Что нравится инвесторам? 5 главных советов стартапам

Рано или поздно каждый стартап начинает нуждаться в дополнительной финансовой поддержке "со стороны". Однако, в России лишь трети стартаперов удается привлечь внешних инвесторов.

Конечно, одной из главных проблем каждого зарождающегося, даже очень перспективного, проекта является нехватка денег. Получение инвестиций, особенно на выгодных условиях, - заветная мечта каждого стартапера.

В этой статье мы дадим 5 главных советов, которые помогут стартапу найти своего инвестора.

Огонь в душе

Для большинства инвесторов огромную роль играют не только репутация и человеческие качества фаундеров, но и их искреннее отношение к делу. Стартап - это очередное место работы или проект мечты, в который стартапер готов вкладывать не только деньги, но и силу и душу? Готов ли начинающий предприниматель чем-то жертвовать ради нового дела? Комфортно ли стартаперу в его нынешнем положении или есть риск все бросить, потому что непривычно?

Инвесторы крайне настороженно и даже негативно относятся к лицам, утверждающим: "Я привык к такому-то уровню жизни и такому-то доходу, иначе некомфортно".

Инвесторы любят тех основателей, которые на первых порах развиваются за счет собственных ресурсов, возможно даже в чем-то себе отказывая. Чем больший процент акций находится у основателя, чем больше он замотивирован в развитии своего проекта, тем с большей охотой инвесторы вкладывают деньги.

Хороший продукт

Зачастую в погоне за ростом и развитием проекта основатели забывают о самых главных и самых надежных способах развития: общение с потенциальной целевой аудиторией, разработка необходимого пользователям продукта/услуги и быстрая его/её доработка в случае необходимости. Не вызывающий интерес продукт или продукт, не приносящий прибыли, в скором времени приведёт проект к банкротству, какие бы инвестиции он ни получил. Конечно, опытные инвесторы сразу видят продукт-пустышку и воздерживаются от вкладов в сомнительный проект.

Презентация

В среднем инвестор тратит 2,5 минуты на знакомство с презентацией. Если что-то зацепило - просмотр продолжается, если нет - презентация летит в спам-бокс.

Довольно очевидно, что 2,5 минуты - крайне небольшое время, поэтому каждая секунда дорога. Презентация должна быть простой и по делу, и, конечно, она не должна быть перегруженной.

В идеале презентация проекта должна размещаться на 10-15 слайдах. Этого вполне достаточно для того, чтобы достойно представить свой проект и не перегрузить смотрящего второстепенной информацией.

Сооснователь PayPal Питер Тиль в 2012 году составил шаблон презентации в помощь стартаперам. Безусловно, по прошествии стольких лет кое-что поменялась, поэтому мы представляем обновлённый актуальный шаблон, составленную по которому презентацию будут смотреть.

Итак, презентация проекта должна включать слайды о:

1. Цели проекта или проблеме, которую проект решает - вкратце опишите, зачем появился проект, и почему его существование действительно важно. Помните, что в решение малозначительных ситуаций вряд ли кто-то захочет вкладываться;

2. Решение - обозначив проблему, нужно показать, что проект в состоянии её решить. Создайте конкретные образы и приведите конкретные примеры того, как проект может улучшить жизнь потребителей;

3. Актуальность - особенно важный раздел, в котором следует привести веские причины необходимости продукта в данный момент;

4. Рынок - также один из самых важных слайдов. Необходимо показать, что рынок для нового продукта не просто существует, но и активно развивается и имеет множество потенциальных клиентов;

5. Конкуренция - перечислите основных конкурентов и обозначьте, почему Ваш проект лучше;

6. Продукт - не забудьте описать детали продукта: функционал, используемые технологии, дизайн, интеллектуальную собственность;

7. Бизнес-модель - расскажите, как планируете зарабатывать на продукте, сколько он будет стоить и из чего складывается цена. Также укажите стоимость привлечения клиентов и полную прибыль;

8. Команда - кратко и ярко "продайте" себя и своих партнеров инвесторам;

9. Фин.показатели - этот слайд расскажет инвестору о Ваших амбициях и о том, насколько они реалистичны. Также по этому слайду можно понять, насколько проект жизнеспособен.

Бумажная волокита

Каждый инвестор предпочтет вложиться в проект, который ведут грамотно. Не забудьте позаботиться об официальном оформлении прав на интеллектуальную собственность, а также "узаконивании" отношений между соучредителями.

Как снег на голову

Посылать бизнес-план или резюме проекта без предварительного согласования с инвестором - величайшая глупость. Чаще всего нежданные письма автоматом летят в корзину или попросту не читаются. Обязательно свяжитесь с инвестором или его представителем перед отправкой данных.

Также глупо отправлять детали проекта, не ознакомившись со сферами интересов инвестора.

Соблюдение этих пяти советов существенно облегчат получение необходимых стартапу инвестиций.

33
4 комментария

Есть мнение, что инвесторам не нравятся стартапы. 

2

Если ты VC - то это твоя работа)

Кое-что по делу, но логика изложения мне не понятна.

Я бы смотрел на презентацию сначала - чтобы понять обсуждаемую идею. Раздел про презентацию в целом норм расписан, но мне больше интересно наличие хорошего и достаточно инновационного продукта для определенного рынка. Я буду оценивать интересность продукта на рынке и методы доведения этого продукта до рынка.

Если с продуктом все ясно - я бы смотрел на текущую команду.

Если все хорошо - можно и бизнес обсудить.

Хороший и инновационный продукт это, естественно, первостепенно)