Внедрение управленческих отчетов в компании по бурению скважин

В сегодняшнем материале хотим поделиться с вами кейсом внедрения управленческого учета в компанию по бурению скважин, которое мы недавно завершили.

Все данные, представленные в изображениях и отчетах, демонстрационные и не имеют ничего общего с данными компании-заказчика.

Клиент: Компания клиента занимается бурением колодцев, установкой септиков и их ремонтом. Работает во Владимирской области, в городе Юрьев-Польский. Клиенты — физические и юридические лица, привлекаемые с тендеров. На каждый объект выделяется бригада рабочих во главе с бригадиром. Всего в компании работает 20 человек.

Задача: Внедрить управленческую отчетность, создать систему отчетности, которая позволит получать достоверную информацию о работе и контролировать финансы в компании.

Что было с учетом в компании

Собственник ориентировался исключительно на остатки денег на счетах и наличные, которые поступают от клиентов. При этом учет в компании не велся ни в каком виде, данные не фиксировались и не записывались. У клиента не было ни 1С, ни табличек в экселе, ни записей в журнале. В компании не формировалась отчетность, и собственник не обладал информацией о текущей ситуации с финансами.

Проблемы и особенности

  • Неизвестна рентабельность направлений, бригад, объектов.
  • Неизвестно, сколько компания зарабатывает прибыли и сколько можно забирать дивидендов.
  • Нет уверенности, что деньги на закупку тратятся правильно и оптимально.
  • Кассовые разрывы в компании (нехватка денег для оплаты обязательств).
  • Нет уверенности, что сотрудники не воруют (расходные материалы, деньги).
  • Непонятно, в каком финансовом состоянии находится компания.
  • Неизвестно, как и где можно оптимизировать и улучшить работу компании.

Решение

Этап 1. Составили и подписали техническое задание

Для того, чтобы результат проекта соответствовал ожиданиям заказчика, после заключения договора мы всегда составляем техническое задание. Когда заказчик только обратился к нам, он знал о своих проблемах, но не знал как их решить. В режиме обсуждения мы собрали перечень отчетов и показателей, которые он хочет получать и анализировать, а затем оформили это в виде технического задания.

Пример технического задания Компания «Аутфинанс»
Пример технического задания Компания «Аутфинанс»

Этап 2. Настроили учетную систему

На старте проекта у клиента не было никаких источников получения информации о состоянии финансов. Чтобы собирать данные, мы использовали собственную учетную систему «Аутфинанс».

Она была разработана как нечто среднее между 1С и Гугл таблицами. Так как, в некоторых случаях 1С использовать необязательно, слишком сложно или просто нет желания. А Гугл таблицы имеют ограничение по нагрузке, возможности создать доступы для разных сотрудников, автоматизации и безопасности.

Учетная система состоит из трех журналов учета: журнал сделок, журнал учета средств и журнал учета материалов (склад). В эти журналы сотрудники компании должны вносить информацию, необходимую для учета.

Главная страница учетной системы, открывающая журналы Компания «Аутфинанс»
Главная страница учетной системы, открывающая журналы Компания «Аутфинанс»

2.1 Журнал учета сделок

Каждая сделка, по которой заключен договор, заносится в журнал учета сделок. Необходимо зафиксировать всю информацию, которая доступна: по какому адресу продали, кто из менеджеров продал, что было источником продажи, что именно было продано, по какой цене и в каком количестве, какая работала бригада на объекте и т.д.

Эта информация используется для аналитики и формирования Отчета о прибылях и убытках, который показывает, сколько зарабатывает компания и кто ей приносит деньги (менеджеры, бригады, клиенты).

2.2 Журнал учета средств

Для внедрения управленческой отчетности в компании не имеет значения серая или белая бухгалтерия, платили с ООО или ИП. Все деньги, которые поступают или уходят из компании (поступления и списания), фиксируются в журнале учета средств. Данные фиксируются подробно: когда был платеж, с какого счета, по какой статье, на какую сумму, кому и т.д.

На основе этих данных формируется Отчет о движении денежных средств, который показывает, куда компания тратит деньги и откуда получает (контрагенты, статьи, счета).

2.3 Журнал учета материалов (склад)

Движение материалов со склада или на склад фиксируется в этом журнале. Кладовщик вводит информацию о том, когда, сколько и откуда было закуплено материала. То же самое со списанием материалов со склада. Кладовщик видит остатки на текущий момент, какие материалы есть на складе, в каком количестве и на какую сумму, и планирует закупку в зависимости от наличия.

Этап 3. Настроили систему отчетов

После того, как данные попадают в учетную систему, они представляют из себя лишь набор сырых данных, которые нужно уметь анализировать. Не все собственники и руководители самостоятельно разбираются в анализе данных. Для того, чтобы аналитика была дружелюбна и доступна пользователям с любым уровнем подготовки, во всех своих проектах мы внедряем приложение для бизнес-аналитики Microsoft Power BI. Приложение организовано по принципу, чтобы аналитика была доступна без специальных знаний.

Понятные диаграммы, настраиваемые срезы (фильтры) и другие инструменты помогают изучить данные с разных сторон и сделать выводы быстро. Power BI позволяет собрать данные из разных источников в одном месте: CRM, ERP, систем веб-аналитики, колл-трекинга, 1С, баз данных и других систем где есть API. Если клиенту понадобится разработать новый отчёт, мы заберём данные из любой системы, и он появится в приложении Power BI в привычном для него виде.

3.1 Отчет о движении денежных средств

Данный отчет собирается на основе журнала учета средств. Для отображения данных в удобном виде мы используем графики, диаграммы, матрицы и таблицы и создаем систему срезов из 7 разных фильтров для подробного изучения. При выборе конкретного фильтра, данные обновляются «на лету» и информация изменяется в соответствии с выбранным фильтром.

Отчет показывает:

  • Сколько денег поступило и сколько было потрачено.
  • По каким статьям поступали и тратились деньги.
  • Общий остаток денег и остаток на разных счетах (наличные, расчетные счета).
  • Кто из контрагентов приносит и забирает больше всего денег.
  • Какой остаток денег за период после всех операций.
  • По каким счетам проходит основная масса операций.

3.2 Отчет о сделках, прибылях и убытках

Отчет собирается на основе журнала сделок и, частично, журнала учета средств, которые мы рассмотрели выше. Данные можно сортировать в 6 срезах: по категории, источнику сделки, номеру договора, контрагенту, менеджеру и бригаде.

Так как компания занимается бурением скважин по всей Владимирской области, клиент пожелал собирать информацию о том, как проходило бурение по выполненным сделкам. Для этого мы создали карту, которую можно подробно изучать для определения себестоимости бурения, возможных проблем и т.д. Также карту можно вставить фреймом на сайт компании.

Отчет показывает:

  • Какая была выручка и прибыль.
  • Кто и сколько денег должен по выполненным сделкам (дебиторка).
  • Какие из бригад, менеджеров, направлений, сделок, источников более прибыльны (валовая прибыль).
  • Растет ли рентабельность валовой прибыли и чистой прибыли со временем.
  • Зависит ли срок работ от роста количества сделок.
  • Какие расходы по сделкам несет компания, и какую долю занимает каждый из них в общей сумме.

3.3 Отчет по складу

Данный отчет собирается на основе журнала учета материалов (склад). Отчет интерактивный, данные можно изучать в разрезе: по типу (поступление/списание), складу, материалу, контрагенту, номеру договора, бригаде.

Отчет показывает:

  • Сколько пришло и сколько списалось материала со склада.
  • Какой остаток на каких складах в количестве и суммах.
  • От каких контрагентов поступал материал и на каких контрагентов и сделки списывался.
  • По каким ценам закупается материал (максимальные, минимальные и средние цены).

Этап 4. Обучение сотрудников

Когда учетная система и система аналитики были готовы, мы провели обучение для сотрудников. Объяснили, как пользоваться приложением «Аутфинанс», помогли завести стартовые позиции (остатки на счетах, остаток материала, сделки в работе) и показали, как анализировать данные в приложении Microsoft Power Bi.

Записали видеообучение для действующих сотрудников и для введения в должность новых сотрудников по всем процессам: добавление новых пользователей в приложение, редактирование категорий в журналах, внесение информации в журналы, использование приложения «Аутфинанс», анализ данных в Microsoft Power Bi.

Результат

Внедрили учетную систему, в которой сотрудники фиксируют информацию о сделках, платежах и материалах на складе. Обучили сотрудников пользоваться учетной системой. Разработали и внедрили в компанию функциональные отчеты, которые с помощью фильтров помогают анализировать данные по компании и принимать более точные управленческие решения. Работа компании стала прозрачной для собственника, отчетность соответствует первоначальному запросу клиента и отвечает на его вопросы о финансах компании, которые ранее были неизвестны.

Готовый аналитический отчет по данному проекту, который вы можете самостоятельно изучить и попробовать поработать с ним доступен по ссылке. Отчет интерактивный и кликабельный.

Задавайте ваши вопросы про этот проект и внедрение управленческой отчетности в комментариях.

55
13 комментариев

Как человек, имевший отношение к стройке, прокомментирую: снабженец и кладовщик обычно образуют воровскую ячейку, данные вносятся и выносятся, материалы списываются и перемещаются налево. Прорабы сейчас вообще не умеют писать, а иногда и читать. Попадаются правда толковые, которые хотя бы понимают производственный процесс, за них держишься. Но с отчётностью беда у 99% прорабов. Бухгалтеру вообще всё равно что считать - делают это механически. А учитывая, что данные буху могут поступить с полугодовой задержкой (завалялись в портфеле, на объекте, утрачены, забыли), то вообще «красота» получается.
Для себя вывод: хорошую отчётность можно наладить только там, где бизнес алгоритмизируется. Всё остальное - на ручном управлении.

В закладки добавил, тема важная на самом деле.

1
Ответить

Спасибо за ваш опыт и мнение, Анатолий. Мы не внедряли управленческий учет в крупные строительные компании.
Но есть мысль, что если если есть смета на проект, с учётом внутренних ставок и себестоимости продукции, и делает ее один из сотрудников (проектировщик или проектировщик в связке с менеджером по продажам), закупками занимается второй человек, а за склад отвечает третий, то при фиксировании в учетной системе сметных, закупочных и складских данных можно частично исключить факты воровства. Однако, это не отменяет воровства в закупках.
Воровство в закупках можно постараться исключить внутренними регламентами и процессами закупок в компании. Тут нужно отталкиваться от конкретной организации и её процессов.
По моему личному опыту, любой бизнес можно алгоритмизировать. Алгоритмизировать бизнес позволяет открытый к изменениям собственник, руководитель и директор в связке с внешним консультантом, имеющим экспертизу в конкретной сфере, процессе или отрасли.
Генеральный директор компании «Аутфинанс», Виталий Ельцов.

1
Ответить

Крутая работа. Правильно ли я понимаю, что это актуально только тогда, когда все необходимые данные достоверно собираются. Без этого смысл в этих отчетах ровным счетом никакого.

1
Ответить

Да. Данные должны вноситься сотрудниками верно и своевременно. Только в этом случае отчет будет отражать реальную картину и помогать собственнику.
Для того, чтобы это выполнялось добросовестно мы всегда обговариваем с заказчиком как мотивировать сотрудников вести учёт вовремя и верно.

1
Ответить

А сколько стоил проект? Сколько времени занял в общей сложности?

Ответить

Владислав, внедрение этого проекта стоило 115 000 рублей. Срок внедрения — 2 месяца. Стоимость проекта очень сильно зависит от задач, количества источников данных, которые необходимо сводить. Если есть необходимость во внедрении можем пообщаться с вами где удобнее. Географически мы не привязаны к клиенту и внедряем сейчас учет в РФ, СНГ и Европе.

1
Ответить

Добрый день. Если абонентское обслуживание у программы? Если, да то какая стоимость в месяц?

Ответить