7 типов основателей стартапов: к какому относитесь вы?

Согласно статистике,в США только в 14 из 500 публичных компаний по-прежнему у руля стоит их основатель. При этом большинство фаундеров отказывается от контроля задолго до того, как их компании выходят на биржу и становятся публичными. Этого не случится с вами, если по мере роста бизнеса вы будете осознанно и самостоятельно определять свою роль в повседневном управлении компанией в соответствии с представленной ниже классификацией.

7 типов основателей стартапов: к какому относитесь вы?

Как и в любой другой классификации, здесь есть серые зоны, поэтому примеры могут относиться к более чем одной категории. Некоторые черты являются общими для всех основателей, например, открытость к инновациям, страсть к своему проекту, склонность к риску и т. д. Но в некоторых типах доминируют вполне определенные качества.

Соло-основатель

Как правило, это независимый и самоуверенный лидер, наделенный твердой верой в свое видение продукта и компании. Бизнес тесно связан с набором навыков и опытом основателя, осуществляющего полный контроль всех процессов.

Подводные камни:

  • По статистике, компании, основанные в одиночку, имеют более высокий уровень неудач.
  • Венчурные капиталисты более сдержанны по отношению к соло-основателям, поэтому им бывает сложнее собрать деньги.
  • Возможны последствия в виде выгорания, потому что основатель выполняет все обязанности (маркетинг, продажи, создание продукта, финансы, сбор средств, поиск новых клиентов и т. д.) и несет полную ответственность за все аспекты бизнеса.

Пример:

Сара Блейкли, основательница Spanx. Одиннадцать лет назад, в 2012 году, когда ей было всего 38 лет, Сара Блейкли стала самой молодой в мире женщиной-миллиардером. Если вы похожи на Блейкли, то вас характеризуют склонность к реализации глобальных идей и сверхчеловеческие способности к продажам.

Основатель-мечтатель

Этот тип основателя движим большими целями, а также идеями перевернуть традиционные нормы. Он видит картину целиком, хорошо проявляет себя в тандеме (особенно в качестве соучредителя).

Подводные камни:

  • Подобные основатели настолько сосредоточены на общей картине, что могут упустить мелкие, но важные детали.
  • Легко отключаются от реальности, уходя в мир грез и фантастических перспектив.
  • Им может быстро все наскучить, особенно если в бизнесе появляется рутина.

Пример:

Стив Джобс произвел революцию в Apple и за ее пределами. Джордж Лукас так описывал его суперсилу: «Магия Стива заключалась в том, что он видел истинный потенциал во всем, к чему прикасался, и никогда не шел на компромисс в этом видении».

Серийный основатель

Этот основатель проявляет заинтересованность в совершенно разных областях инновационного бизнеса. Ему присущи смелое видение, самостоятельность, он перманентно желает разнообразия и перемен. При этом с легкостью смиряется с неудачей. Больше мотивированы влиянием, которое они оказывают, чем деньгами.

Подводные камни:

  • Бизнес подвержен высоким рискам банкротства.
  • Есть трудности с поиском надежных партнеров.
  • Может впасть в ступор, когда требуется движение вперед.

Пример:

Илон Маск, пожалуй, самый плодовитый (и успешный) серийный основатель всех времен, создавший такие стартапы, как Tesla, SpaceX, The Boring Company и Neuralink.

Основатель-изобретатель

Отличительная черта этого типа основателей — техническая гениальность. Они способны решать любые проблемы, связанные с технологиями. Обычно ими движет не только желание внедрять отдельные инновации, но и желание ускорить прогресс в целом.

Подводные камни:

  • Как правило, основатель-изобретатель не очень хорошо разбирается в других важных областях (например, продажах, маркетинге), или не разбирается вовсе.
  • Демонстрирует низкий эмоциональный интеллект (EQ) - не умеет налаживать эффективные связи с бизнес-партнерами и командой, от чего может пострадать проект.

Пример:

Марк Цукерберг. Главная слабость изобретателей — это их склонность к низкому EQ: для них логика и технология важней, чем понимание человеческого поведения. Вот почему основателям технологических компаний следует как можно раньше искать наставников и привлекать сотрудников с лидерскими качествами. Например, Цукерберг благодарен своему бывшему операционному директору Шерил Сэндберг за то, что она превратила стартап в компанию с многомиллиардным оборотом.

Основатель-индивидуалист

Такие фаундеры способны привлекать и удерживать внимание большой аудитории. Их отличает наличие внутренней мотивации (реагируют на «признание»). Это отличные рассказчики и амбициозные лидеры.

Подводные камни:

  • Испытывают сложности с поиском подходящих людей, которым можно доверять.
  • Не могут быть просто «лицом» бизнеса. Но в погоне за статусом часто оставляют без внимания качество производимого продукта.

Пример:

Опра. Одноименное ток-шоу, которое длилось 25 лет, сеть OWN, журнал O Magazine, книжный клуб и множество благотворительных начинаний — все это составляют ее обширную империю. Но, конечно, мы знаем множество других индивидуальных брендов, которые используют свою аудиторию и сообщества для быстрого масштабирования. Они ловко используют свою харизму и способность развлекать, чтобы формировать свои бренды и прокладывать путь к успеху.

Случайный основатель

Случайный основатель может не иметь деловых качеств и, возможно, на самом деле не хочет вести собственный бизнес. Как правило, он решает реальные проблемы людей на основе личного опыта и превращает свою экспертизу в прибыльный бизнес.

Подводные камни:

  • Будучи основателями поневоле, подобным лидерам сложно найти подходящих людей, которым можно доверять.
  • Им часто свойственна деспотическая манера управления бизнесом.

Пример:

Ивон Шуинар. Страсть к скалолазанию привела основателя Patagonia Ивона Шуинара к разработке профессионального альпинистского оборудования. Известно, что Шуинар всегда относился к своим успехам с самоиронией и легким скепсисом, но шестьдесят пять лет спустя компания этого случайного основателя оценивается в 3 миллиарда долларов.

Осознанный основатель

Эти основатели демонстрируют эмпатический подход к продукту или компании. Могут обучать, расширять возможности и мотивировать других (например, команду, клиентов). Статистически сотрудники у таких СЕО более удовлетворены и лояльны.

Подводные камни:

  • Таким основателям бывает трудно найти сотрудников с идеально совпадающими ценностями.
  • Обычно им не хватает опыта ведения бизнеса, чтобы обеспечить долгосрочный успех компании.

Пример:

Джессика Альба. Убеждение, что потребителям нужны безопасные, доступные и экологически чистые товары для детей и дома, Альба в 2011 году основала The Honest Company. Она потратила годы на исследование ингредиентов продуктов повседневного спроса и даже поехала в Вашингтон, чтобы лоббировать обновления Закона о контроле над токсичными веществами 1976 года.

Еще больше полезной информации о привлечении инвестиций в бизнес в нашем телеграм-канале. Регулярно публикуем кейсы и лайфхаки по поиску и общению с инвесторами, мероприятия для нетворкинга и «прокачки» вашего проекта, делимся шаблонами, гайдами и советами от экспертов рынка. Подписывайтесь!

22
Начать дискуссию