Модель Дюпона

Модель Дюпона

Некоторые финансовые термины или понятия до момента пока их не проживешь кажутся полнейшим бредом. Одним из них является уравнение Дюпона. Тут надо сразу сказать что Дюпон – это не фамилия автора, а название американской химической компании DuPont de Nemours (хотя звучит как французская, но это из-за основателя). Просто они выдумали и начали применять эту формулу еще в 20х годах прошлого столетия. Так что правильно будет уравнение или модель Дюпон, без А.

Существует двух-, трех- и пяти- факторная модель. По количеству множителей (факторов). Самая распространенная – трехфакторная модель.

На самом деле, за красивыми словами стоит просто интерпретация рентабельности собственного капитала (ROE). Тут надо запомнить правило: если слышишь слово «рентабельность», то значит чистую прибыль надо на что-то поделить, а «что-то» определяется словом, которое идет после слова «рентабельность». В нашем случае ЧП надо поделить на СК.

Для чего весь этот выпендрёж с факторами? Вот посчитали вы ROE и получилось у вас 6% в одном периоде, и 5% в другом. То есть понимаете, что на каждые вложенные свои 100 рублей вы получали 6 рублей, а теперь получаете 5 рублей. За аналогичный период, обычно это в годовых. Естественно у вас возникнет желание разобраться с какого перепугу вы просели по рентабельности (а в некоторых отраслях -1% это капитальный провал). Но если рассматривать ROE как ЧП поделить на СК. То тут не шибко то и поанализируешь: либо СК вырос, либо прибыль просела.

На помощь приходят как раз выходцы из Дюпона со своей моделью. Они раскладывают одно соотношение ЧП/СК на три:

ЧП/В, чистая прибыль / выручка – операционная эффективность бизнеса или рентабельность продаж по чистой прибыли. Например вы с конкурентом продали за месяц товара на 10 млн. рублей, но чистая прибыль у вас получилась 3 млн., а у конкурента 2 млн. Потому что расходов у вас на 1 млн. меньше (ну там у конкурента доставка была на майбахах, а у вас на самокатах). То есть продажи то у вас одинаковые, но отдача от вашей возни выше чем у конкурента.

В/А, выручка / активы – эффективность использования активов или оборачиваемость активов. Простыми словами: как быстро вы продаете свой товар. Например у вас с конкурентом одинаковые склады, в которых может храниться одинаковое количество коробок с игрушками. То что на складе это запасы, а запасы это оборотные активы. Вы закупили на склад 10 коробок, итого ваши активы 100 рублей (пусть 10 рублей за коробку). И конкурент сделал тоже самое. НО! Вы продали весь товар только к концу месяца. А конкурент продал за неделю, снова заполнил склад, снова продал за неделю и снова заполнил склад. То есть у вас обоих средние активы за период 100 рублей, но конкурент сделал на этих активах в несколько раз больше. То есть поработал на том же объеме гораздо эффективнее.

А/СК, активы / собственный капитал – кредитное плечо или соотношение (по мне лучше термин «доля») собственного и заемного капитала или коэффициент капитализации или финансовый леверидж (Leverage Ratio). Выбирайте любой термин, который откликается. Показывает на сколько ваши активы сформированы за счет собственных средств. То есть чем больше у вас заемных средств тем множитель А/СК будет больше и соответственно вы при меньших затратах собственных средств формируете большие активы.

Тут уже значительно большее пространство для анализа. А каждый фактор тоже возможет к более тщательному факторному анализу. В общем не два показателя. Уже можно сделать не только выводы, но провести организационно штатные мероприятия.

Однако, повторюсь, до того как вы прочувствуете влияние каждого фактора на свой бизнес - не стоит забивать себе голову подобными вычислениями. Оставьте это дело специально обученным людям, чтобы они вам рассказывали и объясняли.

44
1 комментарий

Фамилия Дюпон (да и имя компании) склоняется без проблем. Поэтому модель Дюпона, да. В остальном пост ужасный, какие-то заметки с полей.

Ответить