Как Росстат манипулирует данными при расчете инфляции

А вы знаете, что по мнению Росстата в этом году мы стали есть примерно на 10% меньше мяса и аж на 50% больше макарошек, которые, как известно, всегда стоят одинаково. Вот так относительно честно мы и получаем базовую инфляцию всего в 3% с начала года.

Сегодня я расскажу, как Росстат жонглирует данными при подсчете инфляции, чтобы… да нет, не то чтобы даже как-то сознательно манипулировать, просто их методика очень сильно страдает от ошибки выжившего. Но давайте обо всем по порядку.

Более визуально наполненный ролик можно посмотреть на моем youtube:

Вообще, я хочу отдать должное - расчет инфляции, это действительно безумно сложный и трудоемкий процесс, и состоит он из 2 глобальных этапов:

Первый это ежегодный опрос граждан на тему их потребительской корзины товаров и услуг (туда может войти вообще все – от уже упомянутых макарошек и мяса всех видов, до автобусной поездки по городам России и услуг по ремонту стиралок. Росстат заявляет, что опрашивает около 80 тыс. человек различного благосостояния и образа жизни, что объективно должно выравнивать как предпочтения респондентов: кто-то любит мясо, а кто-то вегетарианец, так и финансовые возможности респондентов: кто-то покупает меховую шубу, а кто-то демисезонное пальто, а также размазывает во времени крупные покупки: например, 10 тыс. из этих 80 меняли в этом году автомобиль, а остальные нет. В итоге агентство воссоздает среднестатистическую потребительская корзину за последние 2 года примерно из 500 и более товаров и услуг по укрупненным позициям, вроде молоко цельное и молоко пастеризованное.

Второй этап, это регулярный мониторинг фактических цен. Для этого сотрудники агентства еженедельно отслеживают реальные цены в торговых точках. При этом, используется минимум 3 города в каждом регионе РФ, и в зависимости от их размера, охватывается от 10 штук до 10% всех торговых точек этого города. Для каждого товара побрендно и с учетом различных критериев, вроде жирности творога строится ряд данных, которые, в последствии, усредняются в те 500 групп, о которых я говорил выше. Так, Росстат заявляет суммарно про 775 тысяч отслеживаемых товаров и услуг в примерно 80 тысячах организаций по всей стране.

Финально, для каждой маленькой группы товаров считается индекс цен (ну или инфляция). Маленькие группы объединяются в более и более большие. Так, свинина с костями и без группируется просто в свинину, которая вместе с просто говядиной дает группу мясо животных и объединяясь с мясом птицы, колбасами и т.д. дает большую группу мясопродукты, которые, объединяясь со всей прочей едой уже дадут полноценные продовольственные товары. Каждое объединение в группу следующей иерархии идет по формуле средневзвешанного, это когда больший вес параметра в потребительской корзине, означает что изменение его цены будет давать больший вклад в итоговую инфляцию по всей категории.

Что б было понятнее, я приведу пример с цифрами: например, сметана Простоквашино подорожала на 10%, а домик в деревне – на 20%. При этом, по результатам опросов домохозяйств они знают, что первую покупает 60% потребителей, а вторую 40%. Тогда итоговые индекс по целиковой категории сметана по формуле средневзвешенного будет рассчитываться вот так

(10 * 60 + 20 * 40) / 100 = 14%

, тогда как обычное среднее дало бы 15%. Но, как я уже сказал, в данном примере удорожание простоквашино имеет больший вес из-за большего числа потребителей и итоговое значение сдвигается с 15% до 14%.

В итоге Росстат приписывает категории сметана рост цены на 14% и точно также, с учетом ее реальной доли в потреблении соединяют ее в группе молочные продукты с такими категориями как молоко, творог, йогурт и тд, у каждой их которых будет свой рост цены и свой вес в формуле средневзвешенного.

И да – это все даже звучит очень долго и сложно, и скучно, а представляете каково Росстату – ведь надо еще учитывать акции и скидки, сезонные факторы, наличие свежего товара и прошлогоднего, как в случае картошки, а также еще объединять по городам, регионам и стране в целом.

Но давайте честно - пока все выглядит крайне логично: Росстат собирает самую что ни на есть среднестатистическую потребительскую корзину россиянина, а потом смотрит как именно поменялись цены на все ее составляющие, усредняя их с учетом доли затрат в этой корзине. Что же здесь может пойти не так!?

Так вот, у методологии Росстата есть основная проблема, которая де-факто звучит как «чем больше инфляции - тем меньше инфляции». И имеет она очень много различных проявлений.

Начнем с разогрева: вы вот помните, как в 2021г. мы квасили всей страной? Честно говоря, и я не помню, но по данным Росстата цены на капусту выросли в 2,5 раза. Что это значит для методологии, при условии, что потребление капусты не особо снизилось? Что при опросе людей по итогам года Росстат увеличивает вот этот весовой коэффициент значимости капусты в потребительской корзине – в данном случае на 83%. Никакой отсебятины, все строго по методологии – доля денег, которые люди тратят на капусту же выросла? Выросла! Вот и коэффициент вырос. Но в следующем году, после того как этот коэффициент повысили, все как-то резко наквасилисись: уж не знаю, то ли едаки ушли куда-то из дома, то ли еще что-то случилось, но по итогам 22 года цена на капусту стремительно падает до привычных уровней. И вот что мы получаем с точки зрения расчета инфляции на овощи: когда рост цен на капусту должен был активно повышать общий рост продуктовой инфляции, она шла с низким коэффициентом значимости, и не влияла так сильно, зато весь следующий год, из-за последовавшего падения цен она уже активно снижает общий уровень продуктовой инфляции, да еще и с увеличенным весовым коэффициентом значимости. В итоге, что в 2021, что в 2022 году, фактически мы имеем инфляцию на овощи меньше чем должны бы, просто из-за запаздывания изменения коэффициентов относительно реальных событий на рынке. К слову, по данным Росстата в 22 году подешевели вообще почти все овощи, напишите в комментах кто-то вообще заметил такой поворот событий?

Ладно, что мы все про капусту – это как-то несерьезно. Давайте, например, про автомобили! Вы вот знали, что цены на автомобили за год не изменились? Да что уж там, буквально в апреле они и вовсе были даже дешевле чем год назад

Как Росстат манипулирует данными при расчете инфляции

И конечно же ларчик открывается достаточно просто: Росстат по своей методологии в начале 23 года понизил коэффициент значимости импорта на 25% и повысили значимость для российских авто на 60%. Впрочем, куда они относят отечественный китайский москвич – история умалчивает. И ведь опять формально не подкопаться. Стали граждане России в 22 году покупать больше российских марок и меньше импортных – конечно стали! Так что все честно, никакой инфляции на автомобили!

Но ладно, на самом деле в данном случае таки есть за что заподозрить-таки Росстат в манипуляциях данными. То ли ради чисто поржать, то ли они просто не придумали в какую группу их еще запихнуть – в категории автомобили с весом 14% от всей этой категории располагаются кто? Правильно – покрышки! Которые и вовсе подешевели за год примерно на 10% вслед за снижением цен на нефть.

Но в целом, ситуация с автомобилями как раз и показывает почему я назвал методологию Росстата – ошибкой выжившего. Если что-то дорожает быстро, а что-то схожее медленнее, то все просто переключаются с 1-го товара (или услуги) на 2-й и его значимость в категории растет, а того, что дорожает быстрее – падает. Суммарная же инфляция замедляется просто благодаря этому переходу. То есть чем выше инфляция, тем сильнее все саморегулируется в сторону ее уменьшения из-за изменения вот этих весовых коэффициентов.

И если в случае автомобилей это был локальный всплеск, связанный с санкциями и курсом доллара, то во многих категориях этот тренд идет десятилетиями. Например, вес категории говядина упал за 10 лет уже на треть, колбасных изделий на четверть, а свинины на 10% и все это частично заменяется полуфабрикатами, вроде пельменей, а частично и вовсе макаронами и крупами. И что-то мне подсказывает, что это не мясо дешевеет в общей корзине, а просто люди год от года отказываются от дорогих продуктов и переходят на все более дешевые, которые зачастую еще и дорожают медленнее, и конечно же все это также годами тормозит инфляцию.

Но если если по крупным товарным группам, вроде говядины, мы хотя бы видим конкретные изменения весов, то на уровне отдельного продукта этого не видно совсем, а простор для сравнительно честно манипуляции там также огромен!

Вот, например, помните в августе 2014 года запретили ввозить сыры в Россию и цены на него сразу выросли.

А вот фиг, в моменте инфляция даже упала:

Как Росстат манипулирует данными при расчете инфляции

Это происходит по следующей, опять-таки, чисто математической причине:

Пусть раньше на полках магазина лежал одновременно российский пармезан по 200 р. за упаковку и итальянский по 400. Допустим даже, что итальянский покупало всего 10% потребителей, тогда группа «пармезан», которая является одним из элементов для расчета инфляции на сыры в целом, в июле стоила с учетом средневзвешенных продаж

(200*90+400*10) / 100 = 220 руб.

А в августе, когда остался только российский сыр, эта же группа будет стоить уже 200 рублей, то есть цены вообще не поменялись, а по факту дефляция на целых 10% просто из-за вынужденной смены потребительского поведения.

Это еще лучше видно при сравнении московской инфляции и в целом по стране:

Как Росстат манипулирует данными при расчете инфляции

Так, почти всегда в Москве наблюдается более высокая продовольственная инфляция, потому что все больше людей может позволить себе более премиальную продукцию (вроде того же импортного пармезана вместо российского), но из общего графика выбиваются 2 периода: это как раз 2014 год, когда всех оставили не только без сыров, креветок и т.д., но и в принципе импортная продукция из-за обвала рубля почти вдвое, стала недоступна даже москвичам: что и вынудило их пересмотреть привычки в сторону более дешевых продуктов, в то время как для жителей остальной России подорожавший импорт не сильно изменил потребительские предпочтения, потому что они его и раньше не покупали. В итоге по итогам года продуктовая инфляция в Москве оказалось прилично ниже чем по стране в целом.

Другой, не менее интересный для анализа период это 2020-2021, когда благодаря переходу на удаленку, множество жителей Москвы разъехалось по дачам или малым родинам, сохранив при этом зарплату, и резко повысив потребление более дорогих продуктов питания в тех регионах, куда они перебрались. В связи с чем, мы и видим просто огромную разницу между инфляцией в Москве и в России в целом. Так что да - простое изменение потребительских привычек, даже без изменения цен как таковых, может очень сильно влиять на инфляцию. Да, его конечно же учтут в будущем, при расчете весов для следующего года, но там уже и люди могут вернуться обратно, что опять-таки, чисто математически, приведет к дефляции в регионах.

Так что несмотря на всю формальную логику и весь титанический труд Росстата, при расчете инфляции существует куча факторов, которые могут достаточно сильно исказить реальную картину. И если вам почему-то всегда казалось, что ваша личная инфляция как-то подозрительно выше, чем рисует Росстат, то вам вовсе не казалось: из-за постоянного перехода на более дешевые товары (преимущественно, из-за замены их менее качественными аналогами) среднестатистическая потребительская корзина и правда растет гораздо медленнее, чем росла бы, если бы компоненты оставались неизменными.

Вот такая вот история как считают инфляцию в России и почему нам это не всегда нравится.

22
2 комментария

Хороший обзор. Моя личная продуктовая корзина всегда растет сильнее среднестатистической и слава богу, что не приходиться менять качество на цену

1
Ответить

Я всегда думал, что в США инфляцию считают через одно место.. Думал у нас Росстат тупо манипулирует цифрами, а оказывается у них даже нет чёткой потребительской корзины.. А ведь сюда ещё стоит добавить и два других фактора:
1. Они постоянно добавляют разные новые категории или меняют их положение.
2. По ряду категорий (лес, например) считают не за какой-то объём (не говоря уже про проведение к среднему знаменателю), а именно увеличение спроса в процентном отношении. То есть если на 20% больше людей купили что-то из древесных материалов, то это увеличение продаж на 20%, даже если общий объём продаж упал на 50%, так как каждый купил меньше, чем в прошлом году.

Ответить