Почему российские банки до сих пор достойно выглядят в мировом рейтинге эквайеров
Дошли руки написать разъяснения по новости о том, что российские банки, несмотря на санкции, заняли более 10% рынка платежей по картам. Рассказываю по просьбам друзей и родственников «Я в шоке был, почему так. Ты же в банке работаешь, расскажи».
Не могу говорить, в каком банке я работаю, но дам подсказку: топ-10 по клиентам в России. Работаю в отделе, связанном с бизнесом.
Стало известно, что российские банки занимают долю 10% на рынке платежей по картам. А Альфа-Банк показал феноменальный годовой прирост количества обработанных платежей — 59,4%.
Почему так, разберу.
Почему российские банки имеют такую большую долю на рынке платежей в 2023 — 10%?
Во-первых, это активное развитие цифровых технологий и инфраструктуры безналичных платежей в России. В России достаточно быстро получил отклик бесконтактный способ оплаты товаров/услуг, что сразу задало вектор развития всей инфраструктуры платежей.
Во-вторых, усиление конкуренции на внутреннем рынке привело к улучшению качества услуг и снижению комиссий за эквайринг, а также заставило банки и финтех компании оперативнее разворачивать новые решения.
Если учесть дальнейшие тренды ЦБ РФ и НСПК о развитии цифрового рубля, биометрии и СБП, то тренд сохранится и даже усилится - у населения всё больше вариантов для проведения платежа и всё больше удобства в этой связи.
Почему одни российские банки падают в этом рейтинге, а кто-то растёт?
По данным Nilson Report, Альфа набрала годовой прирост в 59,4%. В 2022 году через POS-оборудование банка прошло более 1 млрд платежей, что позволило им подняться в рейтинге до 65 места.
Сохранение позиций в рейтинге, подъем или потеря позиций говорит о качестве предоставляемых услуг и об успешной работе банков. Это говорит о надежности финансового института, его защищенности.
Тем самым, позиция банка в рейтинге эквайеров напрямую показывает насколько он технологичен и ориентирован на развитие финансовых технологий.
Приятно видеть, как развивается отрасль, несмотря на санкции и сложности. Вселяет надежду.
Что этот рейтинг значит для обычных клиентов? Что будет клиенту Тинькофф с того, что его банк упал в рейтинге? И что клиенту Альфы с того, что банк поднялся в рейтинге?
Рейтинг банков-эквайеров отражает условия подключения, качество услуг, которые клиенты получают. Если банк падает в рейтинге, это может сигнализировать о возможных проблемах - например, увеличении времени обработки транзакций или повышении комиссий или даже невозможностью произвести операции на протяжении некоторого времени.
С развитием технологий, крупная розница и маркетплейсы будут выбирать более технологичные банки, чтобы развивать собственный финтех, который без развития платежей не имеет смысла. Банки, не инвестирующие в развитие технологий платежей, будут падать в доле и дальше.