Полезное для фрилансера: бухгалтерские обязанности ИП

Если вы ИП на УСН 6%, не имеете работников и оказываете услуги юр.лицам, то все ваши бухгалтерские обязанности сводятся к следующему:

  • Хранить оригиналы документов, касающихся регистрации ИП и его счетов в банках.
  • Хранить оригиналы отчетов, поданных в государственные органы, и подтверждения их подачи.
  • Своевременно заключать договоры и подписывать акты с заказчиками и хранить их оригиналы.
  • Сдавать налоговую и статистическую отчетность, вести книгу учета доходов и расходов.
  • Платить налоги и страховые взносы, а при необходимости – пени и штрафы.
  • Контролировать состояние расчетов с покупателями, а порой и с поставщиками.
  • Регулярно проверять, что состояние лицевого счета ИП в ИФНС соответствует действительности.

Касательно хранения оригиналов документов все просто – вы заводите толстую папку и аккуратно складываете туда все указанные документы. Оригиналы документов могут понадобиться вам в дальнейшем для предоставления в налоговую, в банк или заказчикам, а может быть даже и в суде. Поэтому если вы не уверены, нужна ли вам та или иная «бумажка», лучше сохраните ее. Хранить все документы нужно минимум 4 года.

Если вы решили считать и платить свои налоги самостоятельно, то помимо выбора бухгалтера я рекомендую:

  • Выбрать, как вы будете производить расчет налога и взносов к уплате – в офлайн программе, в онлайн-сервисе или где-то «на коленке», например, в MS Excel. Все средства имеют свои плюсы и минусы, и я рекомендую во всем начинать с малого – с подручных средств, чтобы не нести лишние финансовые и временные затраты. Помните, что даже если вы ведете бух.учет в какой-либо, даже самой умной, программе, всегда обязательно проверяйте расчет налогов вручную.
  • Зарегистрировать личный кабинет на https://lkip.nalog.ru , с его помощью вы будете проверять, дошли ли ваши платежки по налогам и взносам, а также данные деклараций до пункта назначения.
  • Обязательно ознакомиться с главой Налогового кодекса РФ про упрощенную систему налогообложения, чтобы, например, лучше разобраться с тем, что является доходом для целей УСН или с условиями утраты права применения УСН.
  • Всегда по внимательно относиться к расчетам и уплате налогов, проверять себя (например, делать расчет налога в файле Excel и программе, или на калькуляторе и в файле Excel), задавать себе и окружающим побольше, пусть даже самых глупых, вопросов, следить за состоянием своих расчетов с бюджетом.

Если же вашим бухучетом занимаетесь не вы, то рекомендую вам самостоятельно, или привлекая еще одного бухгалтера, периодически проверять как минимум состояние своих расчетов с бюджетом, хорошо также проверять наличие всех необходимых документов и прочие моменты.

Во-первых, и бухгалтер и компьютер никогда не застрахованы от ошибки.

Во-вторых, к сожалению, попадаются неграмотные, невнимательные и недобросовестные бухгалтеры. В связи с этим одно из ключевых правил финансовых директоров – чтобы минимизировать ошибки, контролируй все дважды. И хотя все ошибки бухгалтера можно исправить, как правило они всегда обнаруживаются в неподходящий момент, когда на их решение времени совсем нет.

Автор статьи: Ивкова Юлия. Финансовый консультант

11
13 комментариев

В дополнение, есть удобные облачные системы для бухгалтерского и налогового учёта, которые
- напомнят и помогут сдать отчётность онлайн,
- напомнят об оплате и правильно посчитают УСН, с учётом уплаченных страховых взносов,
- автоматически ведут книгу учёта доходов и расходов,
- имеют шаблоны унифицированных форм документов,
- подгрузят банковскую выписку
и много другого, что бывает сложно сделать "на коленке", но значительно упростит работу без привлечения бухгалтера. Как бонус, облачность позволяет работать в системе с любого устройства и в любом месте, имея доступ в интернет.

Сейчас практически все из личного кабинета банка можно делать без каких либо сервисов. Тут речь идёт о УСН "доходы" без сотрудников. Ещё бы о патентнихах статью запилили

У меня усн бухгалтерию вела жена бухгалтер . Развёлся. Оказалось бардак полный по ИП. Вопросы : 
1. Была база левая 1с про , если куплю лицензию базовую смогу остатки перенести в неё и достаточно ли базовой?
2. Как долго можно отсрочить платежи в ПФР и налоговую 
3. У кого сведения более достоверные у налоговой или фссп по долгам ибо расходятся суммы. 
4. Хочу работать с физ лицами сколько обойдётся «Кассовый комплект чтобы и нал и карты» и нужна ли она. 
5. Сколько стоит бухгалтер если по безналу 3-8 счетов в месяц и что там по отчетам нужно сдать.
6. Сколько стоит бухгалтер Разовый чтобы всю кашу за последние 8 месяцев разобрать. 
7. И могу ли я в актах писать всегда только 1 услугу типа [ Обслуживание столько то часов из расчета к примеру 2000р час] чтоб не заморачиваться с номенклатурой.
Пысы сейчас усн, только безнал, услуги.

1. Да, старую базу из одной 1С можно подгрузить в любую другую 1С.
7. Да, вполне можете писать услуги в такой форме, указывая лишь общую стоимость услуг.
По 2 и 3 вопросы не возьмусь ответить.
Что касается 4-6 вопросов, то присмотритесь к онлайн сервисам типа 1СФреш, Контур Эльба, Моё Дело, Небо. Там вы можете вести бухгалтерский и налоговый учёт, обратиться за консультацией, получить бухгалтерское сопровождение. Удобно то, что облачные сервисы позволяют привлекать бухгалтера удаленно из любого города. Некоторые из этих сервисов предлагают в пакете и онлайн-кассы. Все сервисы дают бесплатный тестовый период.

1.Базовой достаточно, но с переносом из проф могут быть проблемы. Остатки, справочники можно перенести или ручками разнести, не думаю, что там много. Можно посмотреть. Работаем и с базовыми и проф, и в облаке.
2.Если выставят требование - блокировка счета. Отсрочки нет.
3.Первоисточник налоговая + ПФ, приставы работают по исполнительному от них.
4.Онлайн ККТ и эквайринг. От 25+
5. Можно обсудить, в зависимости от количества операций. 
6.Посмотреть объем восстановления, лучше нанимать бухгалтера + восстановление. Так как ему затем работать с данными.
7.Именно так и пишут наши клиенты.

Из профессиональной в базовую перенести? Могу ошибаться но вроде можно только наоборот. 
Чтоб получить достоверные сведения закажите сверку через личный кабинет или пешком в налоговую
Кассовый комплект как Вы его назвали заблокируется если в течении 30 суток нет движухи.
Выше кинул ссылки на банки где есть бухгалтерии, но думаю они сейчас есть у всех. Вам с таким потоком отдельная программа для бухгалтерии не нужна, экономьте деньги.
Знакомому ИП наладил работу по такой схеме, у него грузоперевозки, счета, акты делает из выгруженых с 1С в Эксель шаблонов просто меняя даты, номера и название маршрута. В налоговую все одной кнопкой через банк

Полезная информация, обязательно сохраню