«Стать венчурным инвестором легко, но очень дорого»

Константин Синюшин, управляющий партнёр и сооснователь The Untitled Ventures — о секретах инвестирования на ранних стадиях.

Быть инвестором непросто и зачастую дорого, но, по словам Синюшина, правильный фокус, использование нишевой аналитики и правильные выводы из собственных ошибок могут оказать неоценимую поддержку.

«Если о каком-то тренде написал Gartner, то на стадии посевных инвестиций в него уже поздно инвестировать» Фото: Facebook Константина Синюшина
«Если о каком-то тренде написал Gartner, то на стадии посевных инвестиций в него уже поздно инвестировать» Фото: Facebook Константина Синюшина

Фонду ранних стадий лучше не ориентироваться на мейнстримовую аналитику

У нас очень маленький, идеологизированный и нишевый частный посевной фонд ранних стадий. Под «идеологизированным» я подразумеваю, что мы сначала придумываем идею про то, во что будем инвестировать.

Для этого мы читаем много разной аналитики, в основном «маргинальной» — то есть исследований, которые проводятся не очень известными институтами. Мейнстримовая аналитика, как правило, обслуживает интересы крупных компаний. Если о каком-то тренде написал Gartner, то на стадии посевных инвестиций в него уже поздно инвестировать.

Фокус инвестиций может меняться, и это нормально

Фокус инвестиций мы выбираем исходя из жизненного опыта, который накопили с командой за время работы со стартапами. На протяжении трёх-четырёх лет нашим фокусом было необычное сочетание разных аспектов — как технологических, так и отраслевых.

В частности, мы целились в условный треугольник между ритейлом, fashion и медиа, в итоге попали в искусственный интеллект.

Например, мы инвестировали в стартап «Сарафан», который перевернул возможности монетизации для онлайн-медиа, сделав простой и дешевый способ распознавания сначала одежды на любом фото или видео, а теперь заканчивает тестирование распознавания любых иных часто рекламируемых предметов: это позволяет медиаресурсам для своего трафика становиться товарными агрегаторами.

Несколько лет мы не знали горя в этом уютном пространстве, но в какой-то момент поняли, что тема себя исчерпала. Каждый следующий проект, который мы смотрели, все больше напоминал предыдущий. Поскольку мы не видели никакого смысла инвестировать в клоны клонов, мы решили искать себе новую нишу.

Сейчас мы работаем в двух других областях. Первая — это hardware-стартапы, вторая — биомедицинские проекты с упором на сельское хозяйство и ветеринарию. Фокус на животных возник потому, что в этой сфере действует более простое государственное регулирование.

И поэтому такие проекты лучше вписываются в венчурный формат, чем попытки изобрести какое-то новое лекарство от всех болезней.

Ребенок болеет, капризничает, не хочет есть куриный бульон. А мама его уговаривает: «Ну скушай, деточка, хотя бы немного, там антибиотики!»

Чтобы более точно описать ситуацию, расскажу анекдот

Поиск решений, которые позволят не давать курам и другим сельскохозяйственным животным антибиотики, но при этом защитят их от болезней и эпидемий, сейчас большой мировой тренд.

Сейчас мы ведем переговоры по инвестиционной сделке с целью вывода в Европу известного российского производителя микробиологических штаммов, выполняющих наиболее эффективно по цене и качеству в мире функцию пробиотической защиты на птицефермах. Именно такие вещи нас и интересуют.

Важны и команда, и продукт — иного не бывает

С нашей точки зрения, команда и продукт — это всегда две стороны одной медали. Мы не готовы смотреть команду без продукта, поскольку наш фонд работает не на pre-seed, а на seed стадии. Мы не готовы в муках творчества засыпать и просыпаться вместе с основателями. Также не имеет никакого смысла и продукт без команды.

Очень часто бывает, когда люди приносят реально хороший продукт, а потом смотришь на команду и понимаешь: «ну нет». Даже если продукт готов, его еще надо отгрузить клиентам. Хуже продукта, сделанного одними программистами, может быть только продукт, сделанный одними маркетологами. То есть должна быть сбалансированная команда. Мы никогда не пойдем за хорошим продуктом, у которого нет потенциальных клиентов.

Самый лучший способ самостоятельно найти проект для инвестиций — это организовать хороший конкурс и грамотно описать, что ты хочешь

В качестве призов предлагайте инвестиции. Мы регулярно даже на чужие конкурсы приносим инвестиционный приз. Например, недавно мы вручили такой приз, а сейчас находимся в процессе переговоров с основателями стартапа-победителя.

Инвестиционное предложение — это именно предложение, мы можем по нему не договориться, а приз или грант — это безусловные деньги, которые ты получил. Но и суммы сильно различаются. Мы заранее представляем себе обычно проект нашей инвестиционной мечты и конкурс проводим как раз с подробным описанием того, что мы бы хотели найти.

Инвестиции — это не хобби, ими стоит заниматься только профессионально

Первый раз я попробовал себя в венчурных инвестициях в 2009–2010 годы, и мне совершенно не понравилось. Точнее, понравилось, но только вначале. В то время я работал топ-менеджером в транснациональной корпорации и инвестированием стал заниматься в свободное от основной работы время и втайне от жены. Все закончилось очень печально.

Около $1 млн
я потерял безвозвратно, формируя первый индивидуальный портфель

Первый индивидуальный портфель пришлось списать полностью: я потерял около $1 млн безвозвратно, но один проект, оставшийся от первых еще не институциональных моих инвестиций, надеюсь, вернет потом все десятикратно. Это проект, который оказался действительно выдающимся.

Когда я сейчас задним умом анализирую, почему именно этот проект оказался выдающимся, я понимаю, что уже в тот момент он был на операционной окупаемости, и я был первым и единственным инвестором.

В результате своего первого эксперимента я вышел обогащенный знанием, что инвестиции — это не хобби, это тоже работа, которой нужно заниматься профессионально. Разумно заниматься или пассивным инвестированием в синдикате с активным лидирующим инвестором, или необходимо перестать самому пытаться совмещать свои активные инвестиции с другой работой.

Мне часто задают вопрос: «А легко ли стать венчурным инвестором?». Я всегда говорю: «Очень легко, просто очень дорого». Если бы я оказался в настоящем моменте без опыта венчурного инвестирования и с $1 млн в кармане, я бы не стал инвестором. Я бы взял эти деньги и сделал свой проект.

Дело в том, что обычное предпринимательство уже несет в себе собственные внутренние риски, а инвестирование, помимо прочего, несет еще и риски объектов инвестирования, поэтому более или менее статистически уверенно в нем можно себя чувствовать только через диверсификацию активов. Иначе ты как бы отдал деньги в чужой проект — и просто молишься.

Константин Синюшин — известный российский серийный ИТ-предприниматель, соучредитель ряда известных компаний, проданных стратегическим инвесторам Software AG, EMC Corp. и EPAM Systems.

Сооснователь и управляющий партнер венчурной компании The Untitled Ventures. В качестве бизнес-ангела развивает проекты в области интернет- и мобильных решений.

Записал Максим Чеботарев, руководитель крупного венчурного сообщества инвесторов (более 350 человек), основатель GoValley, ведущий спикер Школы инвестиций ФРИИ.

А вы инвестор или основатель / сотрудник стартапа?
Инвестор
Основатель стартапа / Работаю в стартапе
Совмещаю оба варианта 
Ни тот, ни другой
1616
20 комментариев

«Хуже продукта, сделанного одними программистами, может быть только продукт, сделанный одними маркетологами.»

AirBnB сделали два дизайнера, от которых все инвесторы на первых порах шарахались. Российский Delivery Club, продавец вина и продавец товаров народного потребления, в модель которых не верили, Instagram - два разработчика и таких примеров много. Практически все самые популярные продукты в IT, приложения, которыми мы все пользуемся, создавались «не оптимальными» командами, в понимании инвесторов. Идеальную команду найти также сложно, как инвестора с хорошими компетенциями, особенно на Российском рынке. Эта одна из причин, почему Российский венчурный рынок в России скорее мертв, чем есть вообще. Сколько зарубежный успешных проектов, реализованных нашими парнями и девушками.

6
Ответить

человек рассуждает не с точки успешности проекта, а с точки зрения возврата инвестиций. И я с ним соглашусь, если проект уже на самоокупаемости но ему не хватает топлива, но у него уже есть костяк персонала, то в такой проект вливать деньги можно с меньшим риском, чем в один из сотни проектов сделанный, 2мя программистами.

Ответить

Я не умею себя презентовать. Инвесторы отказывают, а те кто соглашается, хочет управлять проектом и иметь свой голос... А в своем проекте вижу большое будущее. ВК и ОК (Mail ru Group) завидовать будут. Поэтому делаю всё сам и уже инвесторов не жду, но при выгодном раскладе который ускорит разработку, можно подумать.

2
Ответить

Классика! :)

6
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Почему hardware-стартапы?

Ответить

Вероятно, потому, что в плоскости "сайт-приложение" уже ничего нового изобрести невозможно. Как тут писали в другом месте, надежный актив — это то, что может упасть тебе на ногу.

2
Ответить