~20%)

  • Сильная конкурентная позиция и диверсификация поставщиков (не более 10% на одного) позволяет иметь значительную переговорную силу. Это позволяет удлинять сроки выплат поставщикам и наращивать кредиторскую задолженность, в результате чего у компании отрицательный cash conversion cycle

Традиционно собрали для вас основные факты о сделке в сводном слайде на английском языке:

IPO Americana - первый в истории MENA двойной листинг

Как и всегда, детальные обзоры актуальных сделок вы можете найти в Telegram-канале School of Finance

Начать дискуссию