10 неочевидных моментов, на которых бизнес или стартап сливает деньги

При организации любого бизнеса/стартапа неизбежны ситуации, когда бюджет бюджет расходоваться неравномерно и местами не совсем правильно. Где же подстелить соломку, чтобы не было мучительно больно?

MVP

Я сам когда-то почти попал в эту ловушку, но опытные предприниматели подсказали. MVP на то и MVP, что делается для проверки жизнеспособности продукта, а не для того, чтобы потратить туда все деньги. Не нужно нанимать студию разработки и пилить сайт полгода, чтобы проверить, нужен ли ваш продукт кому-то вообще. Сделали на тильде, раз-два и вперёд!

Софт и программы

Не нужно тратить деньги на покупку платных зумов, подписок на miro, Trello и так далее. Здесь 20 долларов, там 30 - лучше их потратить на маркетинг. Я до сих пор делаю созвоны в бесплатных зумах, потому что реально нужды в платной версии нет.

Юристы/нотариусы/бухгалтерия

Конечно, хочется сразу делать всё по-серьёзному, но подумайте дважды. Я сам совершил эту ошибку в Твоё Место: наняли дорогого юриста, но задачи были такие, которые можно было закрывать и более дешёвым. Даже сейчас мы просто работаем с несколькими юристами на аутсорсе и они стоят дешевле, чем тот самый на старте.

Сразу в штат

Не торопитесь брать всех в штат. Давайте время на проверку. Если вы берёте человека в штат, то это не просто большие налоги, а зачастую ещё и патовая ситуация в плане прощания с сотрудником. Бывает так, что работа не пошла совместная, но расстаться при трудовом договоре довольно тяжело. Советую на первые 1-3 месяца заключать ГПХ, а потом уже с успешными кандидатами двигаться на трудовой договор.

Гибкость

Я про работу с клиентами. Слив денег может быть и тогда, когда идёт их недобор. Не нужно в первую неделю продажи стоять горой на той цене, которую вы себе придумали. Если все клиенты отказываются покупать по заявленной цене, возможно, рынок готов покупать ниже. Делайте скидки, ищите маркетфит. Помните, что лучше получить деньги и выжить, чем закрыться и ворчать, что никто не купил ваш драгоценный продукт.

Офис

Смешно, но это самый частый слив. После первого успеха многие хотят себе офис как у Яндекса, с капсулами сна и фрешами. Это слишком рано, команду в стартапы и небольшие компании хантят не так. Люди идут за ростом и возможностями, а фреши пить — это про другое.

Дикий рост команды

Тут сразу нужно тормозить. Если есть возможность отдать в аутсорс — отдавайте. Продажи? Окей, можно взять колл центр на месяц, чтобы проверить новый рынок. Дизайн? Так даже лучше! Маркетинг и ассистенты? Конечно, вы хоть понимаете, какой процент заложен в рекламный бюджет агентства?

Зарплаты основателей

Потерпите, ну пожалуйста. Вот именно сейчас вам не нужна зарплата топ-менеджера крупной компании. Хотите большой оклад? Хорошо, увеличьте себе его в 2 раза, но не в 3 или 5! Помните, что каждый рубль облагается налогом, а это еще почти 43%! На данном этапе эти деньги точно нужнее бизнесу!

Расфокус на доп.продукты

Проверка гипотез прекрасна всегда! Другое дело, когда стартап начинает чувствовать себя большим и пытается и тут и там вырасти. Не получится, пока рано.

Лишние операционные расходы

Самый опасный пункт. Проверяйте каждую статью расходов. Возможно, вашей команде не нужны новые маки, премии можно не платить каждый месяц, а корпоративный автомобиль (кстати, и он под большим вопросом) можно заправлять не самым дорогим бензином.

Каждый бизнес уникален и, конечно все 10 моих правил не применимы для любого стартапа/бизнеса. Однако, я уверен, что пара-тройка точно будут полезны. Я адепт такого пути, что на старте каждый сэкономленный рубль/доллар лучше вложить в маркетинг, чем в офис, лишнего бухгалтера или подписку на зум.

Но что делать, если вы и так экономите на всём, а доходы не растут? Вкладывать всё в рекламу? Увольнять команду? Или сразу менять рынок?

Ответы на эти вопросы вы найдёте 24 июня на онлайн-конференции Global Business Day, где предприниматели получат инструменты для создания эффективного бизнеса с нуля или увеличения дохода текущего.

Конференция поможет:

  • провести диагностику собственного бизнеса и выявить слабые места, где вы теряете деньги;
  • построить понятный план по увеличению продаж в сегментах b2b и b2c;
  • оценить работу своей команды и понять, как усилить её без привлечения новых сотрудников и дополнительных вложений;
  • разработать собственную стратегию привлечения инвестиций;
  • найти идеи для создания нового бизнеса или масштабирования текущего.

Онлайн-конференция Global Business Day — это реальная бизнес-школа, где вы получите работающие инструменты для развития своего проекта и сможете перенять опыт успешных предпринимателей.

А это ценно, потому что кроме меня будут выступать:

  • Дмитрий Ковпак, бизнес-тренер по созданию бизнеса с Китаем, автор курсов и тренингов по запуску товарного бизнеса, организатор China Business Forum. Обучил более 36.000 учеников на программах по бизнесу с Китаем
  • Илья Лихов, основатель и ген.директор международной компании NEOSUN Energy, эксперт в области альтернативной энергетики и в международном маркетинге.
  • Александра Дорф, основатель маркетплейса Беру!, сооснователь EdYes и GREENO, венчурный инвестор

и другие опытные бизнесмены.

Регистрируйтесь на онлайн-конференцию Global Business Day

33
Начать дискуссию