После этого стартапер должен четко понимать процесс разработки бизнес-модели. Да, мы чаще всего используем шаблон А.Остервальдера — чтобы сам стартапер понял, как это “колесо” будет крутиться. Часто он понимает, что у него что-то получилось, а как соединить других игроков рынка — не понимает; кто ему поможет, и кто помешает — он тоже не понимает. Еще одна важная вещь по модели Остервальдера — зоны монетизации и затратная часть. Только после этого, понимая, как бизнес (а не технология) будет работать, стартапер (лидер проекта) может подойти к формированию лайт-версии финансовой модели. Из моего опыта могу добавить, что только при разработке первоначальной финансовой модели своего проекта, стартапер “по-настоящему” начинает осознавать все предыдущие действия, именно финансовая модель покажет ему, есть ли смысл в его проекте, сможет ли он привлекать достаточное количество новых клиентов и удерживать существующих, чтобы показывать рост своего проекта для инвесторов. Большинство новых фреймворков направлены уже скорее на оценку и оптимизацию деятельности стартапа, но при этом надо понимать, что если мы вводим какие-то показатели оценки проекта, то их надо не только постоянно отслеживать, но сразу понимать, какие управленческие решения принимать.