Куда утекают деньги в онлайн-школах. Анализируем схему бизнеса

Надоело читать статьи типа «как основателю сэкономить 500 миллионов, наступив себе на горло», какие-нибудь гайды, или – маркетологическое любимое – «продающие тексты». Меня лично это унылое словосочетание вымораживает. Поэтому отбившись от копирайтеров, пишу без правил.

Речь пойдет об онлайн-школах, онлайн-курсах и прочих формах, ныне уже ставших вселенной EdTech.

Куда утекают деньги в онлайн-школах. Анализируем схему бизнеса

Я – Любовь Калиновская, руководитель Юридической компании «Альфа и Омега», практикующий юрист с большим стажем, и пишу, опираясь на свой личный опыт сопровождения владельцев онлайн-школ (и не только), а также на общий опыт нашей команды. Надеюсь, информация будет полезной для основателей школ и продавцов личных курсов.

Как обычно выстроен процесс

Все продажи ведутся через ресурсы типа GetCourse, аккаунт в соцсетях, сайт и тому подобное.

Прикрутили платежный инструмент, дали рекламу, набрали преподавателей и началось движение денег. На схеме движения денег остановлюсь подробно, поскольку это самый главный путь, где основатель попадает под удар проверяющих органов, банков, потребителей, а также наемных участников бизнес-процесса: преподавателей, таргетологов, методистов и так далее. Поэтому разбираемся.

Вариант движения денег №1 «До первой блокировки счета»

Деньги от учеников поступают на счет ИП, затем переводятся на личную карту и уже с карты физлица перечисляют «зарплату» на карту физлица-преподавателя, куратора, таргетолога и т.д.
Деньги от учеников поступают на счет ИП, затем переводятся на личную карту и уже с карты физлица перечисляют «зарплату» на карту физлица-преподавателя, куратора, таргетолога и т.д.

Каждый второй, если не каждый первый так работает.

Плюсы: минимальная сумма налогов и максимальная прибыль

Минусы: максимальное количество угроз и в случае их реализации прибыль, полученная за 3 года, стремится к нулю в лучшем случае

Вариант движения денег №2 «Белые и пушистые»

Все законно – покупатель курса платит на расчетный счет ИП, все сотрудники в штате, деньги в виде заработной платы по трудовым договорам поступают на карту преподавателей и сотрудников.
Все законно – покупатель курса платит на расчетный счет ИП, все сотрудники в штате, деньги в виде заработной платы по трудовым договорам поступают на карту преподавателей и сотрудников.

Идеально с точки зрения налоговой, но почти нежизнеспособно, если у тебя нет гигантских стартовых ресурсов.

Плюсы: 100% в рамках закона

Минусы: максимальная сумма налогов, сложнее обеспечить рентабельность и гибкость

Вариант движения денег №3 «Максимум денег, минимум рисков»

Деньги студентов поступают на расчетный счет ИП. Часть сотрудников в штате, часть самозанятые, часть ИП.
Деньги студентов поступают на расчетный счет ИП. Часть сотрудников в штате, часть самозанятые, часть ИП.

Оптимальная схема для живучести, роста прибыли и бизнеса в целом.

Если такую схему правильно выстроить, она поможет не попасть под блокировку счета банком по 115-ФЗ, не вызвать сомнений у налоговой, что вы уменьшаете налогооблагаемую базу, подменяя трудовые отношения договорами ГПХ и избегать прочих менее очевидных, но существующих рисков.

В данной статье я осознано рассматривала схему движения денег без участия ООО. Так проще показать логику денежных потоков с их плюсами и минусами, что и было целью статьи. Однако, не могу не сказать, что есть более продуманные схемы с участием ООО, одного или нескольких ИП. Комбинаций множество и здесь все индивидуально.

У каждой школы свои особенности, свой объем выручки, своя расходная часть, однако есть общее правило. Нет баланса между доходами-расходами-риском = нет роста компании. И наоборот, поиск своего баланса, несомненно, ведет к росту прибыльности.

Часто отсутствие баланса называют ничего не объясняющим и всё обобщающим словосочетанием «проблемы роста»

Ошибка новичка

Не копируйте в точности, то, что делает ваш конкурент, а ищите свой путь. К тому же внешняя картинка бизнеса конкурента почти всегда не совпадает с истинным положением дел. Все видят только вершину айсберга. Это я могу на 100% подтвердить своей практикой. Можно копировать детали, фичи, продукты, но структуру штата, внешних сотрудников, расходов, налогообложения нужно делать индивидуально. Не полагайтесь на бухгалтера, финансиста и свой опыт, если вы не практикующий юрист.

Когда основатель обращается к нам для структурирования денежных потоков или системы управления персоналом и компанией в целом, мы занимаемся созданием баланса. Алгоритм работы выстраиваем следующим образом.

Первый шаг «Ревизия»

  • всех денежных потоков
  • всех сотрудников школы, создающих продукт и администрирующих процесс
  • общего функционала школы и эффективность его распределения между сотрудниками
  • оферты или предложения для покупателей продукта

Второй шаг «Согласование»

Помогаем основателю сформулировать основные требования к системе управления бизнесом и разрабатываем прототип схемы.

«Насмотренность», собственный предпринимательский опыт и длительная юридическая практика сопровождения владельцев компаний позволяют нам предлагать различные бизнес-решения.

Третий шаг «Разработка»

Переносим оптимизированную схему «на бумагу», то есть пишем договоры (трудовые, ГПХ и прочие), уточняем статусы сотрудников (штатный, самозанятый, ИП), создаем регламенты для эффективного взаимодействия всего персонала школы.

Четвертый шаг «Внедрение»

Проходя с нами первые три шага, основатель уже сам четко понимает, как управлять своей школой эффективно, как отвечать на возражения недовольных сотрудников или покупателей. Мы остаемся на связи и консультируем пока руководитель осваивает новую схему управления так долго сколько это необходимо.

Как правило, основатель остается с нами на абонентском обслуживании, ведь нам уже не надо долго объяснять каждую задачу или проблему, а это огромная экономия рабочего времени.

Пока писала статью, пришло подтверждение актуальности темы. Блиновской продлили домашний арест на 3 месяца и назначили очередную налоговую экспертизу. Не знаю был ли у неё юрист с правильной специализацией, что-то мне подсказывает нет или она его не слушала, иначе она не находилась бы под следствием с арестованными активами. Выводы делайте сами.

Ставьте лайк, если было полезно. Если есть вопросы, то пишите в комментариях или мне в TG. Обязательно прочитаю и отвечу.

В последние месяцы в мою компанию участились обращения клиентов за защитой от претензий ФНС. Налоговая обвиняет в дроблении бизнеса и пытается переквалифицировать договоры ГПХ в трудовые. К счастью, нам удается решать такие вопросы без последствий. Вопрос к предпринимателям. Сталкивались с этим? Поделитесь кейсами, будет интересно почитать.

1717
3 комментария

Блин, круто разъяснили. Я бы поделился кейсами, но, вот времени нет)) ✌🏻

2
Ответить

Спасибо за лайк) Время - деньги🪄

1
Ответить

Нейросети и чат боты вам в помощь

Ответить