Всем привет! Я работаю аналитиком данных, но по привычке провожу анализ всего и вся и вне рабочего времени. Например, я веду семейный бюджет. А чтобы было удобнее его анализировать, каждый год в середине ноября я обновляю его шаблон. Если вы в поиске свежих идей по ведению семейного бюджета - то welcome!Начинал я с обычного бумажного блокнота, в который записывал доходы и расходы. Потом перешел в MS Excel и сейчас продолжаю с ним работать. Много лет мой шаблон стабильно отвечал мне на два вопроса: 1) Превышают ли доходы расходы? 2) На что конкретно я трачу деньги. Но в этом году я задался еще одним опросом: "Доколе?" Доколе я буду знать так мало о своих деньгах? И потому решил дополнить файл с семейным бюджетом ДАШБОРДОМ, который бы отвечал на все интересующие меня вопросы. И вот что из этого получилось.Дратути, ничоси у вас вопросикиПервым делом я составил список вопросов, на которые хочу иметь ответ. При этом важно, чтобы я мог получить ответ за секунду, просто посмотрев на дашборд. Думаю, каждый хоть раз задавал себе подобные вопросы. Собственно, вот и они:Сколько я заработал с начала года?Сколько я потратил с начала года?Заработал ли я больше, чем потратил?Сколько денег в моей финансовой подушке безопасности?Сколько денег у меня накоплено для крупных покупок?Сколько денег я инвестировал (с начала инвестирования)?Как меняются доходы, расходы и сальдо по месяцам?Что за что отвечает?В левой части дашборда крупным планом отражено текущее состояние. На первый вопрос отвечает поле "Доходы с начала года";На второй вопрос отвечает поле "Расходы с начала года";На третий вопрос отвечает поле "Сальдо". Если доходы превышают расходы, то значение сальдо подсвечивается зеленым (как на скрине выше). А если наоборот - то красным.У меня определена финансовая подушка безопасности. И равна она 100 тысяч рублей. По моему мнению, это должны быть деньги, которые можно получить в любой момент. Поэтому сумма средств на накопительных счетах ("Сумма на НС") должна быть не меньше подушки безопасности. А если меньше, то это уже нехорошо - о чем свидетельствует красная подсветка суммы на НС.Деньги на крупные покупки могут храниться на НС или вкладах (в зависимости от того, что выгоднее). На дашборде видно не только, где лежат деньги, но и понятно их предназначение (обучение, путешествие).Инвестированная сумма указана в самом низу.В правой части дашборда - одна общая диаграмма, которая отражает динамику доходов, расходов и сальдо по месяцам (ответ на вопрос № 7).Зачем все это надо?Примерно с таким лицом я придумывал, что делать с этим дашбордом дальшеНа самом деле каждый из семи вопросов я задаю себе не просто так. Ответ на каждый из них поможет принять (я надеюсь XD) грамотное управленческое решение. Например:Сколько я заработал за первый квартал? Меньше 25% от плана? Если так пойдет, то заработаю ли я до конца года хотя бы 100% от плана? Нет? Значит, нужно повышать доходы (искать подработку) или снижать расходы (перестать покупать пирожное каждый вечер), иначе можно уйти в минус.Сколько я потратил за первый квартал? Больше 25% от плана? Возможно, это были крупные траты (купил новый костюм с ботинками). Если в остальную чать года траты будут меньше, то я уложусь в план.Заработал ли я больше чем потратил? Если сальдо уходит в отрицательную область в течение 3-4 месяцев, то это повод пересмотреть свои доходы и расходы, чтобы исправить ситуацию.С финансовой подушкой безопасности все просто. Залез в "кубышку" и взял из нее больше, чем нужно? - Будь добр в следующем месяце восполнить недостающую сумму в первую очередь!Если деньги на большие покупки все никак не накапливаются, то стоит пересмотреть структуру доходов и расходов.То же самое и с инвестициями.Ну а от динамики по месяцам я хочу двух вещей: видеть "аномалии" и общий тренд. Получил премию в марте и отправил ее на вклад или накопительный счет? - Красавчик! Видишь, что расходы растут от месяца к месяцу - значит не следуешь плану. Ну или план неправильный))И что в итоге?В итоге получился дашборд, эффективность которого как всегда покажет лишь время. В конце марта постараюсь запилить публикацию с оценкой эффективности дашборда.P.S. А как вы ведете семейный/личный бюджет?
Все начинают вести семейный бюджет и лишь доли процентов продолжают это нужное дело. Я в большинстве :)
вы уже ступили на правильную тропу финансовой грамотности , не держите все в голове , а переносите в таблицу и делаете сравнительный анализ