Начнем с разогрева: вы вот помните, как в 2021г. мы квасили всей страной? Честно говоря, и я не помню, но по данным Росстата цены на капусту выросли в 2,5 раза. Что это значит для методологии, при условии, что потребление капусты не особо снизилось? Что при опросе людей по итогам года Росстат увеличивает вот этот весовой коэффициент значимости капусты в потребительской корзине – в данном случае на 83%. Никакой отсебятины, все строго по методологии – доля денег, которые люди тратят на капусту же выросла? Выросла! Вот и коэффициент вырос. Но в следующем году, после того как этот коэффициент повысили, все как-то резко наквасилисись: уж не знаю, то ли едаки ушли куда-то из дома, то ли еще что-то случилось, но по итогам 22 года цена на капусту стремительно падает до привычных уровней. И вот что мы получаем с точки зрения расчета инфляции на овощи: когда рост цен на капусту должен был активно повышать общий рост продуктовой инфляции, она шла с низким коэффициентом значимости, и не влияла так сильно, зато весь следующий год, из-за последовавшего падения цен она уже активно снижает общий уровень продуктовой инфляции, да еще и с увеличенным весовым коэффициентом значимости. В итоге, что в 2021, что в 2022 году, фактически мы имеем инфляцию на овощи меньше чем должны бы, просто из-за запаздывания изменения коэффициентов относительно реальных событий на рынке. К слову, по данным Росстата в 22 году подешевели вообще почти все овощи, напишите в комментах кто-то вообще заметил такой поворот событий?
Хороший обзор. Моя личная продуктовая корзина всегда растет сильнее среднестатистической и слава богу, что не приходиться менять качество на цену
Я всегда думал, что в США инфляцию считают через одно место.. Думал у нас Росстат тупо манипулирует цифрами, а оказывается у них даже нет чёткой потребительской корзины.. А ведь сюда ещё стоит добавить и два других фактора:
1. Они постоянно добавляют разные новые категории или меняют их положение.
2. По ряду категорий (лес, например) считают не за какой-то объём (не говоря уже про проведение к среднему знаменателю), а именно увеличение спроса в процентном отношении. То есть если на 20% больше людей купили что-то из древесных материалов, то это увеличение продаж на 20%, даже если общий объём продаж упал на 50%, так как каждый купил меньше, чем в прошлом году.