Новая платежная платформа?

Потенциальный свободный объем рынка NFC карточных платежей составляет как минимум 32 миллиарда чистого дохода, вопрос — в возможностях финтех-провайдеров

Примерно треть бесконтактных карточных платежей (35%) в РФ совершалась с помощью Pay-сервисов — в настоящий момент отключенных Google Pay, Apple Pay.

По данным НАФИ, 32% россиян — владельцев смартфонов использовали их для бесконтактной оплаты покупок.

Отключение сервисов и появление на рынке альтернатив для бесконтактных платежей на смартфонах демонстрируют лишь небольшую часть спроса.

Стремительный рост Системы Быстрых Платежей (СБП) до 81 миллиона пользователей показывает, что спрос на платежи со смартфонов имеется у значительно большего количества людей.

И этот спрос не ограничивается простой агрегацией карт, реализуемой OEM-кошельками.

Потенциальный объем спроса на «платежи смартфоном» значительно больше, чем 32% владельцев смартфонов, использовавших Google Pay и Apple Pay.

Новая платежная платформа?

По данным Банка России за 2-й квартал 2023 года, каждый второй житель РФ совершал переводы по СБП в квартал, а каждый 4-й — оплачивал товары и услуги. В среднем на 1 жителя по СБП совершается 17 переводов и 8 покупок.

Очевидно, что 81 миллион пользователей СБП имеют карты (примерно по 2.7 карты на пользователя) , являются клиентами банков, а также используют мобильные банковских приложения и (или) онлайн-банкинг.

2 основные категории альтернатив Pay-сервисов

  • Банковские кошельки — SberPay, Tinkoff Pay, Alfa Pay — органичные платежные расширения мобильных банковских приложений для пользователей Андроид смартфонов с NFC

  • "Универсальные кошельки", агрегирующие карты — Mir Pay, MTS Pay Tag

Появляются и новые игроки. Яндекс недавно обновила свою платежную кнопку, как минимум до уровня мультифункционального Pay-сервиса — Я Пэй.

Новая платежная платформа?

Из 38 миллионов пользователей СБП на устройствах с NFC Android, больше половины — 20 миллионов человек не являются пользователями как минимум ни одного из приведенных на диаграмме «банковских кошельков».

И вряд ли будут.

Новая платежная платформа?

Крупные банковские игроки, не представленные в сторах, испытывают трудности с вовлечением клиентов в использование мобильных приложений. Доля клиентов, пользующихся мобильными приложениями "гигантов" розничного банковского рынка, показывает тенденции к эрозии. OEМ сторы — магазины приложений использовались в 60% активностей банков по продвижению (Александр Кукса, SALO).

Однако этих сложностей нет у небольших по размеру банков со стабильными лояльными клиентскими базами, которые продолжают активно использовать мобильные банковские приложения.

Стоит ли ожидать появления новых банковских кошельков от небольших и средних по размеру банков?

Возможно, да, так как мотивация вполне очевидна:

  • Увеличение маржи транзакционного карточного бизнеса. 20 миллионов пользователей, могут принести, по очень скромным оценкам, до 32 млрд. чистого дохода в год
  • Розничные клиенты банков — и больших, и маленьких, будут увеличивать частоту транзакций в СБП, включая платежи
  • Доля QR платежей, по разным оценкам, скоро достигнет 10-15% безналичного оборота, однако use-case QR все же ограничен, т. е. требуются и карты и кошельки в дополнение QR

  • Конкуренция — бигтехи, например тот же Яндекс, планомерно усиливают финансовые предложения используя клиентскую базу Pay-сервисов. А Ozon запустил кредитную линию для продавцов

Если с мотивацией все ясно, но остается вопрос с технологической обеспеченностью.

И этот вопрос — к финтех-провайдерам и провайдерам технологических решений (ИТ для небольших банков)

  • Какие тиражные решения они могут предложить небольшим банкам, чтобы быстро создать NFC-кошелек в их банковских приложениях?
  • Какие готовые решения можно предложить банкам для создания платежных кнопок на сайтах и маркетплейсах, например embedded white label решения?

  • Какие решения способны усилить безопасность (и частоту) платежа на Android смартфонах без NFC модуля или для 21 миллиона потенциальных пользователей?

Буду рада любым предложениям и упоминаниям провайдеров в комментариях к посту или в ТГ (ссылка в профиле)

22
реклама
разместить
Начать дискуссию