В каких случаях целесообразно задуматься о создании личного фонда

Кошелев Ярослав Сергеевич, Управляющий партнер M5 Law Firm, кандидат юридических наук.

С марта 2022 г. у состоятельных граждан появилась уникальная возможность: создавать в России аналоги зарубежных трастовых фондов – личные фонды (учрежденная физическим лицом некоммерческая организация, осуществляющая управление переданным ей этим лицом имуществом). В личный фонд можно передать любое имущество, но при этом его стоимость при учреждении фонда должна быть не менее 100 миллионов рублей.

Смоделируем некоторые ситуации, в которых целесообразно задуматься о создании личного фонда:

Вы хотите стать основателем династии. По нашему мнению династия – это череда последователей, происходящих из одного рода и связанных между собой отношениями родства или свойства, системно продолжающих дело своих предков. При конструировании династических личных фондов целесообразно проводить аналогии и рецепиировать некоторые правила, которые устанавливались в кавказских кланах и обеспечивали их устойчивость на долгие годы.

Важно понимать, что текущее российское законодательство не содержит каких-либо иных инструментов для обеспечения передачи активов через множество поколений. Кроме того, только конструкция личного фонда может помочь сохранить активы в неделимом виде и обеспечить их поэтапное приращение – напротив, каким бы крупным состоянием вы не обладали, ваши праправнуки, скорее всего, получат только какую-то часть этого состояния (как минимум по причине того, что каждый раз активы будут делиться между несколькими наследниками, а впоследствии – опять между их наследниками). Может показаться, что этого не произойдет, в случае если у состояния всегда будет один наследник, но это тоже далеко не всегда приведет к желаемому результату, поскольку не у всех наследников есть соответствующие навыки или черты характера, позволяющие сохранять и приумножать капиталы, в связи с чем на каком-то этапе состояние может уменьшиться, в том числе в связи с притязаниями кредиторов. Специфика накопления и сохранения семейных капиталов хорошо описана в книге Д.И. Хьюза-младшего «Богатство семьи. Как сохранить в семье человеческий, интеллектуальный и финансовый капиталы».

Личный фонд является единственным инструментом по сохранению бизнеса или пула активов в ситуации, когда у бенефициара нет прямых наследников или в ситуации, когда наследники очень молоды, а их законные представители вызывают недоверие у бенефициара. Например, единственной наследницей успешного предпринимателя является малолетняя дочь от первого брака, который расторгнут. При этом с бывшей супругой сложились крайне неприязненные отношения. Перед таким предпринимателем возникает дилемма: либо совершить завещание в пользу дочери и надеяться на собственное здоровье (но ведь даже после того, как дочь достигнет совершеннолетия ее личная связь с матерью и/или психологическое влияние матери может привести к тому, что бизнес или активы окажутся проданными или потеряют в стоимости из-за ненадлежащего ими управления), либо учредить личный фонд, правильно настроив систему управления и предусмотрев дочь и ее наследников в качестве выгодоприобретателей.

Многим деловым людям хочется, чтобы дело всей их жизни работало и после них, но их прямые наследники не хотят (или не умеют) заниматься бизнесом. В такой ситуации также каких-либо иных вариантов, кроме учреждения личного фонда не имеется. В таком случае профессиональная команда будет заниматься управлением, а выгодоприобретатели – только получать соответствующие бонусы от фонда.

Бывают также ситуации, когда успешный предприниматель сознательно хочет оградить своих потомков от негатива бизнеса и мечтает, чтобы они занимались, например, творчеством (стали художниками или учеными) или вели свою практику (врачебную), обеспечив им «достойный жизненный старт».

Подумать о фонде также следует в ситуации, когда Ваше состояние настолько велико, что у последующих поколений может полностью исчезнуть стимул достигать каких-то результатов в той или иной сфере жизни.

Если вы собираетесь отходить от дел, но хотите создать эффективную систему сдержек и противовесов по управлению бизнесом и контролю над ним. К сожалению, система органов управления и контроля в хозяйственных обществах довольно жестко определена в законодательных нормах. А ее тонкая настройка через систему корпоративных договоров, опционов, и прочих договорных конструкций может привести к снижению эффективности бизнес-процессов. Напротив, в личном фонде можно предусмотреть любые органы и условия их работы. Это позволит распределить риски, в том числе, недобросовестности менеджмента той или иной бизнес-единицы, без потери результативности работы всего бизнеса.

Сложные семейные ситуации не всегда возможно справедливо разрешить какими-либо иными инструментами. Допустим, у успешного некогда бизнесмена преклонного возраста остались кое-какие накопления и бизнес-активы, которых как раз достаточно, чтобы учредить личный фонд. У него есть две взрослые дочери. Старшая несколько раз была замужем, у нее трое детей, но ни личная жизнь, ни карьера, ни собственный бизнес у нее «не сложились». Младшая успешно вышла замуж за весьма обеспеченного человека, родила ребенка и крайне счастлива в браке. Как в данной ситуации правильно распределить наследство? Раздел в равных долях между дочерьми, скорее, будет не вполне справедливым по отношению к внукам и, напротив, распределение между всеми внуками может вызвать элемент недовольства как минимум у младшей дочери.

Представляется, что уместным выходом из такой ситуации может стать учреждение фонда с условиями, например, о выплатах из него в пользу каждой из дочерей сообразно уровню их жизненных потребностей и в зависимости от их текущей жизненной ситуации (например, младшая дочь может развестись и ее уровень жизни изменится), а также целевых одинаковых выплат всем внукам на хорошее обучение.

Личные фонды помогут снизить риск последующих семейных споров (раздел имущества или определение размера алиментов).

При заключении брака между лицами, имущественное положение которых существенно отличается, традиционно используется конструкция брачного договора. Но имеется существенный риск судебного оспаривания такого договора, в случае если за счет доходов от имущества, принадлежавшего одному из супругов до брака, продолжает приобретаться иное имущество в период брака (реинвестирование) или в случае признания условий брачного договора крайне неблагоприятными для другого супруга. Также брачный договор оказывается не всегда уместным к заключению по моральным соображениям.

Кроме того, важно помнить, что алименты могут быть установлены в размере от 25% от всех доходов, в т.ч. от доходов от активов, их продажи и от бизнеса. Внесение имущества в личный фонд позволяет этого избежать, т.к. доходы будут формироваться у фонда.

Ваш бизнес или активы являются неделимыми или их ценность от раздела между наследниками уменьшится. Лучше всего данная ситуация может быть описана на примере передачи последующим поколениям тех или иных коллекций, которые являются неделимыми из-за потери их художественной или материальной ценности. Такие коллекции могут поступать только какому-то одному наследнику или в общую собственность всех, что со временем неминуемо приведет к спорам и ссорам.

Тот же эффект будет и при распределении между наследниками долей (акций) в работающем предприятии – даже если между детьми наследодателя есть полное взаимопонимание это еще не гарантия того, что их наследники, в том числе супруги, не войдут на том или ином этапе в конфликт с остальными участниками или акционерами. Все это может привести к гибели бизнеса или его переходу к третьим лицам (показательный кейс Natura Siberica).

Определенные риски возникают и при передаче наследникам недвижимости. Даже если у вас, к примеру, двое детей и два равнозначных объекта недвижимости, то сложность возникнет в момент, когда недвижимость нужно будет передавать от детей внукам. Передача наследникам долей в праве общей собственности – также «бомба замедленного действия».

Ваши активы и бизнесы являются настолько многочисленными и многогранными, что управление ими и их учет требуют отдельного внимания (личный фонд может быть логически интегрирован в систему построения группы компаний). Нередко встречаются ситуации, когда у бизнесмена очень большая география бизнеса – много организаций в разных регионах, работающих в разных отраслях и/или принадлежащие ему активы очень разнородны (например, недвижимость различных назначений – торговые центры, сельскохозяйственные угодья и офисные здания). В этой ситуации даже инвентаризация (учет) всех активов в их актуальном состоянии является достаточно трудоемким занятием (зачастую, крайне состоятельные люди сами не помнят, какое имущество им принадлежит и где оно находится). Далеко не всегда наследники в состоянии обнаружить все имущество наследодателя. С недвижимостью, автотранспортом или иным имуществом, отраженным в публично-достоверных реестрах, все более-менее понятно. Сложности могут возникать, например, в случае если какие-либо ценности хранятся в банковских ячейках, сведений о которых у наследников нет. Наследодатель также может при жизни отдать имущество на хранение третьим лицам. Затруднителен для наследников и поиск бездокументарных ценных бумаг, ПФИ или цифровых прав (ЦФА).

Еще бОльшую сложность вызывает координирование работы всех бизнесов или контроль над доходами от всех активов. Внесение соответствующих долей, акций и/или активов в фонд поможет обеспечить надлежащий учет, контроль и стратегическое управление.

Здесь стоит обратить внимание, что руководитель личного фонда (члены органов управления) и руководители коммерческих структур бенефициара – учредителя фонда принципиально различаются как по ставящимися перед ними задачами, так и по необходимому набору их компетенций. Менеджмент того или иного бизнеса в первую очередь нацелен на обеспечение развития и прибыльности своей организации (т.е. одного из бизнесов). Руководитель фонда – это скорее консильери бенефициара, который видит картину целиком и обеспечивает оптимальное взаимодействие между всеми бизнесами для достижения максимального результата для самого учредителя фонда или его выгодоприобретателей, а не для отдельной бизнес-единицы.

Часть ваших активов зарегистрировано на «номинальных» собственников или передана им во владение. До сих пор встречаются ситуации оформления влиятельными людьми своих активов на доверенных лиц. Причин к тому может быть бесконечное множество, например: невозможность или нежелательность владения активами из-за занимаемой должности или статуса; особенности налоговых стратегий бенефициара; желание разграничить операционную деятельность и держателей активов и т.п. Независимо от причин оформления имущества на доверенных лиц такая ситуация несет существенные правовые риски для бенефициара, увеличивающиеся или уменьшающиеся в зависимости от использованных договорных и прочих правовых конструкций с номинальным владельцем, в том числе, оформление договоров залога, корпоративных соглашений, завещаний и т.д. Но в любом случае риск для бенефициара в такой ситуации является существенным. Инструментарий личных фондов позволяет практически полностью нивелировать всякие риски и определить судьбу данных активов. В зависимости от налоговых особенностей и соображений конфиденциальности целесообразно либо вернуть активы реальному бенефициару и передать их в фонд, либо учредить фонд от имени номинального владельца и максимально ограничить его возможности по участию в деятельности фонда.

Правильно структурированный личный фонд обеспечит конфиденциальность реальному бенефициару активов. Сведения о выгодоприобретателях личного фонда являются полностью закрытыми. Их могут получить только некоторые компетентные органы, проследив выплаты из фонда. До тех пор, пока прямых выплат (или передачи имущества выгодоприобретателю) нет, установить информацию о том, кто является выгодоприобретателем фонда практически невозможно.

Сведения же об учредителе фонда в силу ст. 65.1 ГК РФ в ЕГРЮЛ отражены не будут. Однако они будут содержаться в решении об учреждении фонда, которое обязательно предоставляется при регистрации юридического лица. В случае если в фонд передается недвижимое имущество, то органы Росреестра РФ также будут обладать информацией о переходе права собственности на такое имущество. О переходе прав на акции будет известно реестродержателю. Поэтому определенные государственные органы получить информацию об учредителе фонда смогут. В связи с этим, если реальному бенефициару активов необходима полная конфиденциальность, то целесообразно учреждать фонды, например, с привлечением «транзитных собственников».

Упрощение или полный уход от предоставления деклараций или иной отчетности. Безусловно, в первую очередь это относится к государственным или муниципальным служащим, а также к судьям, депутатам и т.п. Несмотря на то, что их собственность передается в доверительное управление, подавать отчетность все равно необходимо. При внесении имущества в личный фонд право собственности у соответствующего лица прекращается (причем без какого-либо дохода, поскольку у фонда нет встречного представления по отношению к учредителю) и, соответственно, нет необходимости отчитываться.

Оптимизация системы мотивации ключевых сотрудников компании также возможна через личный фонд. Например, вместо применения конструкции опционов можно все акции бенефициарного владельца передать в учрежденный им личный фонд, предусмотрев в числе выгодоприобретателей фонда ключевых членов команды бенефициара и указав в документах фонда условия, при которых осуществляются выплаты или передача акций соответствующему выгодоприобретателю.

Создание личного фонда поможет законно избежать некоторых претензий со стороны налоговых органов в части дробления бизнеса. Конечно, в большей степени это относится к ситуациям, когда имеются компании, применяющие ОСНО (головная структура) и компании-сателлиты, применяющие спецрежимы. В такой ситуации можно долю или пакет акций в головной структуре передать в личный фонд, оставив за собой только сателлиты. Естественно, в данном случае понадобится тонкая настройка бизнес-процессов таким образом, чтобы не имелось прочих косвенных признаков взаимосвязанности головной компании и сателлитов. Кроме того, необходима реальность передачи функций по управлению головной компании личному фонду.

Личный фонд необходим в случаях, когда имеется существенный риск появления наследников с обязательной долей, но наследодатель совершенно не хочет передавать им свое имущество. Например, у успешного бизнесмена может быть биологический отец, который никогда с ним не общался, не участвовал в воспитании, но, тем не менее, не был лишен родительских прав. Ни завещание, ни какие-либо суррогаты в виде передачи активов в ПИФы или хозяйственные общества не помогут полностью исключить претензии со стороны такого отца на обязательную долю в наследственной массе. Личный фонд при правильном его конструировании поможет либо полностью либо в существенной части эту проблему решить.

Фонд целесообразен в случаях создания гарантированной имущественной массы, которая независимо от деятельности его учредителя перейдет по наследству его потомкам. Например, вы вносите в фонд какую-либо часть своего имущества, которое вы бы хотели оградить от любых притязаний со стороны третьих лиц. По истечению 3 или 5 лет с момента передачи имущества фонду риски вашей операционной деятельности или претензии ваших кредиторов уже не будут распространяться на это имущество.

Резюмируя наши рассуждения по поиску частных ситуаций, в которых может оказаться полезным создание личного фонда, отметим, что регулирующие личные фонды нормы закона практически не содержат обязательных требований или запретов, а это означает, что через использование конструкции личного фонда можно решить практически любую поставленную задачу.

Однако, к сожалению, стремительное развитие этого инструмента будет несколько тормозиться отсутствием на данном этапе развития нашего общества культуры мыслить долгосрочными горизонтами.

77
Начать дискуссию